Современное общество не может нормально функционировать без взаимодействия людей друг с другом. Каждая личность индивидуальна, но, несомненно, считается, что под разные ситуации она должна подстроиться. Это позволяет человеку найти работу, партнера, поехать в путешествие. Манера общения и поведения человека формируется всю его жизнь. Они могут меняться, дополняться другими приемами, а какой-либо один вид может быть утрачен. Факторы и причины бывают самыми разными. Цель одна: достичь результата. За счет общения человек способен достичь многого, нужно лишь правильно подобрать стиль общения и поведения.
Стили общения
Стиль общения характеризуется привычной устойчивой связью между способами и методами общения и целями, которыми оно преследует. То есть это какие-то особенности взаимодействия между людьми. Человек ищет новую работу, пришел на собеседование — тут он использует один стиль общения, при взаимодействии с коллегами – другой, в семье и в общении с родственниками – третий. Под каждую конкретную ситуацию выбираются разные стили общения. Какие бы действия ни предпринимались, слова человека всегда будут основой общения.
Диагностика
Скорректировать свой стиль общения в нужном направлении для того, чтобы установить гармоничные отношения в семье или коллективе может каждый. Началом такой работы становится психологическое тестирование, которое помогает установить реальное отношение индивидуума к окружающим, его врожденные способности и наклонности. Тестов для определения личностного стиля общения существует много.
Самыми популярными из них являются:
- Тест межличностных отношений американского психолога Тимоти Лири, создан в 1950 г., адаптирован для русскоязычной среды Людмилой Собчик. Предназначение теста – определение личностного представления о себе и преобладание типа общения. Тест состоит из 2 частей, содержит 128 высказываний о характере человека. Как видит себя он в идеале и в настоящем периоде. Тест может использоваться для личной оценки, так и для оценки человека «со стороны». Также возможно определение степени объективности самооценки.
- Тест «Упорство-уступчивость» — один из серии тестов на межличностные отношения, созданных Гансом Айзенком и Гленом Вильсоном. Ответы на 210 вопросов предполагают варианты ответов «да» и «нет». С помощью теста определяется основные характеристики общения личности: агрессивность или гибкость, способность к манипулированию, стремление к руководству или подчинению.
- «Диагностика коммуникативной агрессии» — методика, разработанная отечественным психологом Виктором Бойко. Тест позволяет определить степень агрессивности в отношениях, способность к переключению. «Индекс агрессии» строится на 11 параметрах.
- «Диагностика типа коммуникативной установки» создана под руководством Виктора Бойко для определения наличия и величины проявления негативных установок в общении. Тест состоит из 25 вопросов, которые предполагают варианты ответов «да» и «нет».
- Опросник межличностных отношений американского психолога Вильяма Шутца предназначен для определения коммуникативных особенностей личности.
- Тест СМИЛ разработан по базовой методике Л. Собчик создает полный психологический портрет личности, в том числе стили его общения. Чтобы получить полную информацию о себе нужно потратить время, и ответить на 567 вопросов. Но существует и сокращенная версия, из 65 вопросов.
В наше время пройти множество тестов и получить результаты в течение нескольких минут можно в интернете в режиме онлайн бесплатно. Минус таких исследований в том, что самостоятельно человек, который не является специалистом в области психологии, не всегда может объективно оценить результаты теста. Для серьезных исследований лучше обратиться в консультационный центр к профессионалам.
В психологических центрах часто проводят диагностику стилей и других компонентов общения в деловой сфере. Такие услуги могут заказывать компании для оценки уровня сотрудников, так и отдельные личности. Стоимость услуг зависит от выбора специалиста, диапазона исследований. Примерная начальная стоимость одного тестирования с комментариями психолога составляет около 1500 руб.
Стили общения с точки зрения психологии
Психология всегда занималась проблемами взаимодействия людей между собой. По мнению психологов, стиль общения обусловлен возможностью человека выбирать те или иные средства поведения в определенной ситуации. Они разделили стили общения на три категории:
- гибкий;
- ригидный;
- переходный.
При гибком стиле человек хорошо ориентируется в обществе, он может адекватно расценить, кто перед ним, быстро понять, о чем идет речь и даже догадаться об эмоциональном состоянии собеседника. При ригидном стиле человек не может быстро проанализировать не только свое поведение, но и поведение собеседника. Он плохо владеет собой и не всегда может выбрать подходящий способ поведения и общения. При переходном стиле у человека присутствуют признаки из двух вышеназванных стилей. Он не до конца понимает, что происходит вокруг него, с кем общается и какой способ взаимодействия лучше выбрать.
Гиперопека
Все предыдущие стили воспитания подростков и малышей все же дают хоть порой и малую, но все же самостоятельность крохам. Опекающий стиль полностью «привязывает» взрослого к ребенку. Как правило, этим «грехом» страдают тревожные мамочки. Им постоянно кажется, что с их малышом произойдет несчастье, поэтому они пытаются оградить его от всех негативных сторон жизни.
Но, по сути, они пытаются жить вместо ребенка, делая все за него и лишая самостоятельности. Каким вырастет такой малыш? Сценариев может быть два: пассивным, эгоистичным или агрессивным, пытающимся вырваться из-под родительской опеки.
Но самое страшное – это передача потомству чувства тревожности. Дети начинают ощущать себя зависимыми, становятся инфантильными.
Лучше всего – это взгляд со стороны. Если ваш малыш ходить в детский сад или школу, расспросите воспитателей и учителей, как он ведет себя, как относится к окружающим. Если пытается сам стать тираном, значит, и вы ведете себя дома так же.
Если не слушается, позволяет едкие высказывания в адрес старших, значит, с либерализмом пора заканчивать. Или соседка по парте помогает ему завязать бантик на шапке? Тогда пора учить его самостоятельности и сокращать гиперопеку.
Поведение в обществе малыша – показатель стиля воспитания его родителей. Словно в зеркале, мы узнаем себя в своих детях.
До скорых обсуждений, друзья!
Екатерина Чеснакова
Оцените автора
Изучение стилей общения
При изучении приемов коммуникации нужно знать, что стиль общения сам по себе и стиль общения в какой-либо ситуации – это разные понятия. Если не учесть особенности характера человека и характеристику ситуации, в которой он оказался, то объяснение будет просто бессмысленным. Есть большое количество методов изучения стилей общения. К примеру, А.В. Петровский создал систему педагогического взаимодействия, состоящую из двух компонентов. Она была названа стилем педагогического общения.
В 1938 году впервые было уделено внимание стилям общения. Немецкий психолог Курт Левин провел исследование и вывел классификацию отношений между людьми, которые управляют, и людьми, которые вынуждены подчиняться. Впоследствии она стала общепринятой и действует до сих пор. Его стили педагогического общения включают в себя:
- авторитарный;
- демократический;
- либеральный.
Основные стили семейного воспитания
В области педагогики, социологии и социальной психологии нередки работы по воспитательным стилям родителей и их влиянию на развитие ребенка. Все модели предполагают, что родители являются основой личности ребенка и обеспечивают набор основных психологических функций. Результаты, полученные разными авторами при сравнении разных родительских стилей, подтверждают, что дети демократических родителей по сравнению с детьми авторитарных или разрешающих родителей более зрелые и компетентные. Исследование показывает нам, как в рамках дома, в котором заботятся и заботятся о детях, а также требуются определенные уровни зрелости и контроля, поощряются мотивация и компетентность несовершеннолетних, социальная и семейная адаптация детей и адекватная эмоциональная безопасность и самооценка обеспечены.
Еще со школьных уроков обществознания всем известно, что семья представляет собой фундаментальный социальный институт, базовая ячейка общества, члены которой связаны узами брака, родственными отношениями, общностью быта. Если рассматривать данное понятие с точки зрения ребенка, то для него семья — это что-то само собой разумеющиеся; самый близкий круг людей, которым он может доверять, которые активно участвуют в его развитии, помогают познать жизнь, и, конечно же, воспитывают. Именно о последней функции и пойдет речь в данной статье.
Почему так важно развитие базовых человеческих качеств у ребенка? Во-первых, без должного воспитания ему будет очень сложно пройти такой жизненный процесс, как социализация в обществе. Во-вторых, выбранный родителями способ формирования личности автоматически откладывается в психике человека, как правильный
И во взрослой жизни он уже неосознанно использует тот же самый метод. То есть, воспитывая одного, своего ребенка, родитель автоматически воспитывает все последующее поколение.
У каждой семьи стили воспитания разные, но все они объединены общей целью: сформировать определенный характер у ребенка, наделить его индивидуальными умениями и человеческими качествами. Если неправильно развивать ребенка, или не делать этого вовсе, то из него может вырасти крайне невежественный человек.
Иногда случается так, что родители просто не знают, как воспитывать ребенка, или же не уверены в правильности своей методики. Правильным решением было обратиться за помощью к интернету, именно к этой статье, потому как здесь представлены 4 стиля семейного воспитания, их суть и влияние на детей. За родителями остается лишь малое: ознакомиться с этими моделями и решить, какой из четырех видов развития приемлем для их семьи.
Характеристика стилей педагогического общения
Стили педагогического общения были определены как эмоциональные приемы и действия педагога по отношению к ученику. Поведение учителя обусловлено его пониманием цели, которую он преследует, обучая ребенка. Чаще всего это не что иное, как обучение ребенка основам своего предмета, передача умений и навыков, которые понадобятся ученику для выполнения задания, или которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. При этом, преподавателем также учитываются стили общения ребенка. С детьми общение происходит совсем не так, как со взрослыми. Учителю нужно немного больше времени, сил и внимания на то, чтобы объяснить ребенку материал. Само же общение происходит путем указаний, объяснений, вопросов, замечаний и даже запретов.
Воспитанность
Воспитанность – результат воспитания. Она проявляется внешне (выполнение норм и правил поведения) и внутренне (моральные установки и мотивы, нравственный выбор). Можно выделить два уровня воспитанности ребенка.
Высокий уровень
Большой запас нравственных знаний (отношение к себе, труду, другому человеку, обществу). Согласованность знаний с убеждениями и мотивами. Единство убеждений и действий. Единое личностное мировоззрение. Развитая сила воли, способность к целеполаганию. Доведение дела до конца, несмотря на трудности. Человек уверен в себе, преобладают положительные эмоции и чувства.
Низкий уровень
Неоднозначные представления о том, что нравственно, а что безнравственно. Личные мотивы расходятся с общественными нормами поведения. Нравственные знания и убеждения рассогласованные. Целеполагание «хромает»: цели нереальные или ситуативные, легко разрушаются при малейших трудностях. Человек тревожен и не уверен в себе, преобладают отрицательные эмоции и чувства.
Авторитарный стиль общения
Авторитарный стиль общения подразумевает то, что учитель оставляет за собой право решать вопросы самостоятельно. Они могут касаться отношений между учениками, активности в классе или касаться каждого ученика лично. Как правило, такой режим включает в себя одновременно диктаторство и заботу о подчиненных. С такими преподавателями ученики редко могут раскрыться полностью и показать свои возможности. Инициатива может стать причиной конфликта между преподавателем и учеником. Убеждение преподавателя в том, что только его мышление правильное, а все остальное ложно не позволяет обеим сторонам продуктивно взаимодействовать. Ответ ребенка не может быть адекватно оценен, потому что учитель попросту не понимает ученика и основывается только лишь на показателях успеваемости. Плохие поступки его в глазах преподавателя обязательно выходят на передний план, при этом мотивы его поведения не берутся во внимание.
Авторитарное воспитание детей: плюсы и минусы
Иногда родители боятся проявить малейшую строгость к ребенку, думая, что, таким образом, они используют авторитарный стиль воспитания и могут сломать детскую психику.
В строгости нет ничего плохого — наоборот, она позволяет детям чувствовать себя в семье безопасно, приучает их соблюдать границы и успешно адаптироваться в обществе. Поэтому не стоит путать строгое отношение к поведению ребенка с авторитарным стилем воздействия на него. Авторитарностью не является:
- наказание ребенка за проступок;
- объяснение детям правил поведения дома, в школе, на улице, в гостях, в общественных местах;
- попытки воспитать в ребенке любовь к порядку, чистоте, опрятности;
- просьбы помогать по хозяйству — мыть посуду, полы, ходить за покупками, выносить мусор, гулять с домашним животным;
- просить старшего ребенка заботиться о младшем;
- ругать и наказывать за плохие отметки, в случае, когда школьник не подготовил домашнее задание, потому что забыл или не захотел.
Большинство людей настоящего и прошлого поколений были воспитаны авторитарными родителями. Какие минусы имеет этот стиль воздействия?
- Воспитание детей не предполагает отношений — чаще всего, взрослые заботятся лишь о том, сыт и одет ли ребенок. То, что он чувствует и о чем переживает — никого не волнует.
- В семье не формируется система ценностей человеческих взаимоотношений. Дети вырастают, часто не зная о том, зачем и как нужно помогать друг другу, поддержка близких для них — незнакомая вещь. Эмоции и чувства, постепенно, начинают отходить на второй план, поэтому ребенок в такой семье вырастает, не понимая, что он хочет и не слыша свои потребности.
- Дети мало знают о родительской любви или принимают за нее строгий контроль, критику и осуждения.
Плюсы авторитарного стиля воспитания:
- четкость и ясность границ дозволенного;
- воспитание в детях дисциплинированности и ответственности;
- спокойное эмоциональное состояние ребенка — он умеет сдерживать чувства;
- ребенок культурный и вежливый;
- дети хорошо учатся в школе;
- ребенок растет отличным помощником родителей.
Не следует путать авторитет с авторитарным воспитанием — это разные вещи. Воздействуя на ребенка, нужно придерживаться «золотой середины».
Полностью отказываться от того, чтобы он признавал за взрослым право голоса — нельзя и чревато негативными последствиями. Обратная сторона авторитарного стиля — это попустительское отношение к детям и предоставление им полной свободы.
В результате такого воспитания, ребенок рискует вырасти преступником, впрочем, так же, как и в результате жесткого подавления воли и свободы.
Для тех, кто хочет быть авторитетом для детей, нужно придерживаться следующих рекомендаций:
авторитет зарабатывается личным примером. Дети растут спокойными и уравновешенными, когда видят, что, у родителя в жизни тоже все в порядке, и он по большей части испытывает положительные эмоции.
Понимание чувств ребенка и уважение к нему — основа зарождения родительского авторитета.
Демократический стиль общения
Демократический стиль общения считается самым лучшим, ведь преподаватель стремится помочь ученику, задействовать все его силы и возможности, активировать роль ребенка в жизни класса. Взаимодействие и сотрудничество – вот основные цели этого стиля. Учитель оценивает, в первую очередь, хорошие поступки ученика, хорошо к нему относится, понимает его и поддерживает. Если преподаватель видит, что ребенок не успевает усваивать информацию или что-то не понимает, то он обязательно замедлит темп и разъяснит материал тщательнее, разложит все по полочкам. Преподаватель адекватно оценивает возможности подопечного и может прогнозировать направление его развития. Он учитывает интересы и пожелания своих учеников. Некоторые методы обучения и общения с учениками учителя демократического стиля немного уступают методам авторитарного стиля своих коллег, но «климат» в классе у первых все же лучше. Дети чувствуют себя гораздо свободнее.
Воспитание дошкольников
В возрасте от 3 до 6 лет малыши, как правило, посещают ДОУ. В развитии и воспитании детей в этом случае начинают принимать активное участие педагоги. Самой яркой особенностью данного процесса становится игровой момент, с помощью которого дошкольники познают окружающий мир. Дети заняты игрой большую часть времени. При этом они порой начинают искренне верить в реальность воображаемых событий и объектов. Игра для ребенка это вовсе не развлечение. Это работа, позволяющая малышу научиться общению с коллективом, осмыслить услышанное и увиденное, а также изучить свойства вещей. В этот период вводится и экологическое воспитание детей. Бережное отношение к природе и животным позволит вырастить высоконравственного человека.
Особенности методов воспитания детей в ДОУ в настоящее время начинают активно пересматриваться. Появляются авторские разработки, направленные на развитие, обучение и формирование личности маленького человека.
При выборе программы развития для ребенка следует учесть его увлечения и склонности. Процесс воспитания, который осуществляется талантливым педагогом, всегда включает в себя несколько компонентов. В конечном итоге разносторонне развитая личность обладает большими шансами на успех в жизни.
Родители не должны перекладывать воспитание ребенка на плечи педагогов ДОУ. Ведь возможности этих работников не беспредельны. Основное воспитание маленького человека все-таки должно проводиться дома.
Либеральный стиль общения
Способы обучения преподавателя либерального стиля отличаются от способов, включенных в другие стили общения педагога. Он стремится снизить все шансы принимать какое-либо участие в жизнедеятельность класса, не желает нести за учеников ответственность. Учитель ограничивается выполнением исключительно своих педагогических функций. Те стили общения учителя, что он совмещает в своей работе, влекут за собой плохую успеваемость. Он с долей равнодушия относится к проблемам как школы, так и детей, в результате чего ему очень сложно контролировать учеников.
Теория авторитарного воспитания
Под таким стилем подразумевается полная диктатура. Ребенка держат под очень строгим контролем, так сказать «в ежовых рукавицах», запрещая практически все, что может приносить ему радость.
Если представить себе метод «кнута и пряника», то, в данном стиле авторитарного воспитания пряника нет вообще, только кнут. Фактически, единственное, чем родители берут, это наказаниями, которых ребенок страшно боится.
Этот метод всегда вызывал среди деятелей педагогики жаркие споры, деля ученных на два лагеря. В первом доказывали, что это приносит положительные результаты, развивая в отпрысках послушание, добропорядочность и организованность. Вторые же напротив, высказывались категорически против авторитарного типа воспитания, объясняя это тем, что такие дети вырастают с некими психическими отклонениями и полностью подавленной волей.
Так какие же на самом деле можно выделить положительные и отрицательные стороны такого метода?
Характеристика стилей делового общения
Стили делового общения подразумевают под собой какие-либо действия или способы общения, нацеленные на достижение какого-либо результата. При этом основной задачей участвующих в беседе становится подкрепление представления о себе как о члене команды или общества в целом. Участвующий как бы надевает свою праздничную маску и на некоторое время становится другим человеком. Этот своеобразный ритуал, с одной стороны, иногда кажется бессмысленным и скучным, а с другой — это игра, правила которой человек заранее знает и должен им следовать.
Ритуальный стиль общения
Стили делового общения наподобие ритуального часто используются в компаниях, члены которых уже давно друг друга знают. И вот они встречаются, проводят вместе некоторое время и кажется, что по прошествии этих лет обсуждаемые в этих компаниях темы совершенно не меняются. Иногда даже можно предсказать, что скажет тот или иной участник беседы, но, тем не менее, всех все устраивает и по прошествии дня некоторые даже ощущают удовлетворение от поведенного времени. Подобный стиль общения считается типичным случаем ритуального стиля, где на передний план выходит качество общение, а не его содержание. Таким образом, происходит то самое подкрепление представления о себе как о члене команды, где каждый занимает какое-то место, каждый важен. Важны его мнения, ценности, мировоззрение.
Случаи, когда человек, который на вопрос: «Как дела?» всегда отвечает однозначное: «Нормально», а теперь вдруг начинает рассказывать подробную историю о своей жизни, семье, детях и работе, называются выходом за рамки ритуала. Такое нетипичное поведение человека, реакцию которого всегда можно было угадать, нарушает представление о ритуале, ведь главное — это носить маску, будь то социальные отношения или межличностные.
Классификация
Стили общения в психологии наиболее ярко проявляются в деловой сфере, во взаимодействии начальник-подчиненный или между равными партнерами. Большинство исследователей основывали свои классификации на исследованиях именно в этой области.
Вторая по значимости сфера изучения стилей общения – педагогика. Яркое проявление типажей происходит во взаимодействии учителя и ученика.
По К. Левину
Первая классификация стилей общения была создана в 1939 г. группой ученых под руководством К. Левина. Классификация является самой простой, но благодаря своей наглядности, остается самой популярной до нынешнего времени.
Изучение вопроса велось в сфере лидерства экспериментальным методом. Различные группы учеников выполняли тождественные задания под руководством наставников, которые представляли различные стили лидерского общения.
Стиль | Описание | Плюсы | Минусы |
Авторитарный (директивный) | Общение лидера с коллективом сводится к направлению указаний (директив), которые не подлежат обсуждению и являются обязательными к исполнению. Субъект взаимодействия принимает единоличные решения по вопросам личных действий и действий других субъектов. Мнение и удобства других подчиненных не являются важными. Личная инициатива каждого члена коллектива не поощряется. Руководство осуществляется методами диктата и гиперопеки. | Может иметь положительный эффект в случаях, когда лидер является самым компетентным лицом и необходимо быстрое принятие решений, когда необходимы срочные действия, без обсуждения мнений других членов команды. | Жесткое руководство, при котором не учитываются мнения опытных сотрудников, ведет к злоупотреблению властью, развитию конфликтных ситуаций, текучке кадров, в результате которых теряются знающие специалисты. |
Либеральный (попустительский) | Роль лидера сводится к минимуму, как и ответственность его за результаты деятельности. Контроль за процессом отсутствует или происходит выборочно, бессистемно. В общении проявляется равнодушие к проблемам коллектива и личностей в отдельности. | Может быть полезно в обществе, где все члены команды обладают равной компетенцией, квалификацией и выполняют строго определенные обособленные действия. | Нерациональное использование ресурсов и времени. Бесконтрольность ведет к отсутствию мотивации, теряется заинтересованность в результатах работы. Скрытые конфликты внутри коллектива. |
Демократичный | Стиль предполагает активное участие руководителя в деятельности группы, при этом принимая во внимание точку зрения каждого сотрудника. Лидер осуществляет общее руководство и контроль, оказывает содействие, поощряя активную деятельность каждого. Важные решения принимаются совместно. Методы руководства – просьбы, объяснения, рекомендации. | Данный стиль руководства подразумевает высокую компетенцию и беспристрастность лидера. Не всегда уместно проявление демократичности в критических ситуациях, когда требуются срочное принятие решения и выполнение действий по жестким инструкциям. | Демократичный стиль общения руководителя признан самым действенным. В этом случае максимально раскрывается потенциал каждого, но при этом сохраняется дисциплина и присутствует высокая мотивация. |
По С. Братченко
В психологии также популярна современная трактовка стилей межличностного общения, разработанная под руководством Сергея Братченко в конце ХХ века.
Стили, выделенные в данной классификации, по мнению ученых, встречаются в равной мере в различных ситуациях межличностного общения.
- Авторитарный стиль предполагает ориентированность на лидерство, подавление личности собеседника. Такой стиль общения определяет агрессивную коммуникацию, эгоизм, требование полного согласия со своей позицией. Мнение собеседника подавляется и не учитывается.
- Диалогический стиль общения основан на доверии, взаимопонимании. Диалог ведется с уважением мнения всех сторон, которые ориентированы на сотрудничество и взаимное самовыражение.
- Альгероцентричный стиль проявляется в случае, если общение индивидуума направлено на потребности собеседника. Собственные интересы игнорируются и добровольно подавляются. Первоочередная задача – развитие собеседника, иногда в ущерб собственному благосостоянию.
- Манипулятивный стиль ориентирован на диалог с целью использования информации в личных интересах. Собеседники коммуникации выступают в роли средств для достижения определенной индивидуальной цели. Проявляется некоторая хитрость в общении: следует как можно лучше понять собеседника для получения информации, при этом глубоко спрятав свои намерения.
- Комфортный стиль подразумевает готовность принять позицию собеседника, не желая высказывать свою точку зрения. Собеседник, которому присущ такой стиль общения не стремится вести конструктивный диалог, раскрывать свою позицию, равно, как и понять позицию партнера. Полное согласие с точкой зрение собеседника, не вникая в суть.
- Индифферентный – стиль, который проявляется в полном нежелании общения. Цель – закрыть проблему, не важно, каким способом, и уйти от сотрудничества.
По Л. Петровской
Ведущий российский социальный психолог Лариса Петровская (1937 – 2006) в основу своей классификации стилей заложила фактор самой ситуации, при которой возникло общение.
Исходя из этого, она выделяет 3 основных стиля общения:
- Ритуальный стиль ставит своей задачей удовлетворение потребности в принадлежности к какой-либо социальной группе, определенной сфере отношений. Цель общения между партнерами — поддержание связи с окружающим социумом. Партнер в такой ситуации является необходимым атрибутом достижения цели. Ритуальное общение подразумевает знание правил данного общества. Личностные интересы и особенности в данном случае не учитываются. Проявление ритуального стиля чаще всего характерно для общества людей, которые давно знают друг друга или для организаций со стабильным коллективом.
- Манипулятивный вид общения проявляется в использовании партнеров для исполнения собственных задач. Это не всегда негативное явление. Представляя свои лучшие качества и преимущества друг другу, партнеры решают многие задачи и выигрывают каждый в своем вопросе. Для использования такого способа общения нужно иметь навыки в манипулировании людьми.
- Гуманистический стиль проявляется в равноправном взаимодействии, когда партнеры не ставят целью продвижение сугубо личных интересов, а заботятся о комфорте и самореализации партнера. В процессе общения стороны оказывают поддержку друг другу, относятся с уважением к мнению других, не стараются манипулировать и перевоспитывать. Основной разговорный жанр в этом случае – диалог, в ходе которого высказываются все точки зрения. Решение принимается на основе соглашений и компромиссов, мнением большинства. Гуманистический стиль является наиболее демократичным, но часто в решении важных производственных задач он эффективно используется в качестве вспомогательного варианта.
В социальной психологии
Свой особенный стиль общения проявляется в каждом человеке не только в деловой сфере. В социальной психологии выделяют несколько стилей, по которым классифицируется поведение человека в общении с другими.
- Творчески-продуктивный (совместное творчество) стиль позволяет наиболее проявить лучшие качества всем участникам совместной деятельности. Партнеры в этом случае стремятся к общей цели и находят едино правильное решение совместными усилиями. Профессиональная компетентность, личные этические качества проявляются наиболее ярко.
- Дружеский стиль предполагает общение на основе уважение и дружеского расположения партнеров друг к другу. Искренний интерес к личности партнера, открытость перед ним, составляют предпосылку к успеху в делах.
- Дистанционный стиль широко распространен в сфере педагогического общения, в связке «учитель-ученик». Дистанция определяет ведущую роль одного из участников, подчеркивает различия партнера в возрасте, социальном положении, профессиональной компетенции и других качествах. При поддержании такого стиля общения важно правильно выбрать область его применения, чтобы в разумных пределах поддерживать дистанцию, но не перейти на стадию полного отрешения и диктаторства.
- Подавляющий (менторский) стиль является агрессивным проявлением стиля дистанционного. В этом случая один из партнеров принимает на себя роль всезнающего наставника-ментора, что мнение будет основным и непрекословным. Постоянный покровительственный тон в диалоге может привести к разрыву доверительных отношений или полному прекращению контактов.
- Стиль заигрывания можно рассматривать, как непродуктивную крайнюю степень дружеского стиля. Проявление видимости дружбы носит в этом случае неискренний характер, ставит целью завоевание искусственного авторитета у нужного лица. Часто встречается в отношениях взрослых с детьми или в общении с подчиненными малоопытного руководителя. Положительную роль заигрывание может сыграть в начале отношений двух лиц противоположного пола.
В зависимости от направленности личности
Стили общения в психологии классифицируются также в зависимости от направленности человека:
- Исполнительный – направленность на исполнение поручений согласно субординации и принятых межличностных контактов.
- Инициативный – направленность на свои интересы и дело.
- Агрессивный стиль присущ личностям, которые стремятся достичь успеха, контролируя действия других.
- Отчужденный стиль проявляется независимым поведением, попытками сохранять определенную дистанцию.
- Альтруистический стиль ориентирован на помощь другим, в ущерб своим интересам.
- Миссионерский – осторожное влияние на других людей.
- Внимательный стиль проявляется по таким признакам, как искренняя заинтересованность делами других, умение высказывать благодатность.
- Трансформационный стиль употребляют иногда деловые люди, когда обращением к высоким идеалам стараются направить собеседника на изменение их прежних целей.
По критерию адекватности способов и средств коммуникации
Классификация стилей общения проводится также по уровню адекватности способов и средств коммуникации.
На основании этих факторов выделены 3 стиля:
- Гибкий – стиль, для которого характерна высокая степень адекватности в выборе коммуникативных средств и поведения. Понимание эмоционального состояния партнера и цели общения.
- Регидный – стиль, при котором отсутствуют оценка коммуникативных возможностей и анализ стратегии общения. Эмоциональное состояние собеседника не подлежит оценке, подтекст сообщения не рассматривается.
- Переходный стиль объединяет в себе характеристики гибкого и регидного стилей, в зависимости от обстоятельств.
Манипулятивный стиль общения
При таком стиле общения человек воспринимается другим как средство достижения цели. Как правило, собеседник старается показать самые лучшие стороны его цели, чтобы тот помог ее достичь. Несмотря на то, что у обоих участников разговора разные представления о составляющей этой цели, победит тот, кто более искусно владеет методами манипуляции. В таких случаях собеседник знает о причинах поведения партнера, о его стремлениях, желаниях и может повернуть развитие событий в нужное ему русло. Манипуляция – это необязательно плохой метод. Многие цели достигаются именно таким путем. Иногда, чтобы убедить человека сделать что-то, заставить его действовать, необходимо прибегнуть к манипулятивному стилю общения.
Это можно сравнить с методом общения руководителя среднего звена. Со своим начальством он говорит одним тоном, а вот с подчиненными — совсем другим. Иногда это неприятно, но по-другому нельзя.
Существуют случаи, когда весь стиль общения человека сводится к манипуляции. Из-за слишком частого использования этого метода на человеке, постоянного его убеждения и подталкивания, последний может считать манипуляцию единственно правильным выходом из положения.
Материнское отношение
Особняком хочу рассмотреть влияние отношения матери к ребенку на его развитие. Научно доказано, что именно эта связь является первоосновой всего развития человека.
Первый тип
Такие матери легко и быстро приспосабливаются к потребностям ребенка. Их поведение поддерживающее и разрешающее. Матери этого типа не ставят конкретных целей, а ждут, пока ребенок сам созреет для чего-то.
Второй тип
Матери второго типа стараются сознательно приспособиться к потребностям ребенка, но не всегда успешно. Из-за этого поведение матери становится напряженным, а отношения с ребенком формальными. Такие матери чаще доминируют.
Третий тип
Матери ведут себя как матери только в силу долга, никаких чувств они не испытывают. Они жестко контролируют ребенка, проявляют холодность, очень категоричны и хладнокровны в вопросах приучения к чему-либо (не учитывают развитие конкретного ребенка).
Четвертый тип
Непоследовательные в своем поведении матери. Неадекватно относятся к возрасту и потребностям ребенка. Воспитательные методы и реакции на поведение ребенка противоречивы. Они плохо понимают своего ребенка.
Самым неблагополучным для ребенка является последний тип, он формирует тревожность и неуверенность ребенка. Первый же тип – самый благоприятный. Он воспитывает в ребенке ощущения контроля над собственной жизнью.
Гуманистический стиль общения
При гуманистическом стиле общения речь идет о межличностных отношениях, в которых человек хочет, чтобы его поняли, поддержали, дали совет, чтобы ему сопереживали. Изначально такой тип общения не подразумевает никакой цели, ситуация складывается из происходящих событий. Такой стиль общения можно назвать наиболее искренним из всех существующих, где те самые события носят интимный, исповедальный характер. Основным методом, который здесь работает, является внушение, причем обоюдное. Каждый партнер внушает другому, что он достоин доверия, что один готов выслушать, а другой — рассказать, что его тревожит.
Подобное общение может происходить не только между близкими и родными людьми. К примеру, человек за несколько десятков минут может узнать собеседника, который едет с ним в автобусе на соседнем сидении или многое рассказать ему о себе, но совершенно не знает человека, с которым работает вот уже несколько лет. Разговор с попутчиком приводит к некоторым откровениям о себе, заставляет людей почувствовать друг друга, посопереживать. Но разговор с коллегой преследует совершенно другие цели.
Воспитание до 3 лет
В первые годы своей жизни малыш доставляет много хлопот и радости. Но родителям, которые заботятся о крохе, не стоит откладывать воспитание ребенка до того периода, когда он подрастет. Начинать применять различные педагогические методики желательно как можно раньше, еще до того как малыш начнет добиваться первых успехов.
Особенности воспитания детей раннего возраста имеют непосредственную связь с развитием ЦНС. Так, психологические, аналитические и познавательные способности грудничков обладают существенными отличиями от тех, которые проявляют малыши постарше.
Среди особенностей воспитания детей, которые находятся в раннем возрастном периоде, отмечается низкое развитие речевого компонента, из-за чего его роль достаточно низка. Все разговоры с маленьким человеком несут информацию в основном из-за их эмоциональной окраски. Однако грудные детки развиваются достаточно быстро
И если в раннем периоде родители смогли окружить их заботой и вниманием, то уверенность в своих силах, жизнелюбие и устойчивость к стрессам будут сопровождать ребенка всю его жизнь
В первые месяцы после появления крохи на свет мама и папам важно выработать у него стереотипы, касающиеся ночного сна и режима дня. Это позволит биологическим темпам младенца постепенно подстроиться под семейные привычки