Мораль – это условная концепция правил, принципов, оценок, норм, базирующихся на парадигме оценок злого и доброго, которая сформировалась в определенный период времени. Это модель общественного сознания, метод регуляции поведения субъекта в обществе. Она развивается как в индивидуальной, так и общественной форме субъективных отношений.
Понятие морали с точки зрения, рассматриваемой психологами – это фрагмент психики человека, сформировавшийся на глубинном уровне, отвечающий за оценку событий, происходящих в различных плоскостях со значением хорошо и нехорошо. Слово мораль зачастую употребляется как синоним слова «нравственность».
Что такое мораль
Слово «мораль» ведет свое происхождение с классического латинского языка. Оно образовано от «mos» латинского слова, имеющего значение – нрав, обычай. Ссылаясь на Аристотеля, Цицерон руководствуясь этим значением, сформировал слова: «moralis» и «moralitas» – моральный и мораль, которые стали эквивалентами к выражениям из греческого языка: этика и этический.
Главным образом термин «мораль» применяется для обозначения типа поведения общества как целостного, но бывают исключения, например, мораль христианская или буржуазная. Таким образом, термин используется только касательно ограниченной группы населения. Анализируя отношения общества в различные эпохи существования к одному и тому же действию, следует отметить, что мораль – это условная величина, изменчивая в связи с принятым общественным укладом. Каждая нация имеет свою мораль, базирующуюся на основе полученного опыта и традициях.
Некоторыми учеными так же было подмечено, что разные правила морали применяются к субъектам не только различных национальностей, но и к субъектам, принадлежащим к «чужой» группе. Определение группы людей в векторе «своя», «чужая» происходит на психологическом уровне соотношения индивидом себя с данной группой в различных смыслах: культурном, этническом, и других. Отождествляя себя с конкретной группой, субъект принимает те правила и нормы (мораль), которые приняты в ней, считай такой образ жизни более справедливым, нежели следование морали целого общества.
Человеку известно большое количество значений данного понятия, которое трактуется с всевозможных точек зрения в различных науках, но основа его остается константной – это определение человеком своих поступков, деяний общества в эквиваленте «хорошо-плохо».
Мораль создается на основе парадигмы, принятой в конкретном обществе, поскольку обозначения «плохо или хорошо» являются относительными, а не абсолютными, а объяснение нравственности или безнравственности различного рода деяний являются условными.
Мораль, как объединение правил и норм общества формируется в течение продолжительного периода на основе традиций и законов, принятых в определенном обществе. Для сравнения можно использовать пример связанный со сжиганием ведьм – женщин, которых подозревали в использовании волшебства и чернокнижия. В такой период как средневековье на фоне принятых законов такое действие считалось высокоморальным поступком, то есть добром. В современной парадигме принятых законов, такое зверство считается абсолютно неприемлемым и глупым преступлением по отношению к субъекту. Одновременно с этим можно поставить такие происшествия как, святые войны, геноцид или рабство. В свою эпоху в конкретном обществе со своими законами такие действия принимались за норму, считались абсолютно моральными.
Формирование морали напрямую связано с эволюцией разнообразных этносов человечества в ее социальном ключе. Ученые, изучающие социальную эволюцию народностей, считают мораль как результат воздействия сил эволюции на группу в целом и на человека индивидуально. Опираясь на их представление, поведенческие нормы, предписанные моралью, изменяются в период эволюционирования человечества, обеспечивая выживания видов и их репродукцию, способствуют гарантированно успех эволюции. Наряду с этим субъект формирует в себе «про-социальную» основополагающую часть психики. В последствие формируются ощущение ответственности за содеянное, чувство эмпатии, вины.
Соответственно мораль – это определенная совокупность поведенческих норм, которая образуется в течение длительного промежутка времени, под воздействием окружающих условий в определенный момент формирует совокупность установленных идеологических норм, способствующих к развитию человеческого сотрудничества. Так же она направлена на избежание индивидуализма субъекта в обществе; формирование групп, объединённых общим мировоззрением. Социобиологи рассматривают такую точку зрения у целого ряда видов социальных животных, существует стремление к изменению поведения устремленного на выживание и сохранение собственного вида в период эволюции. Что соответствует формированию морали, даже у животных. У человека же моральные нормы развиты более изощренно и разнообразно, но сконцентрированы так же на предотвращении индивидуализма в поведении, что способствует формированию народностей и соответственно повышает шансы на выживание. Считается, что даже такие нормы поведения как родительская любовь являются последствиями эволюции морали человечества – этот тип поведения повышает уровень выживания потомства.
Исследования человеческого мозга, проведенные социобиологами, определяют что, части коры головного мозга субъекта, которые задействованы в период занятости человеком вопросами морали, не формируют отдельную когнитивную подсистему. Зачастую в период решения задач морали задействываются области мозга локализующих в себе нейронную сеть, отвечающую за представления субъектом о намерении других. В такой же мере задействывается нейронная сеть, отвечающая за представление индивидом эмоционального переживания других личностей. То есть во время решения моральных задач человек использует те участки своего мозга, которые соответствуют сопереживанию и эмпатии, это свидетельствует, что мораль направлена на развитие взаимопонимания субъектов межу собой (умение индивида видеть вещи глазами другого субъекта, понимать его чувства и переживания). Согласно с теорией моральной психологии мораль как таковая развивается и меняется так же по мере формирования личности. Существует несколько подходов понимания формирования морали на личностном уровне:
– когнитивный подход (Жан Пиаже, Лоренц Кольберг и Элиот Тюриель (Elliot Turiel)) – мораль в личностном развитии проходит несколько конструктивных этапов или областей;
– биологический подход (Джонатан Хайдт и Мартин Хоффман (Martin Hoffman)) – мораль рассматривается на фоне развития социальной или эмоциональной составляющей психики человека. Интересным для развития учения о морали как психологической составляющей личности, является подход психоаналитика Зигмунда Фрейда, который предположил, что мораль формируется как последствие стремления «супер-эго» выйти из состояния стыда, чувства вины.
Структура морали
Явления, которые мы относим к нравственным, крайне разнородны. Это поступки и поведение как отдельных людей, так и их групп; нравственные отношения между людьми; нравственное отношение чело века ко всему окружающему; психологические свойства индивидов, их «моральный характер»; нравственные мотивы, побуждения, воля; ценности; правила и требования к поведению — нормы; понятия чести, достоинства, долга и т.д. Список можно продолжить. Из чего только ни «сделана» мораль! И все это не просто различные компоненты, но явления разного порядка, потому систематизировать их сложно. Структура морали многоярусна и многопланова, охватить ее одновременно невозможно. Представим лишь некоторые ее варианты.
I. Сам способ освещения морали определяет видимую ее структуру. Различные подходы раскрывают различные ее стороны: биологический — изучает предпосылки нравственности на уровне отдельного организма и на уровне популяции; психологический — рассматривает психологические механизмы, обеспечивающие исполнение нравственных норм; социологический — выясняет общественные условия, в которых складываются нравы, и роль морали для поддержания устойчивости общества;
нормативный — формулирует мораль как систему обязанностей, предписаний, идеалов;
личностный — видит те же идеальные представления в личностном преломления, в качестве факта индивидуального сознания; философский — представляет мораль как особый мир, мир смысла жизни и назначения человека.
Эти шесть аспектов можно представить цветами граней кубика Рубика. Такого кубика, который принципиально невозможно собрать, т.е. добиться одноцветных граней, однопланового видения. Рассматривая мораль с одной стороны, приходится учитывать и другие. Так что такое структурирование весьма условно.
II. Очень простой вариант структуры морали был намечен еще в древности. Ведь нравственность — это, с одной стороны, понятия, убеждения, намерения, а с другой — поступки, практические действия. Соединение же слова и дела составляет суть нравственного отношения к действительности и нравственных отношений между людьми. Итого, элементов три: сознание, деятельность и отношения, связывающие их.
III. Наконец, интерес представляет структура морали с точки зрения степени сложности регулятивного воздействия, оказываемого теми или иными нравственными представлениями. Простейшая форма нравственных утверждений — это норма: «не убий», «не укради», «делай то-то». Норма определяет поведение в некоторых типичных ситуациях, повторяющихся тысячелетиями. И только нарушение нормы привлекает внимание как вопиющее безобразие.
Кроме внешнего соблюдения правил, мораль должна проникать в душу человека. Древнегреческие мудрецы выделяли четыре основных добродетели человека: мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Каждое из качеств проявляется многообразно, в самых разных поступках. Оценивая человека, мы чаще всего и перечисляем эти качества. Но ясно, что каждый из людей не является воплощением всех совершенств, а одно достоинство может не искупить кучи недостатков. Мало иметь отдельные положительные черты, они должны дополнять друг друга, образуя общую линию поведения. Обычно человек определяет ее для себя, формулируя некоторые нравственные принципы. Выбирая принципы, мы выбираем моральную ориентацию в целом. Это принципиальный выбор, от которого зависят частные правила, нормы и качества. Верность избранной моральной системе (принципиальность) издавна считалась достоинством личности. Она означала, что в любой жизненной ситуации человек не сойдет с нравственного пути. Однако принцип абстрактен; раз намеченная линия поведения иногда начинает утверждаться как единственно правильная. Потому свои принципы надо постоянно проверять на гуманность, сверять их с идеалами. Идеал — это конечная цель, к которой направлено нравственное развитие это либо образ нравственно совершенной личности либо более абстрактное обозначение всего «морально высшего».
Воплотим ли идеал в действительности? Ведь приближаясь к нему, мы видим, что по-прежнему далеки от совершенства. Однако не следует отчаиваться: идеал — это не эталон, с которым надо совпадать, а обобщенный образ. Идеал вдохновляет наши действия, показывая в сегодняшнем дне, в нашей сегодняшней душе то, какими они должны быть. Совершенствуясь, мы совершенствуем и свои идеалы, прокладывая к ним свой собственный путь. Так идеал развивает человека. Мой идеал — это моя тенденция нравственного развития, сокровенная «лучшая часть» моей собственной души. Потеря же идеала или смена его оказывается тяжелейшим испытанием, ибо это означает утрату нравственной перспективы.
По отношению ко всем этим уровням морального сознания верховным регулятором служат понятия о высших ценностях морали как таковой. К ним обычно относят свободу, смысл жизни и счастье. Ценностные понятия составляют основу нашей моральной ориентации, они очаровывают сознание, пронизывают его сверху донизу.
Итак, компоненты морали связываются между собой прихотливыми способами. В зависимости от выполняемых нравственных задач они складываются во все новые структуры. Мораль является нашим глазам не неподвижным предметом, а функциональным образованием.
Что такое нормы морали
Выполнение моральных норм есть моральным долгом субъекта, нарушение этих мер поведения представляет собой чувство моральной вины.
Нормы морали в обществе – это общепринятые меры поведения субъекта, которые возникают из сформировавшейся морали. Совокупность этих норм формирует определенную систему правил, какие во всех отношениях отличаются от нормативных систем общества таких как: обычаи, права и этика.
На ранних этапах формирования моральные нормы были непосредственно сопряжены с религией, которая предписывает моральным нормам значение божественного откровения. Каждая религия имеет в наличии совокупность определенных моральных норм (заповедей) обязательных для выполнения всеми верующими. Не выполнение предписанных моральных норм в религии считается греходеянием. В различных мировых религиях существует некоторая закономерность в соответствии с моральными нормами: воровство, убийства, прелюбодеяние, ложь являются неоспоримыми правилами поведения верующих.
Исследователями, занимающимися изучением формирования моральных норм, выдвигается несколько направлений в понимании значения этих норм в обществе. Одни, полагают, что соблюдение правил, предписанных в морали, является приоритетным в обличье от иных норм. Последователи этого направления, приписывая данным моральным нормам определенные свойства: универсальность, категоричность, неизменность, жестокость. Второе направление, которое изучается учеными, предполагает, что приписывание абсолютизма, общепринятости и обязательности моральным нормам, выступает в роли некого фанатизм.
По форме проявления, некоторые нормы морали в обществе имеют сходство с правовыми нормами. Так принцип «не укради» является общим для обеих систем, но задавая вопрос, почему субъект следует данному принципу можно определить направленность его мышления. Если субъект следует принципу, потому что боится юридической ответственности, то его поступок является правовым. Если субъект убежденно следует этому принципу, потому что кража – это плохой (злой) поступок, вектор направленности его поведения следует моральной системе. Существуют прецеденты, в которых соблюдение моральных норм противоречит законодательству. Субъект, считая своим долгом, к примеру, украсть лекарство, дабы спасти своего близкого человека от смерти поступает морально правильно, при этом абсолютно нарушает закон.
Исследуя формирование норм морали, научные работники пришли к некой классификации:
– нормы, затрагивающие вопросы о существовании индивида как биологического существа (убийство);
– нормы о независимости субъекта;
– нормы социальных конфликтов;
– нормы о доверии (верность, правдивость);
– нормы, касающиеся достоинства субъекта (честность, справедливость);
– нормы конфиденциальности;
– нормы об иных нормах морали.
Ответы на другие тесты по дисциплине «Профессиональная этика для юристов»:
► Согласно М. С. Строговичу действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения, — это …
► Основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали. — это …
► Совокупность правил поведения судей и других профессиональных участников уголовного, гражданского и административного судопроизводства, обеспечивающих нравственный характер их профессиональной деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина., изучающая специфику проявления требований морали в этой области, — это …
► Категории этики представляют собой …
Мы сталкиваемся с моральными и этическими проблемами в нашей повседневной жизни. Возможно, эти двое определяют личность, отношение и поведение человека. Слово
Мораль происходит от греческого слова «Мос», что означает обычай. С другой стороны, если мы говорим об этике, это также происходит от греческого слова «Ethikos», что означает характер. Проще говоря, мораль — это обычаи, установленные группой лиц, тогда как этика определяет характер личности.
В то время как мораль связана с принципами добра и зла, этика связана с правильным и неправильным поведением человека в конкретной ситуации. Многие используют эти два термина в качестве синонимов, но между моралью и этикой есть небольшие и тонкие различия, которые описаны в статье ниже.
Сравнительная таблица
Основа для сравнения | нравы | Этика |
Имея в виду | Мораль — это убеждения человека или группы относительно того, что правильно или неправильно. | Этика является руководящим принципом, который помогает человеку или группе решить, что хорошо или что плохо. |
Что это? | Общие принципы, установленные группой | Реакция на конкретную ситуацию |
Корневое слово | Mos, что означает обычай | Ethikos, что означает характер |
Под управлением | Социокультурные нормы | Индивидуальные или юридические и профессиональные нормы |
Имеет дело с | Принципы добра и зла | Правильное и неправильное поведение |
Применимость в бизнесе | нет | да |
консистенция | Мораль может отличаться от общества к обществу и культуры к культуре. | Этика, как правило, одинакова. |
выражение | Мораль выражается в виде общих правил и заявлений. | Этика абстрактна. |
Свобода думать и выбирать | нет | да |
Определение морали
Мораль — это социальные, культурные и религиозные убеждения или ценности человека или группы, которые говорят нам, что правильно или неправильно. Это правила и стандарты, принятые обществом или культурой, которым мы должны следовать, решая, что правильно. Некоторые моральные принципы:
- Не мошенничай
- Быть лояльным
- Потерпи
- Всегда говорю правду
- Будь щедрым
Мораль относится к убеждениям, которые не являются объективно правильными, но которые считаются правильными для любой ситуации, поэтому можно сказать, что то, что морально правильно, не может быть объективно правильным.
Определение этики
Этика является отраслью философии, которая занимается принципами поведения человека или группы. Это работает как руководящий принцип, чтобы решить, что хорошо или плохо. Это стандарты, которые управляют жизнью человека. Этика также известна как моральная философия. Некоторые этические принципы:
- правдивость
- Честность
- лояльность
- уважение
- справедливость
- целостность
Функции морали
Человек существо имеющее свободу выбора и он имеет полное право выбирать путь следования моральным нормам или наоборот. Такой выбор человека, который ставит на чаши весов добро или зло получил название моральный выбор. Имея такую свободу выбора в реальной жизни субъект сталкивается с нелегкой задачей: следовать личностным потребностям или слепо следовать должному. Сделав выбор для себя, субъект несет определенные моральные последствия, за которые сам субъект отвечает, как перед обществом, так и перед самим собой.
Анализируя особенности морали, можно извлечь несколько ее функций:
– Функция регулирования. Следование моральным принципам оставляет определенный след в сознании индивида. Формирование определенных взглядов поведения (что делать разрешается, а что нельзя) происходит еще с раннего возраста. Такого рода образ действий помогает субъекту корректировать свое поведение в русле полезности не только для себя, но и для общества. Моральные нормы способны регулировать индивидуальные убеждения субъекта в такой же мере взаимодействия между собой групп людей, что благоприятствует сохранению культуры, стабильности.
– Функция оценки. Поступки и ситуации, происходящие в социальном обществе, мораль, оценивает в аспекте доброго и злого. Произошедшие действия оцениваются за их полезность или отрицательность для дальнейшего развития, за этим со стороны морали каждому действию дается оценка. Благодаря этой функции у субъекта формируется понятия принадлежности себя к обществу и вырабатывается своя позиция в нем.
– Функция воспитания. Под влиянием данной функции у человека формируется осознание важности не только своих потребностей, но и потребностей людей, которые его окружают. Возникает чувство эмпатии и уважения, что способствует гармоническому развитию взаимоотношений в обществе, понимание нравственных идеалов другого индивида, способствует лучшему пониманию друг друга.
– Функция контроля. Определяет контроль использования моральных норм, а также осуждение их последствий на уровне общества и индивидуальном.
– Функция интеграции. Следование нормам морали объединяет человечество в единую группу, что поддерживает выживание человека как вида. А также способствует поддержанию целостности духовного мира личности. Ключевыми функциями морали являются: оценочная, воспитательная и регулирующая. Именно они отображают социальную значимость морали.
Тест с ответами по теме: “Мораль и этика”
I вариант.
1. Этика — это философская наука, которая изучает а) мораль+ б) природу в) бытие г) право
2. Поступок как первичный элемент нравственности НЕ включает в себя … а) намерение б) цель в) последствие поступка г) моральные нормы+
3. В каком аспекте понимается термин «мораль» а) мораль как вид юридической ответственности б) мораль как источник российского права в) мораль как особая форма общественного сознания+ г) мораль как способ достижения цели
4. Юристы за свои действия и решения в профессиональной сфере … а) несут повышенную ответственность+ б) несут такую же ответственность, как и все остальные в) несут пониженную ответственность г) не несут никакой ответственности
5. Мораль как способ регулирования поведения человека в обществе представляет собой … определенный набор прав и обязанностей сторон а) систему принципов и норм+ б) сознание людей в) особую структуру правоотношений
6. Латинское слово «mores» переводится как … а) вежливость б) взаимодействие в) отношения г) нравы+
7. Категория этики, которая характеризует личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности, — это … а) честь б) справедливость+ в) ответственность г) достоинство
8. Понятия морального сознания, в которых требования предъявляемые к людям выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, который вобрал в себя наиболее высокие моральные качества, — это … а) моральные стремления б) моральные законы в) моральные идеалы+ г) моральные догмы
9. Согласно М. С. Строговичу действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения, — это … а) нравственность+ б) этика в) религия г) идеология
10. Моральные принципы относятся к а) только юристам б) только тем людям, которые согласны с такими принципами в) только духовенству г) всем людям+
11. Основные понятия этической науки, которые отражают наиболее существенные элементы морали — это … а) словарь этики б) тезаурус этики в) категории этики+ г) принципы этики
12. Согласно А. С. Кобликову главной функцией морали считается … а) регулятивная+ б) прогностическая в) коммуникативная г) ориентирующая
13. Под термином «моральные нормы» понимаются а) нормы, обеспеченные государственным принуждением б) нормы, принятые среди членов определенной организации в) нормы, регулирующие имущественные отношения, а также неимущественные отношения, связанные с имущественными г) социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе+
14. В моральных отношениях человек выступает в качестве: а) способа регулирования общественных отношений б) субъекта по отношению к обществу, социальной группе и т. д.+ в) предмета исследования г) объекта моральных обязанностей для других+
15. Категории этики — это … а) общую и особенную части этической науки б) понятия этической науки, которые не отражают наиболее существенные элементы морали в) все понятия и термины этической науки г) основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали+
16. Категория этики, которая по своему содержанию противоположна добру, выражает представление о том, что противоречит требованиям морали и заслуживает осуждения, — это … а) зло+ б) справедливость в) благо г) несчастье
17. Субъективное осознание личностью своей ответственности перед обществом, которое выступает как долг и ответственность перед самим собой, — это… а) совесть+ б) счастье в) достоинство г) честь
18. Профессиональная этика играет важную роль, прежде всего для профессий, объектом которых является … а) право б) государство в) человек+ г) культура
19. Категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, основанное на гуманистических идеях – это… а) долг б) достоинство+ в) честь г) репутация
20. Самооценивающее чувство, которое является одним из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей — это … а) добро б) благо в) совесть+ г) справедливость
II вариант.
1. В моральные санкции включены: а) моральное одобрение+ б) государственное принуждение в) юридические санкции г) моральное поощрение+
2. Социальные нормы, которые регулируют поведение человека в обществе, его отношение к обществу и к себе, — это … а) моральные нормы+ б) корпоративные нормы в) коллизионные нормы г) правые нормы
3. Мораль измеряется уровнем а) общественного и индивидуального сознания+ б) технического развития в) благосостояния населения г) материальных потребностей населения
4. Гуманизм это а) бескорыстное служение ближнему б) предпочтение собственных интересов интересам других в) сознательное стремление содействовать общему благу г) признание человека высшей ценностью+
5. Если моральная норма указывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как он должен вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку … а) права и свободы б) возможность осуществления деятельности в) совокупность приемов и способов осуществления деятельности г) общее направление деятельности+
6. Согласно М. С. Строговичу взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении — это … а) этикет б) этика в) право г) нравственное сознание+
7. Под «нравственной этикой» понимается: а) учение о том. как должен поступать человек+ б) учение о закономерностях развития общества в) учение о законах бытия г) учение о нравственной морали
8. Латинское слово «moralis» переводится как … а) справедливость б) ценность в) нравственность+ г) гуманизм
9. Учение о том, как человек должен поступать, каким принципам и нормам обязан следовать — это … а) прогностическая этика б) нравственная этика+ в) эмпирическая этика г) прикладная этика
10. Когда происходит предпочтение собственных интересов интересам других – это … а) эгоизм+ б) идеализм в) материализм г) формализм
11. Как наука сколько по времени существует этика? а) более 20 веков+ б) более 10 веков в) с конца 18 века г) с IV века до нашей эры
12. Что такое этика? а) которая изучает добродетели б) об общепринятых и повторяющихся формах поведения людей в) о морали, нравственности+ г) о нравах, обычаях
13. Выберите, каким этическим нормам уделяется внимание в рамках западной европейской культуры? а) польза, выгода, трудолюбие б) справедливость, добро, благо+ в) честь, свобода, вера
14. Определите, что такое мораль? а) общепринятые в рамках социальной общности (группы)правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации б) форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе+ в) общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передача социального и культурного опыта от поколения к поколению г) правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности
15. Социальные нормы это: а) общепринятые в рамках социальной общности (группы)правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации+ б) форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе в) общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передача социального и культурного опыта от поколения к поколению г) правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности
16. Традиции – а) правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством. б) представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций. в) духовно-нравственные правила человеческого общежития, основанные на представлении людей о Боге как творце мироздания. г) наиболее обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, которые выверены временем и длительно существуют.+
17. Этический памятник “Домострой” принадлежит этой стране: а) Древней Греции б) Индии в) России+
18. Нормы общественных организаций это: а) наиболее обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, которые выверены временем и длительно существуют. б) правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством. в) правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.+ г) общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению.
19. “Деонтология” изучает: а) учение о правилах поведения б) учение об общественных нравах и обычаях в) учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики+
20. Основал этику: а) Платон (428-328 до н.э.) б) великий древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.)+ в) Аристотель (384-322 до н.э.) г) Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.)