Определение морали как системы ценностей, принципов и устоев


Мораль представляет собой набор стандартов, которые позволяют людям жить вместе в группах, — это то, что общества считают «правильным» и «приемлемым». Иногда нравственные поступки означают, что люди должны жертвовать своими краткосрочными интересами ради блага общества. Лица, идущие против этих стандартов, могут считаться аморальными. Но можно ли сказать, что мораль едина для всех, стабильна и непоколебима? Разбираемся в понятии и смотрим, как мораль меняется с течением времени.

Откуда берется мораль? Ученые пока что не пришли к согласию в этом вопросе, однако есть несколько наиболее распространенных теорий:

  • Мораль Фрейда и супер-эго — Фрейд предположил, что нравственное развитие происходит, когда способность человека игнорировать свои эгоистические потребности заменяется ценностями важных социализирующих агентов (например, родителей человека).
  • Теория нравственного развития Пиаже — Жан Пиаже сосредоточился на социально-когнитивной и социально-эмоциональной перспективах развития и предположил, что нравственное развитие происходит с течением времени, на определенных этапах, когда дети учатся принимать определенные моральные нормы поведения ради самих себя, а не просто соблюдать моральные нормы, потому что они не хотят попасть в беду.
  • Поведенческая теория Б.Ф. Скиннера — Скиннер сосредоточился на силе внешних воздействий, определяющих развитие человека. Например, ребенок, получивший похвалу за доброту, может снова отнестись к кому-то с добротой из-за желания получить позитивное внимание в будущем.
  • Моральное рассуждение Кольберга — Лоуренс Кольберг предложил шесть стадий морального развития, выходящих за рамки теории Пиаже. Кольберг предположил, что с помощью серии вопросов можно определить стадию мышления взрослого.

Если говорить о том, что является триггером развития морали, главенствующая современная точка зрения по этому вопросу близка к позиции, изложенной шотландским философом XVIII века Дэвидом Юмом. Он считал моральный разум «рабом страстей»

, и точка зрения Юма подтверждается исследованиями, которые предполагают, что на наши суждения о добре и зле влияют эмоциональные реакции, такие как сочувствие и отвращение. Подобное мнение согласуется с недавним открытием, согласно которому элементарное моральное чувство универсально и проявляется совсем рано. Так, младенцы в возрасте шести месяцев судят о людях по тому, как они относятся к другим, а годовалые дети проявляют спонтанный альтруизм.

Если смотреть на широкую картину, это означает, что у нас мало сознательного контроля над нашим пониманием правильного и неправильного

Вполне возможно, что в будущем эта теория окажется ошибочной из-за полного отрицания разума. Ведь сами по себе эмоциональные реакции не могут объяснить один из самых интересных аспектов человеческой натуры — эволюцию морали.

Скажем, такие ценности, как забота, сострадание и безопасность, сейчас важнее, чем в 80-е годы, важность уважения к власти упала с начала XX века, в то время как суждение о добре и зле, основанное на преданности стране и семье, неуклонно возрастало. Такие результаты получили авторы исследования, опубликованного в PLOS One

, которое показало отличительные тенденции в моральных приоритетах людей в период с 1900 по 2007 год.

То, как мы должны понимать эти изменения в моральной чувствительности, — интересный вопрос. Мораль сама по себе не жесткая или монолитная система, теория моральных основ, например, выдвигает целых пять моральных риторик, каждая со своим собственным набором добродетелей и пороков:

  • Мораль, основанная на чистоте, идеях святости и благочестия. Когда стандарты чистоты нарушаются, реакция вызывает отвращение, а нарушители считаются нечистыми и запятнанными.
  • Мораль, основанная на авторитете, ценящая долг, почтение и общественный порядок. Ненавидит тех, кто проявляет неуважение и непослушание.
  • Мораль, основанная на справедливости, которая противостоит морали, основанной на авторитете. Судит о добре и зле, используя ценности равенства, беспристрастности и терпимости, и презирает предвзятость и предубеждения.
  • Внутригрупповая мораль, которая ценит верность семье, сообществу или нации и считает тех, кто угрожает им или подрывает их, аморальными.
  • Мораль, основанная на вреде, которая ценит заботу, сострадание и безопасность и рассматривает неправоту с точки зрения страдания, плохого обращения и жестокости.

Люди разного возраста, пола, происхождения и политических убеждений используют эти виды морали в разной степени. Культура в целом со временем усиливает акцент на одних моральных основах и уменьшает акцент на других.

Что такое мораль

Мораль — это система общепринятых норм поведения, направленных на улучшение и регуляцию отношений между людьми. Определение термина принадлежит древнеримскому философу Цицерону.

Главные вопросы, на которые отвечает мораль , связаны с пониманием добра и зла. Что можно и нужно делать, а чего нельзя? За что люди уважают друг друга, а за что — нет? Другими словами — это свод негласных правил о том, как нужно жить, существующих для того, чтобы люди оставались людьми.

Это интересно: какова связь между деятельностью и качествами человека?

Еще одна категория этики, нравственность, по своему содержанию и цели схожа с моралью, однако отличается от нее большей ориентацией на личностный, психологический настрой каждого человека.

Из сказанного выше ясно, что мораль является предметом изучения этики. Зачастую эти два понятия воспринимают как синонимы. Различаются же они тем, что последняя больше относится к теории, а первая — к практике.

Существует этика общепринятая и отдельных эпох и профессий (журналистская, медицинская и т. д.).

Показатель нравственной зрелости личности

Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование
В быту нравственность является синонимом понятия «высокоморальная личность». Чтобы стать таким, необходимо стать психологически зрелым. Вот некоторые критерии нравственной личности:

  1. Ответственность – способность человека понимать, что его действия имеют и последствия.
  2. Внутренний локус контроля. Нравственно зрелый человек не будет перекладывать ответственность на других людей. Вместо того, чтобы искать виноватых, он будет думать, как решить проблему или исправить совершенные им ошибки.
  3. Адекватная самооценка. Любая нравственная личность трезво оценивает свои сильные и слабые стороны и действует, исходя из них. Первые активно применяет, а вторые компенсирует или пытается исправить. Зрелая личность не будет склоняться и в другую крайность – гиперответственность. Не все от нее зависит, поэтому она четко разграничивает, какие ситуации спровоцированы, а какие получились случайно.
  4. Способность к рефлексии: анализу своего мышления, действий и ситуации, в которую человек попадает. Это позволяет сделать выводы и ввести их в жизнь.
  5. Готовность понести наказание или ощутить на себе неприятные последствия своих действий. Отсутствие желания бегать от проблем, спровоцированных ошибками.
  6. Умение предсказывать последствия своих поступков до того, как они совершены. Например, зависимый от спиртного человек не думает о последствиях своей пьянки. Если бы он всерьез об этом задумался до того, как нальет себе рюмку, у него бы получилось воздержаться.

Таким образом, морально-нравственная зрелость идет рука об руку с личностной зрелостью. Центральное ее понятие – ответственность, которая включает все описанные пункты.

Добрый слон – пример моральности

Важно! Становление высокоморальной личности – процесс долгий, который начинается, еще когда человек является дошкольником. В детских садах используются разные методы для того, чтобы воспитывать толковую личность, которая будет проявлять уважение к себе и другим людям. В школе преподают обществознание, где рассказывают о нравственности.

Теории метаэтики

Селия Грин выделяет два типа морали:

  • территориальный и
  • племенной, или народный.

Территориальная мораль парадоксальна тем, что люди в ней разделены на «своих» и «чужих» якобы с целью выживания. При этом необъяснимым является факт гостеприимства к «чужим».

Это интересно: социум это что за понятие, значение в философии.

Примеры

Нравственно зрелая личность является олицетворением успешно проведенной социализации. Это человек, который усвоил поощряемые социумом нормы поведения и использует их на практике в качестве ориентира для своих поступков. При этом желание соответствовать общепринятым поведенческим стандартам продиктовано не страхом порицания, наказания или возможной выгодой, а личными убеждениями, мотивами и принципами. Социологи приводят многочисленные примеры проявления нравственных чувств:

  • Гуманность, человеколюбие.
  • Трудолюбие, усердие.
  • Верность, преданность.
  • Чувство такта, деликатность.
  • Духовность, религиозность.
  • Искренность, открытость.

Альтруистические модели поведения присущи многим животным. Часто самки воспитывают потомство другого вида, проявляют бескорыстную заботу о своих детенышах. Помощь сородичам сходного генотипа способствует выживаемости конкурентных видов, что значительно расширяет представление о естественном отборе индивидуальной ориентации. Подобное поведение обусловлено естественным отбором групповой ориентации, оно помогает выжить целой популяции.

Проводя аналогии, можно сказать, что нравственное поведение индивида заложено биологическими программами и реализуется на подсознательном уровне. Люди являются биологическими организмами, которым свойственна определенная модель поведения на подсознательном, рефлекторном уровне. В числе рефлексов, заложенных природой и коррелирующих с понятием нравственности, стоит отметить:

  1. Материнский инстинкт.
  2. Заботу о партнере, с которым реализуется инстинкт продолжения рода.
  3. Заботу о родственниках и популяции (обществе) в целом.
  4. Чувство патриотизма (любовь к Родине, месту рождения).

Яркими примерами стихийной нравственности являются поступки, которые базируются на подсознательном стремлении человека к следованию нормам, способствующим сохранению популяции в целом. Женщина разрывает отношения с любовником, узнав, что он женат, подсознательно оценивая подобную связь, как бесперспективную (в отношении продолжения рода) и аморальную (наносящую моральный вред законной супруге партнера, следовательно, угрожающую сородичу сходного генотипа и популяции). В специальных пособиях приведены другие примеры стихийной нравственности:

  • Оказание помощи пожилому человеку, который не может самостоятельно перейти через оживленную автомагистраль.
  • Остановка личного автомобиля и содействие человеку, который стоит на обочине дороги и жестами просит о помощи.
  • Непроизвольное желание помочь донести тяжелую сумку человеку, который в силу разных причин (пожилой возраст, инвалидность, физическая слабость) не справляется с задачей.

Наличие безнравственных, попирающих нормы морали людей, свидетельствует об относительной свободе человека от влияния биологически заложенных моделей нормального поведения. Человек наделен интеллектом, способностью логически мыслить, прогнозировать, планировать и самостоятельно выбирать нравственные ценности. Примеры деформации общечеловеческих норм прослеживаются на исторических периодах тоталитарных режимов, к примеру, Гитлера в Германии, Пиночета в Чили, Сталина в СССР.

Нравственные качества – показатель уровня интеллекта и духовного развития человека, отражение степени его социализации и наличия самоконтроля. Нравственность – основа гуманизма, человечности и цивилизации. Крушение нравственных идеалов сопровождается всплеском преступности в обществе, свидетельствует о деградации членов социума, предвещает масштабные гуманитарные катастрофы.

Рады вас приветствовать, уважаемые читатели блога Валеря Харламова! Нравственность – это основа, правила, на которые опирается личность в своей деятельности и жизни, чтобы достичь успеха, уважения и признания. И сегодня мы рассмотрим, какие бывают нравственные качества человека, чтобы вы понимали, на что необходимо обратить внимание, если есть желание совершенствоваться и развиваться.

Содержание:

Функции морали

К основным функциям морали относятся:

  • Воспитательная — формирует правильный взгляд на жизнь, способна влиять на человека вне зависимости от его возраста. Воспитательная функция является одной из главных в процессе становления личности.
  • Регулятивная — диктует основные нормы поведения в обществе.
  • Оценочная — дает понимание всего происходящего с позиции разделения на добро и зло. Отвечает на вопросы: Что нужно и чего нельзя делать? Как необходимо поступать в разных ситуациях? За какие поступки хвалят, а за какие — осуждают?
  • Контролирующая — позволяет делать вывод о нравственности действий и контролировать их со стороны совести и социума.
  • Интегрирующая — объединяет всех общими моральными устоями, ее задачей является сохранность единства и мира в обществе, а также духовности каждого.

Нарушение моральных норм — зачем?

Что толкает Шалуна вновь и вновь нарушать установленные извне Правила, и нагло переть против устаканенных в социуме моральных норм?

Потому что родился непослушным, а когда к послушанию его приучали, Моральные Великаны совершили ряд педагогических ошибок, применив чрезмерное насилие, (или недостаточное?) отчего шалун решил, что истинный он — когда шалит, а не когда покорно соблюдает правила Великанов.

  • И вот он, зависимый от своей причудливо гнутой линии, оказывается зависим от всего, что может сделать эту линию ещё кривее, например, от пива и мяса.
  • Ещё он может не носить маску во время эпидемии, не делать прививку,
  • не верить Путину, Соловьёву и Скабеевой,
  • изменять жене с каждой юбкой, которую повезёт задрать,
  • учить курить мальчиков на заднем дворе школы,
  • и, что самое страшное, постоянно материться.

Но была ли любовью его зависимость от мяса и пива? И что есть любовь, если не способ аморальной защиты своих зависимостей от моральных норм?

Вот, например, похоть

Ужасная гадость! Мерзость просто!

И самое гадкое, что все её чувствуют, хоть и краснеют от стыда. Но чтобы защититься от осуждающей похоть моральной нормы, надо придать пороку красивую форму, облечь в красивые слова и назвать любовью.

А порой и в самом деле прибавить к ней нечто по-настоящему возвышенное, например, астрономию и подарки звёзд возлюбленной девице. Или устроить «парад гордости», как это делают в развитых странах гомосексуалисты.

«Крив человек, я бы выпрямил» — сказал мне вчера Иван Карамазов. Или мне показалось?

Структура морали

Важная ниша в структуре морали — система ценностей, состоящая из совокупности общественных и индивидуальных нравственных взглядов и идеалов.
Ценности делятся на первостепенные, имеющие самый высокий уровень значимости, и второстепенные.

Высшая ценность — жизнь человека, его отношение к ближним и к миру в целом. Относительно этого ориентира и выстраивается весь иерархический ценностный ряд: любовь, мирное сосуществование, альтруизм, честность, ответственность, храбрость, стремление к самосовершенствованию, трудолюбие и др.

Следует заметить, что эта иерархия может меняться в процессе развития личности — например, подростки, не осознавшие в полной мере значимости своих действий, могут пойти на какое-либо преступление и нанести вред жизни других людей только лишь ради одобрения своих сверстников. Или например чувство ответственности — оно также проявляется с разной силой, в зависимости от возраста, семейного положения и занимаемого места в обществе.

Это интересно: значение термина аморально, кто такой — аморальный человек?

Правильную систему ценностей важно формировать еще в детстве, убеждая словом и личным примером.

В обществе пропагандируется идеализированная ценностная система, то есть та, при следовании которой человек будет совершать как можно меньше ошибок в отношениях с другими. Однако каждый имеет право выбирать — следовать этой системе или же быть приверженцем другой, если она, конечно, не переходит границы правовых норм. Данное решение называется моральным выбором.

Черты и концепции

Мораль относится к общепринятым в социуме понятиям о зле и благе. Умение различать критерии проявляется в поведении отдельного индивидуума или в коллективах людей. Нравственность выступает в роли метода самоорганизации общественного формирования с определенными аспектами контролирования. Отличительные признаки моральных норм:

  • правила действуют для всех членов социума и не зависят от положения в обществе;
  • у человека есть право выбора выполнять или нет нравственные каноны, при этом решение определяется совестью, религиозностью, другими предубеждениями и общественным сознанием;
  • моральные устои захватывают все сферы жизнедеятельности в экономике и социальной структуре, распространяются на области человеческих интересов (бизнес, образование, творчество).

Философская этика занимается изучением сущности нравственных канонов и их влияния на поведение и сознание человека. В вопросе происхождения и становления духовных правил ученые занимают несколько позиций и имеют различные точки зрения.

Первая категория научных деятелей склоняется к мысли о божественном разуме, который определяет моральные устои общества. Их концепция говорит о стремлении человеческой души слиться с создателем, для чего требуется проявление высокой нравственности, слово о которой бог оставил людям в заповедях.

Иные философы в своей точке зрения опираются на труды ученых П. Кропоткина и Ч. Дарвина. Высказывается мысль, что у животных и первобытного человека наблюдалось сходство психологии сознания, поэтому этические нормы были первоначально заложены природой. Регулировались устои запретами и обычаями, при этом индивидуумы отождествляли себя с другими особями.

Третья категория ученых говорит о становлении морали в результате развития человеческого социума. Источником нравственности индивидуум не является, а корни кроются в условиях общественного и исторического развития. Основой выступают потребности и стремления более оптимально организовать сосуществование отдельных людей в окружающем пространстве.

Основные нормы

Моральные устои отличаются большим разнообразием, касаются всех сфер деятельности. Основные вопросы, которые затрагиваются, представляют понятие о добре и зле, их относительной оценке в зависимости от периода социального развития и эпохи. Семь основных моральных норм, которые являются характерными для религиозных учений и прослеживаются в современном обществе:

  • рассудительность и здравое размышление определяются в качестве способности принимать решения без лишней эмоциональности и не поддаваться секундным порывам;
  • аскетизм означает воздержание от чрезмерности в половой жизни, ограничение в удовольствиях и приеме пищи, поскольку материальные излишества мешают духовному совершенствованию;
  • беспристрастность и справедливость проявляются в оценке людей, уважении к членам общества, их интересам и потребностям, при этом одни поступки вызывают восхищение, другие требуют порицания;
  • умение преодолевать трудности, желание делиться полученным опытом с окружающими;
  • усидчивость и трудолюбие не только помогают преодолеть преграды на своем пути, но и приносят пользу обществу;
  • покорность и смирение говорят о способности индивидуума вовремя осознать ситуацию и остановиться перед совершением порочащего поступка;
  • деликатность и вежливость позволяют человеку наладить конструктивные отношения и получить множество выгодных связей.

В философских трудах решается проблема поиска смысла жизни, роли индивидуума и человечества. В каждом обществе есть свои критерии для определения морального устоя из предложенного списка. Значение имеет соотношение обязанностей и прав в среде, распределение вознаграждения за труд, подход к социальному неравенству.

Известные принципы

Кроме общепризнанных моральных законов есть принципы нравственности. Эти понятия помогают определять формы взаимного общения и жизнедеятельности человека в обществе. Нормы касаются совершения отдельных поступков, а принципы определяют концепцию направления усилий. Принципы поведения:

  • гуманное отношение к окружающим, признание в каждом достоинств и важности;
  • коллективное сознание, направленное на помощь общему делу;
  • альтруизм и желание бескорыстной поддержки другому человеку;
  • милосердие, добродушие, проявление человеколюбия в разных условиях, сострадательность;
  • отказ от эгоизма и глобальной индивидуализации;
  • ощущение чувства меры в эмоциях и поступках.

Каждый человек должен настраиваться на конструктивные и позитивные способы решения спорных ситуаций, при этом не желать зла, если люди причиняют ему вред по незнанию.

Не в почете старый принцип «око за око», который не считается высокоморальным. Правило нравственности, которое изложил Аристотель в своих трудах (тезис золотой середины) не изменяется на протяжении веков. Оно гласит, что человеку нужно придерживаться такого поведения с людьми, какое он хочет получить от них взамен.

Моральные устои

Понятие устоев подразумевает определенные взгляды на то, каким должно быть поведение человека в разных сферах его жизни — как подобает вести себя в семье (взаимоуважение, доверие, любовь и т. д. ), на работе (вовремя приходить, честно выполнять порученные задания, быть вежливым с сотрудниками и начальством), с родственниками, друзьями (помогать и выручать в трудных ситуациях, всячески поддерживать), со знакомыми и незнакомыми людьми (быть вежливыми, тактичными и доброжелательными). Здесь приведен идеалистический пример устоев. На самом же деле, далеко не всем людям близки данные взгляды и нормы поведения.
Также в систему моральных устоев включаются понятия о предпринимаемых действиях в различных жизненных ситуациях, например: перевести через дорогу бабушку или уступить место в общественном транспорте и т. д.

Устои развиваются и могут немного изменяться на протяжении всей жизни человека, но заложенные с детства, фундаментальные, в основном остаются неизменными.

Кроме того, их можно разделить на общественные и индивидуальные. Например: не воровать — это общественное правило, а вот вернуть потерянный кошелек — признак устоявшихся личных высокоморальных законов индивида.

Определение

Нравственные качества – это такой набор свойств характера, который отражает внутренний мир и мировоззрение человека, его суждения о нормах поведения, что в определенной степени помогает оценивать уровень его духовного развития. Моральные качества включают совокупность добродетелей человека, которые вырабатываются в процессе накопления практического, жизненного опыта.

Под влиянием внешних и внутренних факторов происходит формирование поощряемых в обществе моделей поведения, определяющих в дальнейшем особенности поступков индивида, в том числе в личных отношениях. Определение термина в психологии предполагает образование системы правил, которые регулируют деятельность человека в рамках социума. Отличительные признаки положительных нравственных качеств:

  • Бескорыстие.
  • Отсутствие прагматичности.
  • Альтруистичность, самоотверженность.

Моральные качества – это такие духовные ценности, которые всесторонне характеризуют человека, олицетворяют его внутреннее содержание, что позволяет делать выводы о психотипе личности. Высокие моральные качества отличают великодушных, благородных, правдивых людей. Формирование моральных качеств осуществляется под влиянием интеллекта, эмоций, воли. Они могут быть:

  1. Положительные (справедливость, честь, достоинство). Свойства характера, не вступающие в конфликт с внутренними убеждениями индивида.
  2. Поощряемые (ответственность, чувство долга). Побуждают индивида к определенным действиям, одобряемым социумом, независимо от внутренних установок самой личности.
  3. Негативные (зависть, стяжательство, лицемерие, циничность). Противоречат общепринятым устоям и вызывают личностную неприязнь со стороны других членов общества.

Нередко моральные качества, присущие одному индивиду, вступают в противоречие, заставляя его испытывать переживания и делать нелегкий нравственный выбор. Примером конфликта между принципами нравственности и морали и внутренними убеждениями человека может служить нравственный выбор, который стоит перед врачом, вынужденным лечить преступника.

Врач испытывает личностную неприязнь к пациенту, который нарушил закон и совершил правонарушение, но связанный должностными обязанностями и этическими нормами, вынужден оказывать медицинскую помощь каждому нуждающемуся. Аналогичный пример можно привести с участием адвоката, который защищает в суде преступника, испытывая в связи с оценкой его действий негативные эмоции.

Сходство и различие между правом и моралью

Право и мораль тесно связаны друг с другом: они служат для поддержания порядка в межличностных и общесоциальных взаимодействиях. То, что является правовыми нормами, обязательно входит и в систему моральных принципов, например: нельзя наносить телесные повреждения другим, воровать и т. д. Отличия морали от права:

  • За действия, запрещенные правовой системой следует установленное государством административное или криминальное наказание и осуждение общественности, а за нарушение моральных принципов — только осуждение со стороны общественности.
  • Правовые нормы устанавливаются государством, а моральные — обществом.
  • Право имеет конкретные, установленные законы, мораль — передается в устном формате и не имеет порой четких формулировок.

Нравственная оценка

Поступок является элементом нравственного поведения. Поступок бывает активным и пассивным (отсутствие каких-либо действий в ситуации, которая требует активной реакции). Нравственная оценка поступков – это определение степени соответствия поведения конкретного индивида и общепринятых, поощряемых социумом поведенческих моделей. Чтобы адекватно оценить поступок, опираются на критерии:

  • Результат действия.
  • Пути достижения цели. Если для достижения желаемого человек прибегает к антиморальным поступкам, даже в случае положительного результата общее впечатление от поведения индивида негативное.
  • Мотивы, побудившие индивида к действию. Если человеком двигали благородные порывы даже в случае отрицательного, осуждаемого обществом результата, негативная оценка смягчается.

Придерживаясь выбранных моделей поведения, индивид находит баланс, точку равновесия между собственными стремлениями, убеждениями и установленными в социуме стандартами.

Религиозная мораль

Одной из обязательных задач религии является поддержание моральных ориентиров и воспитание в человеке желания следовать этим им.

Можно сказать, что основной функцией религиозной морали является разъяснение того, что является «добром», а что — «злом», что полезно человеку и обществу, а что — вредоносно.

Ответы на данные вопросы дают разные религии мира с той разницей, что монотеистические религии (христианство, иудаизм, ислам) более четко разграничивают понятия «добро» и «зло» и основаны на 10 заповедях Моисея. Исходя из этих основных моральных принципов складываются все последующие — второстепенные.

Верования, где присутствует многобожие (языческие, или народные) — также могут пропагандировать некоторые правила из присутствующих в монотеизме, но в них часто встречаются противоречия, носящие иногда фатальный характер.

Список качеств

Ответственность

Личность должна понимать, какие последствия влечёт за собой её деятельность или наоборот, бездействие. К сожалению, она характерна в основном развитым и зрелым людям, самостоятельным и имеющим самоуважение. Потому что сложно отвечать за свои поступки, если привык, что кто-то другой решает вопросы и проблемы. А также, если есть возможность скрыться, так сказать, залечь на дно и ожидать, что всё разрешится само собой.

Но также сложно оставаться в стороне и испытывать вину за содеянное, если человек уверен в себе и понимает, что просто не сможет другим смотреть в глаза, а также к себе хорошо относиться, зная правду о своей трусости.

Формирование и развитие ответственности обеспечивает такой способ, как наложение штрафов. То есть, за каждый проступок необходимо что-то такое делать, что не совсем нравится, но полезно. В плане воспитания, взращивая детей всё понятно, они знают правила и ограничения, стоит их нарушить – последует расплата.

А вот по отношению к себе придётся подключить самоконтроль и выдержку, чтобы доводить начатое до конца, и всё-таки лишать себя чего-то в случае проступка.

Честность и открытость

Вроде бы положительные качества нравственного человека, но следует быть внимательным и осторожным, чтобы никому не навредить. Допустим, открывая душу перверзному нарциссу, вы только дадите ему козыри для управления вами, и сэкономите время для самостоятельного поиска ваших слабостей. Подробнее о такой личности вы узнаете из этой статьи, и тогда поймёте, почему это опасно.

Так что, прежде чем полностью доверяться, проявите осторожность и внимательность. А вот с собой необходимо всегда быть максимально честным. Жить в иллюзиях приятнее, но реальность никто не отменял, и если её игнорировать – появляется риск об неё пораниться, или ещё хуже – разбиться.

Патриотизм

Проявляется не только в виде любви к своей Родине, городу, планете в общем, но и в проявлении интереса к традициям своей страны. Важно знать историю своих предков, уважать их и ценить, чтобы передавать накопленные знания дальше, своим потомкам.

Патриотизм проявляется в желании изменить к лучшему, если не планету, то хотя бы город, улицу, и, в конце концов, себя. Вот вы, что вы знаете о своём роде? Кто чем занимался, какую жизнь прожил, чем запомнился и какую роль выполнял при жизни, к чему стремился?

Гуманизм

Это человеколюбие, забота, сопереживание. Проблема в том, что чувства случаются, специально вызвать их непросто. Поэтому, если человек не испытывает искреннего сопереживания, если он просто привык опираться на некую бесчувственность по каким-либо причинам – придётся приложить очень много усилий, чтобы развить этот гуманизм.

Старайтесь замечать, осознавать моменты, когда вы испытываете благодарность к другим людям. Возможно, это поможет развить в себе человеколюбие. Да, сложно вот любить просто всех вокруг, потому что это про обезличивание и вообще, можно иссякнуть в один прекрасный миг.

Но если выделять людей, которые вас окружают и интересоваться ими, отслеживать, чем оказались полезны, как можете помочь им вы в ответ, то тогда становится намного проще. По крайней мере, появляется фигура, по отношению к которой можно что-то вполне оправданно испытывать.

Вежливость

Позволяет думать о человеке, что он развит, хорошо воспитан и гармоничен. С ним приятно иметь дело и доверие возникает намного быстрее, если только вежливость искренняя, а не подчёркнуто-напыщенная, с целью получить желаемое, использовав другого.

Дисциплина и культура поведения

В обществе существуют правила, устои и нормы, и чтобы в нём находиться, важно их соблюдать. Иначе можно даже попасть в места лишения свободы.

Существует такое определение, как девиантный человек – это тот, кто не способен дисциплинированно себя вести, и блюсти нормы, законы. Подробнее, что это значит и как справиться с девиантностью, вы узнаете из статьи по ссылке.

Верность

Очень ценится в современном мире, но предполагает не только верность своему партнёру, но и себе, а также данному слову. Поэтому, если вы хотите, чтобы вас ценили и доверяли вам, всегда выполняйте обещания. В крайнем случае, предупредите и объяснитесь, если возникли трудности, так вы сможете сохранить отношения и «лицо».

Коллективизм

Несмотря на тип личности, то есть, даже если вы интроверт, важно уметь сотрудничать и вести совместную деятельность с группой, в которой находитесь. Человеку необходимо ощущать свою принадлежность к какому-то сообществу. Это позволяет чувствовать поддержку, что за спиной масса похожих чем-то людей, пусть то одногруппники, коллеги и прочее.

Но помимо принадлежности необходимо уметь взаимодействовать с теми, кто окружает. Не только конкурировать и отстаивать себя и свои интересы, но и сотрудничать, делиться чем-то, находить компромиссы и помогать.

Интеллект

Нравственный человек должен быть интеллектуально развит, но имеется в виду не знание формул и теорем, а уровень его осознанности. То есть, насколько он умеет опираться на свой опыт и ощущения, как различает, что хорошо, а что плохо, умеет ли делать выбор и вообще понимает ли, чего хочет от жизни и каким образом может этого достичь.

Необходимо учиться чувствовать каждое мгновение своей жизни, замечать настоящее и ценить его. Тогда время не будет пролетать впустую, лишая вас возможностей. Посмотрите статью про осознанность.

Трудолюбие

Как ни странно, но бездельников и повес редко считают нравственными людьми, как и тех, кто достиг успеха не заслуженно, а ещё хуже – «идя по головам». Проявляйте усердие и не останавливайтесь перед трудностями. Тогда, по крайней мере, вы сможете признать свой вклад и старания в случае достижения целей и мечтаний.

Тактичность

Является таким себе ощущением меры, что можно говорить, а что нет, насколько близко можно приблизиться, какие вопросы будут неуместны и прочее. Тактичная личность ценит границы другого человека и замечает, когда собеседник потерял к ней интерес, чтобы не выглядеть навязчивым.

Между прочим, тактичность существенно сокращает количество конфликтов и напряжённых ситуаций.

Духовность

Нравственность тесно связана с морально-духовными качествами человека. То есть, важно не просто исповедовать какую-то религию, а хранить в сердце веру во что-то, уделять внимание саморазвитию, чтению книг, каким-либо практикам, которые дарят гармонию и покой, а также понимание своего предназначения. Подробные рекомендации о том, как повысить духовный уровень вы найдёте тут.

Уважение к старшему поколению

Является небольшим ответвлением гуманности, его важной составляющей, но мы решили уделить этому моменту отдельное внимание. Не уважая своего прошлого, истоков, невозможно быть благодарным, а соответственно, нет ощущения собственной ценности и хорошей самооценки.

Какими бы ни были наши родители, бабушки с дедушками, несмотря на то, какую они прожили жизнь и какие с ними сложились, или не сложились отношения, всегда найдётся момент, за который следует сказать им спасибо, и за что они достойны уважения.

А знаете что это за момент? Это когда-то сделанный выбор сохранить жизнь, неважно, вам или вашему папе, маме… Потому что именно поэтому вы сейчас имеете возможность читать эти строки и просто быть. Именно поэтому у вас есть любимый, близкий человек или друг, кумир и прочее. И важно учить детей уважать стариков, помогать им и, конечно же, уделять внимание, которого им так не хватает порой.

Забота об экологии

Бережность по отношению к природе, братьям нашим меньшим. Мы давно ушли от первобытности, поэтому нравственная личность потушит костёр, прежде чем покинет лес. Уберёт за собой мусор, и не будет издеваться над животными, хотя бы потому, что имеет сострадание.

Моральные, или этические кодексы

В разных религиях были сформулированы основополагающие принципы морального поведения. Известны следующие этические кодексы:

  • Десять заповедей Моисея — признаются христианством, иудаизмом и исламом, а также являются базовыми для всей мировой морали.
  • Золотое правило — относиться к другим так, как хочешь чтобы они относились к тебе.
  • Семь законов потомков Ноя — против убийства, прелюбодеяния, богохульства, идолопоклонничества, воровства и др.
  • Яма и нияма в индуизме — запрет насилия, воровства, лжи, распущенности, жадности.
  • Восьмиступенчатый путь буддизма

У морали много аспектов, с ее помощью регулируется и упорядочивается вся психоэмоциональная сфера, начиная от индивидуальной порядочности и заканчивая международными отношениями.

Кроме этики, исследованием этого предмета также занимается социология морали, которая изучает природу формирования различных ценностных систем в отдельных социальных группах и причины возникающих социальных конфликтов, вызванных несовпадением моральных ценностей, а также возможные способы их предотвращения.

Мораль — неотъемлемое условие существования общества. Ее задача заключается в том, чтобы сделать жизнь каждой отдельной личности и социумов в целом как можно лучше, воспитав в людях правильных жизненных приоритетов, ценностей и устоев, превращающих индивида в высоконравственного члена общества.

Возможно ли существование универсальных норм морали?

Попытки унифицировать нормы морали предпринимались с давних пор. Примером тому может служить такое направление философской мысли как моральный абсолютизм. Если в двух словах, моральный абсолютизм предполагает существование неких абсолютных норм морали, поэтому их нужно найти и неуклонно им следовать. И в то же время он признает, что это не так просто [Т. McConnell, 1981].

Примерно на тех же позициях стоит моральный универсализм, он же моральный объективизм. Его основная идея заключается в том, что создание универсальных норм морали не только полностью реально, но и необходимо.

Одной из первых попыток реализации этой идеи можно считать Декларацию прав человека и гражданина 1789 года, которая является величайшим завоеванием Великой французской революции [Assemblée nationale constituante, 1789]. В более расширенном виде эта идея реализована в нормах Всеобщей Декларации прав человека, где зафиксированы основные права и свободы граждан [ООН, 1948]. Однако до их повсеместного и беспрекословного соблюдения пока что очень далеко.

Мы начали наш разговор с того, что нормы морали – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми, а следование им является моральным долгом всех и каждого. Однако для того чтобы эти нормы соблюдались повсеместно, нужно, чтобы следование им считали своим моральным долгом все люди без исключения.

Поскольку всеобщего принятия задекларированных норм никак не происходит, это дает основания для морального релятивизма, согласно которому единых абсолютных понятий добра, зла, морали и нравственности не существует и все эти понятия относительны [А. Круглов, 2011]. Уточним, что слово «релятивизм» восходит корнями к латинскому relativus, что значит «относительный».

Еще дальше зашел моральный нигилизм, который не только не признает существования единых абсолютных понятий добра и зла, морали и нравственности, но даже возможности субъективно оценивать что-либо как «плохое» или «хорошее», «нравственное» или «безнравственное». От такого подхода всего один шаг до вседозволенности, культурного кризиса и проблем с законом [V. Porus, 2013].

В этом плане у морального нигилизма много общего с моральным скептицизмом, она же теория моральных ошибок (по-английски moral error theory). В соответствии с этой теорией, морали, а, следовательно, и моральных норм как таковых не существует и не может существовать. Поэтому все то, что общество считает моралью, не более чем придумка самого общества для собственного успокоения [J. Mackie, 1977].

Так как же тогда ответить на вопрос: возможно ли существование единых универсальных норм морали? Для этого сначала попробуем ответить на другой вопрос: какие правила и нормы морали вам известны? Тут, скорее всего, затруднений не возникнет. Кто-то вспомнит «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй» и остальные из 10 христианских заповедей, кто-то скажет о необходимости соблюдения принципов справедливости, а для кого-то главными нормами являются вежливость и взаимное уважение. И, конечно, практически каждый готов процитировать знаменитое «поступай по отношению к другим так, как хотел/хотела бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

Как минимум, на словах с этим все согласятся. Разночтения начинаются, лишь когда дело касается практики. И дело не только в таких крайних случаях, как убить врага на войне. Большинство чиновников не считает получение отката воровством, хотя откат закладывается в смету и это те самые деньги, которые можно было бы направить на полезные для общества дела, а не в карман. И заповедь «не прелюбодействуй» остановит от сего непотребства далеко не каждого вырвавшегося в командировку человека, уставшего от семейной рутины.

В общем, перечислить нормы и правила морали и следовать им – это, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Если все так сложно, нужны ли нам сегодня нормы морали в принципе?

Список нравственных критерий личности

h21,0,0,0,0—>
Для начала рассмотрим, какие существуют положительные качества человека, наличие которых и определяет его морально-этический уровень:

p, blockquote4,0,1,0,0—>

  • Гуманизм (человеколюбие);
  • Ответственность (по отношению к людям; принятие ответственности за свои поступки, решения, выбор и т.п.);
  • Честность;
  • Верность;
  • Уважение к другим (понимание и принятие их особенностей, например, бережное отношение к беременной женщине, внимательное отношение к пожилым людям);
  • Терпимость (принятие того факта, что никто не обязан быть идеальным);
  • Вежливость;
  • Дисциплинированность (способность держать слово, выполнять обещания);
  • Целомудрие;
  • Почитание старших;
  • Чистоплотность, уважение к чужому труду.

Отрицательные качества личности, относящиеся именно к нравственной стороне, можно обозначить как противоположные перечисленным. Притом имеется в виду их абсолютная противоположность. Так как человек – это не божество, случаются периоды в его жизни, когда он нарушает собственные границы морали. Например, не всегда получается говорить правду, ведь иногда она может навредить. Или человек может нагрубить в ответ на грубость. Когда мы говорим об аморальности, то подразумеваем полное отсутствие морали или значимых нравственных качеств.

p, blockquote5,0,0,0,0—>

Следует понимать, что нравственность и мораль относительны. В разные времена и у разных народов они формировались и менялись по-своему. Соблюдение высокой морали актуально в религиозных культурах и семьях, так как верующие люди считают, что за несоблюдение этих законов будут нести наказание перед Богом.

p, blockquote6,0,0,0,0—>

До начала эмансипации нравственность женщин (особенно такие качества как целомудрие и верность) была практически культом. В современном мире ситуация сдвинулась и сейчас от слабого пола уже не ожидают подобных моральных убеждений.

p, blockquote7,0,0,0,0—>

Границы нравственности нынешнего общества довольно размыты, что вызывает много споров. Свидетельствует ли это о деградации человека или об эволюции?

p, blockquote8,1,0,0,0—>

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]