Физиология восприятия цвета
Способность различать цвета не присуща нам с рождения. У новорожденного ребенка контрастное зрение: он различает светлое и темное. Следующий этап — замечает движения, после — форму и очертания, и в последнюю очередь начинает различать цвета.
Попадая на рецепторы глазной сетчатки — колбочки (они отвечают за цветное и черно-белое зрение) и палочки (отвечают за черно-белое зрение), фотоны цвета вызывают их возбуждение и торможение, передавая таким образом информацию в мозг.
Рецепторы сетчатки, отвечающие за цветное зрение (колбочки) человека и приматов имеют определенный тип светочувствительного пигмента, позволяющего различать цвета:
- синий;
- красный;
- зеленый.
Томас Юнг в начале 19 века опытным путем показал, что все видимые цвета спектра можно получить путем смешения этих трех цветов.
Физиология восприятия цвета связана с высшей и примитивной областями деятельности коры головного мозга. Функции восприятия, различия и способность называть цвета — результаты развития человека, а не инстинктивные реакции, следовательно, находятся под управлением высших областей коры мозга. Примитивные же области мозга управляют рефлекторными реакциями на цвет (светлый и темный).
Двоякое воздействие
Общепризнанным является факт, что восприятие цвета сопровождается сильнейшим эмоциональным воздействием. Эта проблема подробно изучалась живописцами. В. В. Кандинский отмечал, что цвет двояко влияет на человека. Сначала индивид испытывает физическое воздействие, когда глаз либо очарован цветом, либо раздражен им. Это впечатление мимолетно, если речь идет о привычных предметах. Однако в необычном контексте (картине художника, например) цвет может вызвать сильнейшее эмоциональное переживание. В этом случае можно говорить о втором виде влияния цвета на индивида.
Психология восприятия цвета
Цветовое восприятие необъективно, так как на предпочтение того или иного цвета воздействуют многие факторы:
- возраст;
- жизненный опыт;
- профессия;
- состояние здоровья;
- место и условия проживания;
- психическое состояние;
- принадлежность к определенной культуре;
- яркость, насыщенность, скорость изменения цвета;
- цвет фона, соседние объекты, освещенность.
В каждой конкретной ситуации, будь то выбор цвета наряда, интерьера, автомобиля, мы руководствуемся дополнительными факторами: будет ли гармонировать наряд с другими деталями одежды, соответствует ли цвет интерьера с жилым назначением помещения и так далее. Выбор полностью обусловлен.
Споры о том, какой цвет лучше, лишены смысла, так как каждый индивид воспринимает цвета через призму собственного субъективного опыта. Чтобы было понятно, почему так происходит, обратимся к истокам зарождения человечества. Тогда для жизни на земле решающее значение имели два фактора: день и ночь, свет и тьма. Ночью человек переставал заниматься активной деятельностью, инстинктивно посвящал это время отдыху, сну, восстановлению сил. Все процессы в организме, в частности, работа желез внутренней секреции, замедлялись. День же приносил с собой возможность активных действий (добычи пропитания, строительства жилища). Обмен веществ, работа желез усиливалась, приток энергии подталкивал к активным действиям.
Симпатия к тому или иному цвету обусловлена особенностями работы мозга и функционированием систем организма в определенный период жизни
Чтобы стало понятно, какое значение имеет каждый цвет, что отражает благосклонность к одним цветам и отвержение других, обратимся к исследованиям швейцарского психолога Макса Люшера.
Изначально — белый
Какое счастье, что мы видим мир в цвете! Без этого жизнь была бы скучной и унылой. Тем не менее человек приобретает цветное зрение не сразу. Цветной мир открывается ребенку в определенной последовательности. Сначала он воспринимает красный, оранжевый, желтый и зеленый цвета и только потом — фиолетовый, синий и голубой. Возможно, это объясняется тем, что каждый цвет в солнечном спектре обладает различной длиной волны.
Особое место занимает белый цвет. Он воспринимается как цвет абсолютной чистоты и, считаясь символом чегото абстрактного, визуально означает пустоту. Обратите внимание: эти черные буквы на белом фоне мы воспринимаем как объект на обезличенном, пустом двумерном пространстве. Белый цвет в художественных целях может применяться только тогда, когда он расположен между двумя агрессивными тонами или когда с его помощью оформляется какаято поверхность, которая должна привлекать внимание (указатели, предостережения, реклама). Белые направляющие линии на черном или темном фоне дороги предупреждают нарушение движения автотранспорта, так как они наилучшим образом привлекают внимание водителя. Когда нужно выделить наиболее важный цвет, например противопожарный огненнокрасный знак, оптимальным фоном для него будет белый.
Цветовой тест Люшера
Психолог Макс Люшер длительное время изучал феномен зрительного восприятия. В результате получены данные о прямой взаимосвязи психологического состояния личности с наиболее предпочтительными цветами. Люшером создан уникальный в своем роде метод цветовой диагностики. Он получил название — тест Люшера.
Расскажем в общих чертах об упрощенной, однако достаточно информативной, версии теста.
Тест проводится путем раскладывания карточек, окрашенных в восемь разных цветов по принципу уменьшения симпатии к цветам. Карточкам присвоены порядковые номера:
- основные цвета: синий (1), зеленый (2), красный (3), желтый(4);
- вспомогательные: фиолетовый (5), коричневый (6), черный (7), серый (0).
При прохождении теста нужно отвлечься от взаимосвязи цветов между собой. Воспринимать только сам цвет отвлеченно, без каких-либо оценок, не размышлять о том, нравится ли вам одежда такого цвета, приемлемы ли подобные тона в интерьере.
Такая процедура проводится дважды. Осуществляя выбор во второй раз, не нужно задумываться или вспоминать, какие тона были выбраны ранее. Таким образом получится два ряда цифр, которые нужно записать в порядке предпочтения. На основании данных, полученных при прохождении теста, человек получает исчерпывающий анализ личного психологического состояния.
Интересно, что цветовой тест Люшера порой используется в качестве вспомогательного метода диагностики при постановке медицинского диагноза, способен предупредить о возникновении болезненных состояний: сердечной недостаточности, сжатий сосудов головного мозга, сбоев в работе желудочно-кишечного тракта.
Объективность теста обусловлена восприятием цвета через контрасты. Так, если организм подвержен чрезмерным нагрузкам, нуждается в умиротворении, покое, эмоциональном и физическом отдыхе, снятии напряжения — выбор инстинктивно падет на более темные цвета. Если же есть стремление к энергичной деятельности, занятию творчеством — результатом выбора станут более яркие тона.
Дальтонизм (неспособность различать один или несколько цветов) не препятствует прохождению теста и получению достоверных результатов
Цвета для теста подбирались досконально на основании психологического и физиологического значения. Эти данные универсальны для любого человека. Главным условием является четкое понимание того, как проводится диагностика: испытуемый должен разложить цветные карточки в порядке их предпочтения на интуитивном уровне.
Интерпретация результатов теста проводится на основании расшифровки:
- места (очередности) каждой карточки;
- значения выбранных цветов;
- значения соотношения цветов в парах карточек, находящихся на одной позиции при каждом выборе (например,
- при первом выборе лидирующее место занял зеленый, а при втором желтый цвет).
Люди, проходящие тест, часто бывают шокированы тем, что просто разложив разноцветные карточки, возможно настолько глубоко раскрыть психологическое состояние.
Другие ассоциации.
Цвета наделяются и другими свойствами, в основном из-за природных ассоциаций. Культурные или индивидуальные свойства цвета очень разнообразны и практически бесконечны.
Сухие: желтый, оранжевый, красный. Влажные: голубой, синий, зеленый.
Здесь действует простой ассоциативный ряд. Солнце, песок, огонь вызывают тепло и сухость. Вода, облака, листья растений влажные.
Холодные, светлые и приглушенные оттенки воспринимаются как жидкие или прозрачные, это цвета воздуха и воды.
Теплые, темные и насыщенные оттенки выглядят как плотные, густые и непрозрачные.
Солнечные цвета: светлые, теплые, насыщенные. Теневые цвета: темные, холодные, ненасыщенные.
Свежие цвета: голубые, бирюзовые, желтые, лимонные.
Цветовые ассоциации многочисленны, а контрасты по свойствам широко используются. Например, в живописи с помощью цветовых ассоциаций очень часто передаются эмоции и настроение.
Продолжение: цветотипы >>
Краткое значение позиций карточек
Цвет самой первой карточки в каждом ряду означает метод движения к цели, состояние, в котором человек стремиться достичь желаемого. Например, если на первом месте оказывается синий цвет, то главный метод — покой, умиротворение.
Вторая позиция — подлинная цель, то к чему стремится человек.
Третье и четвертое места отражают ситуацию, обстоятельства текущего периода жизни на момент тестирования.
Пятая и шестая карточки обозначают безразличие, их смысл не отвергается, но не имеет места в текущей ситуации.
Седьмая и восьмая — неприязнь, отвержение, антипатия, вынужденно подавляемые потребности.
Природа вокруг нас
Наверное, с этого пункта можно было бы начать статью, потому что природа – главный источник ярких цветов и красок. Но, в то же время, для городского жителя средней полосы это не всегда так.
И если лето еще дарит нам достаточно цветов, то зимой начинает казаться, что их просто неоткуда взять. Конечно, главное правило – это просто периодически выезжать за город или ходить гулять в парк: вы в любом случае увидите новые оттенки, игру света и тени. Даже небо каждый раз будет своего цвета, чуть-чуть иного, чем вчера.
Пользуйтесь хорошей ясной погодой: если выдался хороший денек, пожертвуйте домашней уборкой – лучше прогуляйтесь на природе.
Не забывайте о пользе солнечного света. Настроение и цвет взаимосвязаны – и вы обязательно почувствуете это на практике. В дополнении к прогулкам можно вспомнить и о телепередачах на соответствующие темы, а также таких нестандартных “встречах” с природой, как посещение зоопарка, аквариума или ботанического сада (теплицы).
Значение восьми цветов
Каждый из восьми цветов имеет конкретное значение, ниже краткие характеристики.
Синий цвет
Этот цвет символизирует глубину чувств, покой, сосредоточенность. Люди, которые выбирают синий цвет, чувствительны, восприимчивы, хотят целостности. Им важна любовь, нежность, взаимная привязанность. Это цвет верности, он способствует философским размышлениям, концентрации. Не даром же можно бесконечно смотреть на море. Неприятие синего цвета свидетельствует о неудовлетворенных потребностях эмоционального характера, подавляемом желании покоя.
Зеленый цвет
Зеленый указывает на гибкость ума. Его психологические составляющие: упрямство, упорство, сопротивление переменам, самоуверенность. Люди, выбирающие зеленый цвет тверды в своих мнения, верны принципам. Им важно усиление собственной значимости, самоуважения, главенства над окружающими.
Красный цвет
Этот цвет символизирует силу воли, кровь, огонь, мужское начало. Воплощает желания, страстные стремления. Возбуждающе действует на нервную систему. Поднимает кровяное давление, усиливает работу эндокринной системы.
Отвержение красного выражает раздражение от нехватки жизненной энергии, враждебность к возбужденной активности. Это может быть следствием физической слабости, усталости или сердечной недостаточности.
Желтый цвет
Желтый цвет — непосредственность, самопроизвольность, источник светлой радости и бодрого оптимизма. Тем, кто предпочитает желтый цвет свойственно стремление к счастью, надежда, импульсивность. Ожидание счастья проявляется в различных формах: от интимного приключения до духовных поисков, завершающихся просветлением. Если желтый цвет отрицается, то это явный указатель на то, что надежды и желания рухнули, личность ощущает себя в отчуждении.
Фиолетовый цвет
Фиолетовый цвет — совокупность красного и синего. Представлен отдельным цветом, объединяющим импульсивную страстность красного и глубокую умиротворенность синего. Человек, которому нравится фиолетовый цвет верит в чудо, ждет волшебства, жаждет производить впечатления, хочет вызывать восхищение. Сохраняет детскую непосредственность во взрослом возрасте. Недаром, младенцы после того, как научаются различать цвета, из предложенных на выбор разноцветных игрушек выбирают фиолетовую.
Коричневый цвет
Этот цвет означает важность физического восприятия. Выбор коричневого цвета указывает на то, что у человека существуют определенные физические недомогания, проблемы, невозможность обеспечить собственную безопасность, чувство беспокойства. Присутствует стремление к избавлению от проблем, доставляющих физический дискомфорт.
Когда тест Люшера проводили людям, прошедшим войну, большинство из них отдавали предпочтение коричневому в силу психологического упадка и проблем со здоровьем.
Черный цвет
Черный воплощает отвержение цвета. Черный цвет — это «нет», прекращение жизни, уничтожение. Люди, которые ставят черный цвет первым в списке своих предпочтений — отвергают все, протестуют, провозглашают, что их не устраивает установленный порядок вещей. Бунт — стиль их жизни. Здесь уместно вспомнить движение под названием «готы», которые отрицают правила, условности, облачаются в черный, не признают других цветов.
Серый цвет
Этот цвет символизирует нейтралитет. Он не светлый и не темный, не яркий и не бледный. Он ничей, психологически нейтральный. Люди, выбравшие серый цвет и поставившие его на первое место желают оградиться от окружающего мира, хотят, чтобы в их жизнь никто не вмешивался. При решении собственных проблем занимают наблюдательную позицию.
Психология восприятия — наука тонкая, сложная, но безумно интересная. Внешние органы чувств получая сигналы из вне, отправляют их в мозг. Мозг на рефлекторном уровне (автоматически) соотносит полученные сигналы с внутренним состоянием организма, обрабатывает информацию, выдает результат. Таким образом, зная какие цвета нравятся человеку, можно с легкостью анализировать не только его внутренне психологическое состояние, но и физическое здоровье.
История.
Интерес к изучению цвета появился тогда, когда первобытные люди научились извлекать и изготавливать натуральные краски. С этого момента цвета были неразрывно связаны с магией и религией. О важности знаний о цветовосприятия и необходимости их применения в разных областях науки говорили еще во времена Античности. В своих трудах древнегреческий врач Эмпедокл отождествлял каждую стихию с отдельным цветом. А основоположник философии Аристотель сравнивал цветовую гамму с музыкальными созвучиями.
Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру, реализовать потенциал по максимуму и получить инструкцию индивидуального развития
? Все это можно сделать при помощи системы
Дизайн Человека
. Постройте свою карту и получите базовые расшифровки бесплатно.
Принципы воздействия цвета на человеческую психику всегда интересовали художников и архитекторов. Первым, кто создал стройную систему цветовосприятия и определил шесть базовых цветов, был Леонардо Да Винчи. Он же ввел понятие о цветовом контрасте, парных оттенках, а также заметил, что восприятие белого зависит от окружения. В XV веке итальянский живописец Джан Паоло Ломаццо сопоставил цветовые оттенки с разными темпераментами.
Почти полтора столетия спустя достижения Исаака Ньютона в физической оптике практически лишили цвета его теологического содержания. Одним из первых, кто заговорил о взаимосвязи «отдельных цветов и особых душевных состояниях» был немецкий поэт Гете. После нескольких десятилетий труда он опубликовал книгу «Учение о цвете», которую сам оценивал выше своих поэтических достижений. Позже ученые заговорили и о лечебных свойствах цвета. Так, великий русский психиатр Бехтерев утверждал, что «привлекательная цветовая гамма лечит лучше любой микстуры…».