Чувства в психологии. Что это, определение высших, интеллектуальных, моральных


Что относится к моральным чувствам?

К моральным чувствам относятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти. Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, чувство долга и совести.

Интересные материалы:

Как добавить расширение в Яндекс браузере? Как добавить сайт на главный экран гугл? Как добавить сайт в список разрешенных Яндекс? Как добавить страницу в Adobe Acrobat? Как добавить свою гиф в историю ВК? Как добавить таймер на слайд? Как добавить товар в корзину в wish? Как добавить трек в Google Maps? Как добавить виджеты на айпад? Как добавить вторую линию на мтс?

Понятие и этапы формирования

Чувство часто путают с эмоциями. Эти феномены человеческой психики взаимосвязаны, но не являются взаимозаменяемыми. Чувства — особая форма отношения личности к окружающему миру, которая возникает как ответная реакция на соответствие или несоответствие актуальным потребностям. Они отличаются устойчивостью, силой проявления. С их помощью индивид выражает отношение к людям, явлениям, предметам, обозначает убеждения, особенности характера.
Чувственная реакция возникает в ответ на событие, происходящее в жизни индивида. Правильное формирование реакций необходимо для развития гармоничной здоровой личности. Это индивидуальный процесс, который начинается в раннем детстве. На формирование влияет семейная обстановка, локальная культура. В Испании принято бурно выражать чувства, а в Японии это — признак плохого воспитания.

Чувства принято делить на низшие, высшие. К низшим относятся физиологические проявления: голод, усталость. К высшим относятся проявления, связанные с духовным миром: восхищение, сопереживание, эмоциональная привязанность. Наличие высших чувств отличает человека от животных.

У чувственных переживаний есть объектная привязка. Индивид не может испытывать их к ситуации или явлению, только к конкретному действующему лицу, предмету. У чувств может не быть внешних проявлений: проживая их внутри, внешне индивид остается спокойным. Часто они невербальные — невысказанные.

Мимолетные проявления возникают, когда взаимодействие с предметом было кратким. Чтобы сформировалась устойчивая связь, нужен продолжительный контакт. Именно так развиваются влюбленность: если человек лишен возможности видеть предмет обожания, влюбленность быстро проходит. Если он ежедневно может смотреть хотя бы на портрет, то влюбленность будет только подпитываться и укрепляться.

Значение прошлого опыта

Детали и информация о прошлом используются для принятия решений, поскольку прошлый опыт чувств влияет на принятие решений в настоящее время. Он определяет и то, как люди будут чувствовать себя в будущем. Гилберт и Уилсон провели исследование, чтобы показать, насколько хорошо чувствует себя человек, если он купил цветы для себя по какой-либо конкретной причине (день рождения, юбилей или повышение и т. д.). Были опрошены люди, у которых не было опыта покупки цветов для себя и те, кто все же покупал себе цветы. Результаты показали, что те, кто приобрел цветы в прошлом для себя, чувствовали себя счастливее, и это чувство длилось у них дольше, чем у тех, кто никогда не покупал цветы для себя.

Виды чувств, их проявления и классификация

Из-за того, что само понятие чувств и их производных до сих пор остается открытым, существуют разные их категории и виды. Самой часто используемой классификацией сегодня является отражение чувств как социальной сущности человека, которая разделяет все психоэмоциональные переживания на 3 группы.


Чувства в психологии делятся на 3 группы: моральные, интеллектуальные и этические.

Они такие:

  • моральные;
  • интеллектуальные;
  • этические.

Также существуют такие подкатегории как социальные, практические, правовые и профессиональные чувства, которые частично пересекаются с тремя вышеупомянутыми.

Моральные или нравственные чувства

Нравственные чувства являются основой каждого общества. Они имеют исторические и культурные корни, обусловленные нормами поведения, формировавшимися столетиями. Их существование обусловлено необходимостью каждого человека чувствовать себя причастным к коллективу.

Моральные чувства предполагают оптимальное поведение людей с целью быть понятыми, также они формируют основы коллективного и индивидуального сознания.

Придерживаясь основ нравственного поведения, человек, как общественное существо, чувствует удовлетворение и принятие себя другими. Моральные чувства формируют ощущение привязанности, общности и коллективной идеи с которой отождествляются все члены общества.

Впервые основу для понимания нравственных чувств описал английский философ Адам Смит в XVIII столетии. Он дал собственную классификацию их важности, однако особенностью нравственных чувств является их изменчивый характер, поэтому, сегодня, важность и ценность моральных норм существенно изменилась.

Также не все нравственные чувства имеют одинаковую значимость и могут варьироваться в том или ином обществе, зависимо от того, какие культурные и общественные цели считаются приоритетными.

Самыми распространенными и универсальными нравственными чувствами сегодня являются:

Примеры моральных чувствОписание
Симпатия и сочувствиеЧувство симпатии и его влияние между людьми формирует положительное расположение и желание помочь человеку, даже вопреки собственному комфорту. Сочувствие, как разновидность симпатии, является способностью разделять любые чувства собеседника.
ПривязанностьЭто ощущение близости, основанное на глубинной симпатии. В отличие от любви, привязанность касается только эмоциональной близости, формируется в процессе социализации и дает ощущение общности ценностей.
УважениеЧувство выражения достойного отношения к любому другому человеку, независимо от его достижений, ценности или важности. Уважение подразумевает необходимость учитывать мнение других и значение последствий тех или иных действий не только для себя, но и для коллектива.
БлагодарностьЭто чувство признательности, возникшее на основании положительного опыта за сказанное или сделанное другим человеком. Благодарность является глубоким внутренним переживанием, пассивной реакцией на различные способы выражения уважения или поддержки, не требующей взаимных действий.
ЛюбовьЭто сильное чувство привязанности, обычно сопровождается эмоциональными и душевными переживаниями, нежели привязанность или симпатия.
ДружбаБескорыстные отношения между людьми, основанные на взаимных интересах или рода занятости. Дружба является важной составной частью процесса адаптации человека в обществе.
Коллективизм, товарищество, патриотизмОщущение разделения и понимания единых жизненно важных ценностей с другими людьми. Такие чувства как коллективизм и патриотизм являются основополагающими для формирования общества и совместной культуры. В отличие от дружбы, чувство товарищества не нуждается в наличии общих личностных интересов, в его основе лежит разделение некой идеи.
СовестьЧувство осознанного выбора собственных действий, согласно с которым, последствия не должны причинить вреда другим членам общества.
Доброжелательство и справедливостьВысшие чувства нравственности, вызванные желанием действовать бескорыстно во благо других.

Таким образом, нравственные чувства являются основополагающими для формирования гармонии в межличностном существовании, независимо от наличия общих интересов с другими людьми или нет.

С противоположной стороны, существуют антиобщественные чувства, которые деструктивно влияют на отношение между людьми.

К ним относятся чувства:

  • гнева;

  • злобы;
  • ненависти;
  • антипатии;
  • презрения;
  • вражды;
  • зависти;
  • недоброжелательности.

Интеллектуальные чувства

В отличие от нравственных чувств, которые дают человеку ощущение общности, интеллектуальные связаны с познавательной деятельностью.

Таким образом, интеллектуальные чувства являются не только психологической составной каждого человека, но и формируют его мировоззрение и мыслительные процессы, способствуя умственному воспитанию и развитию творческого мышления.

Возникновение интеллектуальных чувств у каждого человека, по мнению психологов, основывается на физиологической предпосылке ориентировочного рефлекса, связанного с потребностью объяснять все процессы вокруг себя, которые каждый воспринимает с помощью органов чувств.

В отличие от нравственных чувств, неосознанно копируемых от других членов общества, интеллектуальные чувства развиваются целенаправленно в процессе обучения. Они являются основой для профессионального роста человека, а также составляют важную часть его уверенности в собственных силах.

К самым главным примерам интеллектуальных чувств относятся:

Примеры интеллектуальных чувствОписание
Чувство удивленияВызванное чем-то новым и необычным, мало привычным для личной картины мира человека. В результате удивления повышается внимание, и стимул разобраться в непознанном объекте.
Чувство догадкиВозникает в процессе познания чего-то нового. Чувству догадки свойственно составлять гипотезы, предполагать исход событий и построение логических связей между доступной информацией. Главная цель этого чувства – понять природу и суть нового.
УверенностьЧувство, которое рождается при правильном формировании логических связей и общей картины понимания того или иного предмета. Уверенность возникает в процессе мышления, и основывается на ощущении правильного объяснения информации.
Чувство удовлетворенияВозникает как результат успешно проделанной работы.
Чувство ясности и нечеткости мыслиЧувства, возникшие на основании четкости осознания мыслительного процесса: если решения и выводы получаются легко, ощущается легкость и ясность, в противоположном случае – чувствуется смутность.
НедоумениеЧувство, вызванное трудностями объяснения фактов и причинно-следственных связей. Недоумение может иметь двоякое влияние на познавательный процесс: или побуждать разобраться в проблеме, или провоцирует сильный ступор и непонимание, куда двигаться дальше.
СомнениеЧувство, связанное с возникновением сомнений из-за несогласованной и нелогической информации, нестыковки фактов и проблем в наблюдении за событиями. Обычно чувство сомнения не позволяет увидеть полную картину происходящего.
ЭйфорияОщущение, возникшее от правильного решения, успешно пройденного пути и завершенной работы.

Таким образом, интеллектуальные чувства являются главным источником приобретения новых знаний и развития собственных творческих способностей.

Все навыки, полученные в результате развития интеллектуальных способностей, связанные с решением проблем и формированием собственного независимого мышления.

Эстетические или высшие чувства

Эстетические чувства являются самыми неоднозначными среди всех свойственных человеку переживаний. Несмотря на постоянные попытки создать объективное понимание об их критериях и свойствах, эстетические чувства остаются субъективным.

Если нравственные чувства воспринимаются человеком через неосознанное проживание в обществе, а интеллектуальным обучаются, то эстетические чувства являются максимальным проявлением индивидуальности и развиваются интуитивно каждым человеком.

Поэтому, самыми важными чертами эстетического мировоззрения является индивидуализм и исторический контекст.

Главная цель эстетических чувств – не в ощущении единства или поиске истины, а в стремлении к совершенству, красоте, гармонии и пониманию всех процессов. Отличающая черта эстетических чувств – поиск качества.

Уровень эстетического удовольствия проявляется не в функциональности и практичности, а в попытке творения и материализации в художественных образах действительности, которую человек созерцает, как источник вдохновения.

Поэтому, эстетические чувства описывают попытку человека найти прекрасное, возвышенное, определить суть комического и трагического.

Предполагается, что проявление этих чувств самое разнообразное и его можно найти везде: от созерцания природы (голубизны неба или блеска звезд), архитектуры, живописи, поэзии и музыки до поступков людей и поиска наслаждения в ежедневном труде.

Особая черта эстетики состоит в том, что чем дольше человек ищет прекрасное и возвышенное, тем больше он его находит и понимает в разных проявлениях.

Этому процессу свойственно выделение факторов, особенностей, связей и осознание эмоционального переживания личности к заинтересованному предмету, которого она наделила особым интересом.

Эстетические чувства всегда субъективные и специфические, они формируются человеком с целью не только осознать фактическую важность предмета или явления для общества, но, и чтобы наделить его особым смыслом.

Главными элементами, формирующими эстетические чувства, являются:

Примеры эстетических чувствОписание
Любование, или эстетическое наслаждениеОсобое восприятие целостности объекта, чувство удовольствия от сочетания красок, форм, звуков, движений или других особенностей предмета или явления.
ГармонияОсознание завершенности предмета или явления, логичности его формы и важности каждого элемента.
Чувство красивогоСубъективная оценка реально существующего предмета, его внутренней гармонии и творческого вклада создателя и важности его намерения.
Чувство красоты оценивается с точки зрения разных факторов (сочетание цвета и форм, контрастов и исторической актуальности предмета).
Чувство возвышенногоВосприятие гениального в предмете или явлении, выделении уникальных особенностей сочетания важности, интеллектуального вклада и прогресса.
Чувство прекрасногоСвойство чувственного восприятия, переживания и подражания реальности не через фотографическое копирование увиденного, а через художественную переоценку того или иного объекта.
Чувство трагическогоСильные душевные переживания, цель которых – оторваться от будничной реальности и задуматься над глубиной и смыслом жизни.
Чувство комическогоВосприятие целостности и несоответствия разных аспектов предмета, дисгармония между формой, смыслом и сюжетом.

Чувства в психологии, такие как эстетические, моральные и интеллектуальные – это высшие познавательные свойства каждого человека.

Развивая те или иные элементы высших чувств, человек не только осознает свое место в обществе и чувствует себя частью коллективного сознания, он также способен развивать индивидуальные потребности и стремление осуществить задуманные идеи.

Качественная характеристика

У чувств есть характеристики, которые отличают их от других эмоциональных проявлений:

  1. Валентность — разделение на положительные, отрицательные и амбивалентные (двойственные). Возникновение амбивалентных проявлений говорит о богатом жизненном опыте, отсутствии категоричности. Амбивалентность характерна для людей с высоким уровнем интеллекта.
  2. Интенсивность — сила проявления. По интенсивности можно определить главные и второстепенные чувства, оценить способность человека к самоконтролю, развитие силы воли.
  3. Содержание — значение для человека объекта, по отношению к которому он проявляет чувства.
  4. Стеничность — побуждение к действию, стремление выразить чувство. Если человек пытается сдерживать проявления, это называется астеничностью.

Интенсивность проявления чувств определяет поведение индивида, отношение к нему других людей. Эмоции всегда искренние, а демонстрация чувств может быть заранее спланированной.

Особенности управления эмоциями

Существует 2 крайних состояния, которые вызывают эмоции, а именно – созидание и разрушение. В психологии существует ключевое правило: чтобы добиться гармонии, нужно научиться управлять непосредственно эмоциями, а не только их выражением.

Все ссоры, недопонимания и конфликтные ситуации обусловлены отсутствием контроля. Следствием неправильной проработки становятся заболевания, нервное истощение и прочие психосоматические состояния. Такие симптомы обусловлены попытками выражать радость вместо грусти или подавлять ощущение гнева.

Механизм появления эмоций

Чтобы научиться понимать себя и своевременно прорабатывать сложные случаи, необходимо изучить психологию эмоций. Основные реакции человек получает от людей, с которыми он контактирует в первый год жизни. К ним принадлежат родители, ближайшие родственники, опекуны. Реакции малыша на мир совпадают с восприятием окружающих.

Склонность к обучению эмоциональным реакциям закладывается на генетическом уровне. Затем она подкрепляется взаимодействием с окружающими. При этом ученые пока не могут однозначно ответить на вопрос, есть ли врожденные эмоции.

Существует предположение, что новорожденные малыши могут реагировать лишь на бессознательном уровне. Они кричат от возмущения или дискомфорта, округляют глаза при испуге, следят за интересующими их игрушками.

При этом на моменты проявления эмоций влияет среда, в которой находится младенец. Именно поэтому одни малыши могут просыпаться даже от небольшого шороха, а других не может разбудить лай собаки. Это означает, что дети не испытывают особых эмоций по поводу привычной для них обстановки.

Взрослые личности обладают своим списком реакций на внешние события. Психологи называют это эмоциональным фоном. У одних людей он отличается его стабильностью, у других – нет. Одни люди кажутся спокойными и уверенными в себе, другие – тревожными, беспокойными, истеричными. Чем выше параметры эмоционального интеллекта человека, тем легче с ним общаться.

Невербальное проявление эмоций

Чтобы научиться держать свои эмоции под контролем и читать других людей, нужно познакомиться с языком тела. Иногда хватает даже практически незаметных симптомов, которые помогают определить состояние человека, а затем использовать полученные знания.

Осанка, положение головы, движения, взгляды, жесты способны немало рассказать о состоянии человека. К невербальным проявлениям эмоций можно отнести такие компоненты:

  • взгляд – он может быть бегающим, горящим или потухшим;
  • оттенок кожи – она бывает бледной или красной, нередко покрывается потом или морщинами;
  • сердцебиение – медленное или учащенное;
  • тремор – у человека могут дрожать пальцы, конечности, губы, ресницы;
  • дыхание – может быть размеренным, хаотичным, быстрым, шумным;
  • осанка – человек может сутулиться, высоко поднимать плечи или расправлять их;
  • перебирание каких-то объектов в руках – оно бывает медленным, хаотичным, быстрым, упорядоченным.

Существует большое количество невербальных проявлений. Потому язык тела следует довольно долго и последовательно изучать. Именно на таких симптомах построен механизм функционирования детектора лжи. Чуткий прибор способен считывать даже незначительные изменения реакций человека. По ним определяют правдивость полученной информации.

Вербальные проявления эмоций

В эту категорию входят речевые проявления эмоций человека. При этом стоит обращать внимание на конкретные формулировки, которые свидетельствуют о состоянии счастья или гнева, и на слова, которые вплетены в контекст.

Чем сильнее эмоции, которые испытывает человек, тем более яркой получается звуковая окраска его слов. Радость может проявляться в виде восклицания, гнев – в форме крика. Тоску отражает шепот или приглушенная речь.

Человек способен определять изменения тона и тембра голоса уже с первого месяца жизни – именно в этот период мозг начинает использовать органы восприятия. Уже в 1,5-2 года малыш может по голосу оценивать эмоциональное состояние близких ему людей. У подростков уже имеется свой набор речевых красок. Он базируется на стиле жизни. Также на него влияют реакции общества.

Слова, которые используются в контексте, могут не помочь понять настроение. Иногда они не имеют выраженной эмоциональной окраски. При этом психология чувств позволяет читать эмоции, которые пытается передать человек. Таким приемом часто пользуются лжецы. Они передают свои мысли в таком виде, чтобы создать у человека, который их слушает, требуемое впечатление.

Внешнее выражение эмоций

Если бы все люди говорили, чтобы они чувствуют, было бы значительно проще. Однако, чем старше становится человек, трем проще ему скрывать одни переживания за другими. Так, в состоянии грусти люди могут добавлять в голос радостные нотки и улыбаться. Благодаря этому со стороны они будут казаться веселыми и беззаботными.

Людям, которые не отличаются чуткостью, такого обмана будет вполне достаточно, чтобы не анализировать эмоциональный фон окружающих. В такой ситуации близость или беседа по душам просто невозможны.

Чтобы научиться общению с людьми, стоит анализировать их внутреннее состояние. При этом важно уметь за радостью разглядеть печать, а за внешним спокойствием – скрытые переживания. Также стоит понимать, насколько сильно скрытое чувство и нужна ли человеку помощь.

Психология эмоций – достаточно тонкая сфера, которая имеет много граней. Чтобы научиться держать свои эмоции под контролем и определять состояние других людей, нужно учитывать немало особенностей.

ВАЖНО! Статья информационного характера! Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Функции и значение

Задача чувств — получать, классифицировать информацию о предметах. Также у них есть отдельные функции:

  • отражательная — помогает оценивать уровень опасности, полезности предметов, чтобы вовремя среагировать на угрозу;
  • стимулирующая — побуждает предпринимать активные действия, строить планы на будущее, искать пути решения сложных задач, мотивацию;
  • подкрепляющая — помогает оценивать значимость события для индивида, запоминать важное;
  • переключательная — подсказывает к какой категории относить предметы, действия, расставлять приоритеты;
  • приспособительная — формирует готовую базу проявлений, которые человек уже испытывал;
  • коммуникативная — влияет на отношения с окружающими, потребность в общении, помогает устанавливать эмоциональные контакты.

Нормальную работу функций может обеспечить только позитивная социальная среда. Если в работе функции появляются сбои, эмоциональный интеллект человека не развивается. Низкий уровень эмоционального интеллекта характерен для детей, которые воспитывались в неблагополучной среде.

Крайняя степень проявления педагогической запущенности у детей-маугли, выросших вдали от людей. Они не различают проявления других людей, не умеют выражать чувства. Их психологическое развитие находится на уровне детеныша обезьяны.

Сколько чувств у человека

Нет ни секунды, чтобы мы с вами не испытывали определенные чувства. Благодаря им, мы можем ориентироваться по жизни и удовлетворять свои потребности, чувствовать опасность и получать удовольствие. Еще в древние времена великий Аристотель выделил главные 5 чувств человека и никто до сих пор их так и не опроверг:

  • обоняние;
  • слух;
  • зрение;
  • осязание;
  • вкус.

Единственное, чего достигли некоторые ученые, так это увеличить их численность до 30. То есть, они выявили подвиды всех пяти чувств человека. Например, такое чувство как вкус имеет еще отдельные «разветвления»: вкус сладкого, соленого, кислого, горького. Также есть разветвления зрения согласно рецепторам – колбочки и палочки. Первые воспринимают свет, вторые цвет.

Но помимо пяти главных органов чувств, было присоединена также:

  1. Термоцепция – ощущение кожей тепла или холода.
  2. Нациоцепция – ощущение боли.
  3. Эквибриоцепция – ощущение движения, скорости и равновесия. В этом смысле задействован вестибулярный аппарат, находящийся внутри человеческого уха.
  4. Проприоцепция – ощущение своего тела, его положения и отдельных составляющих.

Существует также консервативный подход к определению органов чувств у человека. К ним относится:

  • световое – зрение;
  • механическое – слух, осязание человека;
  • химическое – обоняние, вкус.

Изучая короткий список, мы понимаем, что чувств намного больше. Иначе мы были бы скучными и неинтересными существами. Особенно всех интересует «шестое» чувство, называемое интуицией. Согласитесь, оно неоднократно спасало людей от гибели и спасало человечество. Например, в 80-е годы в центр по мониторингу неба над РФ поступил сигнал о том, что США направили ракету с ядерной боеголовкой. По правилам, офицер обязан был информировать руководство и конечно же, нажать на кнопку ответа. Но что-то его удержало, и, слава Богу! Как оказалось, информация была ложной. Если бы не его интуиция. Природа наделила всем, что нас защищает, позволяет сопереживать, получать удовольствие и радоваться жизни.

Сходства и различия с эмоциями

У эмоций и чувств в психологии есть неразделимая связь: они формируют эмоциональный фон. Часто индивид не видит между ними разницы. Но они различаются продолжительностью, глубиной, степенью проявления.

Чувство — глубокое, устойчивое отношение человека к событию, явлению. Оно часто скрыто, его можно сознательно подавлять, маскировать. Сдержать эмоции сложнее. Они возникают как короткий всплеск, мимолетная реакция. Эмоции проявляются бессознательно. Чувства — осознанные проявления, направленные на конкретную цель. Эмоции можно испытывать без внешнего раздражителя. К примеру, индивид испытывает сильное эмоциональное волнение, когда слушает музыку, смотрит фильм. Он сопереживает выдуманным персонажам.

Испытывая эмоции, человек выдает субъективную оценку происходящему. Она зависит от особенностей его нервной системы: флегматики малоэмоциональны, а холерикам сложно себя сдерживать. Сангвиники легко переживают сильные эмоции, меланхолику они доставляют неудобства. Изменить особенности нервной системы нельзя, но научиться контролировать эмоции можно. Для этого индивид должен различать эмоции и чувства, не бояться негативного спектра эмоций.

Неопределенность и неуверенность

Тимоти Д. Уилсон, профессор психологии, испытал теорию чувства неуверенности вместе со своим коллегой Йоавом Бар-Аняном, социальным психологом. Уилсон и Бар-Энн обнаружили, что чем более неопределенным или неясным для индивида является событие, тем больше он выкладывается в нем. Поскольку человек не знает фона или окончания истории, он постоянно переигрывает событие в своем сознании, что вызывает у него смешанные чувства счастья, грусти, волнения и т. д. Если есть какая-то разница между чувствами и эмоциями, чувство неуверенности менее уверенно, чем эмоция амбивалентности: первая нестабильна, последняя еще не принята или даже подавлена. Мир чувств человека богат и разнообразен, а их подавление может привести к самым неприятным последствиям.

Люди в обществе хотят знать каждую деталь о чем-то в надежде максимизировать чувство на тот момент, но Уилсон обнаружил, что чувство неопределенности может привести к чему-то более приятному, потому что у него есть чувство тайны. На самом деле чувство неведения может заставить их постоянно думать и чувствовать предвкушение того, что могло бы быть.

Существует два основных типа работы с эмоциями: выражение и подавление. Первое используется для получения или воспитания определенного чувства, а вот подавление используется, чтобы убрать или скрыть некоторые нежелательные чувства.

Еще три специфических типа работы с эмоциями — когнитивные, телесные и выразительные. Когнитивные изменения изображений, физическое изменение материальных аспектов и жесты выразительных изменений. Человек, которому грустно, использует выразительные эмоции, чтобы поднять настроение, пытаясь улыбнуться. Человек, который подвергается стрессу, использует физическую работу, пытаясь дышать медленнее, чтобы снизить уровень стресса. Эмоциональная работа позволяет людям изменить свои чувства в соответствии с текущей ситуацией.

Влияние на настроение

В психологии настроение — эмоциональное состояние в конкретный момент времени. Настроение редко сопровождается сильной эмоциональной реакцией, но влияет на все виды деятельности. Оно создает фон, который определяет скорость, эффективность работы. В норме настроение устойчиво. У индивидов с сильной нервной системой оно сменяется реже, у чувствительных людей смена происходит часто.

У настроения беспредметный характер. Даже если человек понимает, что конкретно вызывало недовольство, плохое настроение распространяется на деятельность, отношения. Настроение влияет на чувства. В плохом настроении люди испытывают раздражение, несправедливость по отношению к себе. В хорошем готовы на бескорыстные поступки, благосклонное отношение к неприятному человеку.

Интеллектуальные чувства

Основаны на познании людей, стремлении к удовлетворению любознательности, поиска истины и решения конкретных мыслительных задач. К ним относят заинтересованность, любопытство, чувство таинственности, сомнение, недоумение.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Виды чувств 410 ₽ Реферат Виды чувств 280 ₽ Контрольная работа Виды чувств 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Базовые эмоции человека несут в себе определенные функции

Все базовые эмоции несут в себе какие-либо функции.

У интереса есть три основные функции:

  • Биологическая. Интерес заряжает энергией.
  • Мотивационная. Интерес может мотивировать как самого индивида, так и окружающих его людей.
  • Социальная. Интерес необходим для благополучия цивилизации.

Радость

Радость визуально характеризуется улыбкой. Радость помогает человеку ощутить себя частью мира. Радостный человек легок и энергичен.

Социальная функция. Эмоция радость в первую очередь нужна для общения. Люди больше любят общаться с теми, кто помогает почувствовать радость.

У радости есть биологическая функция. Тело и разум радостного человека расслаблены. Это необходимо для того, чтобы восстановить энергию.

Печаль

Печаль визуально характеризуется опущенными уголками рта, морщинами на лбу, сведенными бровями. Печаль связана с чувством утраты, с неудовлетворенными потребностями, с плохими воспоминаниями. Печаль помогает людям сплотиться вместе.

Печаль тормозит физическую и умственную активность, дает время на размышления. Внешние признаки печали дают понять окружающим, что у человека не все благополучно.

Есть три способа борьбы с печалью:

  • Перебить одну эмоцию другой.
  • Переключить внимание на что-то.
  • Больше двигаться.

Гнев

Гнев может быть вызван препятствием на пути достижения цели, оскорблением, несправедливым поведением окружающих. Визуально гнев проявляется опущенными вниз бровями, вертикальными складками на лбу. Разгневанный человек краснеет, напрягает мышцы.

Возникает потребность в физической активности. Хочется броситься в атаку. Гнев полезен тем, что помогает индивиду почувствовать себя сильнее, храбрее, увереннее в себе.

Отвращение

Внешние признаки отвращения — нахмуренные брови, раздвинутые губы, слегка высунутый язык.

Биологическая функция отвращения. Люди с помощью подобной мимики отвергают опасные невкусные вещества.

Социальная функция отвращения. Один человек с помощью характерной мимики показывают другому, что его внешний вид и поведение неприятны. Если человек неприятно выглядит и ведет себя, то рискует быть отвергнутым.

Презрение и страх

Презрение

Презрение вызвано чувством превосходства. Отвращение, презрение и гнев-эмоции человека, говорящие о его враждебности, вызываемые схожими ситуациями.

Страх

Страх — одна из самых негативных эмоций. Страх проявляется тогда, когда человек не уверен, что находится в безопасности. Страх может быть вызван болью или одиночеством. Чем опытнее человек, тем больше у него причин для страха.

Страх лишает человека свободы действий, сужает восприятие. Напуганный человек хочет одного-избежать опасности. Страх сковывает движения или наоборот, заставляет бежать. Страх необходим людям для самосохранения.

Методы управления страхом

Страхом можно управлять несколькими способами:

  • Десенситизация. Это релаксация с представлением угрожающих символов. Снижает чувствительность к пугающим объектам.
  • Имплозивная терапия. Пациент представляет самое травмирующие событие в жизни в форме опросов.
  • Моделирование. Подражание чужому способу выражения эмоций.
  • Взаиморегуляция эмоций. Тренировка способности вызывать эмоции противоположные страху. (Например — гнев).

Смущение

Смущенный человек не смотрит в лицо собеседнику. Смущение может проявляться из-за чувства собственной неполноценности.

Функции эмоции смущения-оградить ребенка от общения с незнакомцами, предотвратить возбуждение нервной системы. Смущение в крайней степени скорее вредная эмоция. Застенчивость мешает социальной адаптации индивидуума.

Смущение может быть признаком депрессии. Когда человеку стыдно, он отворачивается, не смотрит в глаза, краснеет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]