Индивидуальность: кто вы — уникальная медаль для торжественного случая или обычная штампованная монетка?


Индивидуальность — это пламя, а не камень; форма, а не материальное наполнение. (Норберт Винер)

Несмотря на массовость современной культуры, многие люди считают себя яркими личностями, выпадающими из общей толпы. Они делают это разными способами: кто-то красит волосы в неоново-зелёный цвет, другие становятся членами секты, третьи критикуют Пушкина за отсутствие писательского стиля. Но настоящая ли это индивидуальность, к которой стоит стремиться? Разве она проявляется только так экстремально? Пора узнать, что это понятие означает в психологии и как, действительно, можно выделиться на фоне остальных.

Что это такое

Определение

Индивидуальность — комплексное понятие, которое включает в себя:

  • совокупность характерных особенностей, отличающих одного человека от другого;
  • своеобразие психики;
  • особый взгляд на мир;
  • неповторимость, уникальность внутреннего мира и внешности.

Индивидуальность в психологии — это:

  • индивидуально-психологические различия;
  • высший уровень иерархической организации психики человека по отношению к индивиду и личности.

Формируется под влиянием воспитания и общения, начиная с детства и на протяжении всей жизни человека.

Индивид — личность — индивидуальность

Эти понятия всегда находятся рядом друг с другом. Поэтому возникает много вопросов, чем отличается индивидуальность от личности, от индивида.

Каждый рождается индивидом — представителем рода человеческого и частью общества. В течение жизни под влиянием культурного развития он становится личностью. Чем больше он вбирает в себя духовного наследия своих предков и социализируется, тем сильнее в нём личностное начало. Если же у него формируется своё мировоззрение и особый взгляд на то, что происходит вокруг, он становится индивидуальностью.

Труднее всего выявить соотношение индивидуальности и личности:

  • становление личности — процесс социализации, освоение норм и правил поведения;
  • становление индивидуальности — процесс самоопределения и обособления, выделения из сообщества, оформление уникальности и неповторимости.

Как сказал доктор психологических наук А. Г. Асмолов, «индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают». Это выражение показывает суть отличий данных понятий.

Происхождение слова. Термин восходит к латинскому «individuum», что переводится как «неделимое, особь».

Черты индивидуальности


Отдельно взятый индивид

Специфика этого понятия заключается и в наборе характеристик, присущих лишь ему. Черты индивидуальности интегрируют в себе большой набор качеств, формирующихся в процессе деятельности человека.

Они имеют как социальные, так и сугубо психологические особенности. К ряду физиологических черт индивидуальности

психологи относят:

  1. Наследуемая внешность.
  2. Поведенческие особенности.
  3. Адаптационные свойства.

Социальные черты индивидуальности
:

  1. Культурные особенности, которые накладывают отпечаток на свойства личности и формируют ее индивидуальность.
  2. Характерные ценности, привитые в семье.
  3. Стабильность поведения.
  4. Самооценка.
  5. Система контроля поступков.

Очень важный момент в оценке черт индивидуальности – возраст человека. За всю свою жизнь люди проходят огромное количество разных стадий социализации и на каждом этапе характеристики индивидуальности могут меняться. Другой вопрос, кардинально или нет. Чаще некардинально.
Что же до процесса самой социализации, нельзя сказать, что он завершается после становления личности. Социализироваться способен даже престарелый человек. К примеру, желание научиться пользоваться техническими средствами, которых и в помине не было в его молодости — это уже процесс социализации.

Человек не только с технической точки зрения познает азы обращения с телефоном или ноутбуком, но и впитывает в себя основы культуры общения в интернет-пространстве при использовании тех или иных гаджетов. Эта культура и ценности могут значительно отличаться от принятых им ранее. Их трактовка и проявляется в разном наборе новых черт индивидуальности.

Среди людей индивидуальность не каждый раз встретишь. Георгий Михайлович Вицин

Рефлексия в психологии — что это?

Подходы к изучению

Индивидуальность рассматривается с точки зрения поведения, внешности и внутреннего мира человека (к нему относятся волевые установки, особенности психики, мировоззрение). Некоторые психологи акцентируют внимание преимущественно на социализации, умении выстраивать межличностные отношения и становиться лидером. Вторые — на особенностях телосложения и лица. Третьи — на акцентуациях характера.

В связи с такими расхождениями в психологии сформировались основные подходы к типологии индивидуальности:

  • объяснительная — установление психотелесных соответствий (конституциональная типология Кречмера и соматотипы Шелдона);
  • описательная — составление индивидуально-типовых портретов (методика Ганнушкина и Личко);
  • терапевтическая — выделение индивидуальных черт личности (психологические типы Юнга).

Многие специалисты считают, что индивидуальные черты нельзя типологизировать, так как у каждого человека они проявляются по-разному.

На сегодняшний день в психологии чаще всего рассматривается интегральная индивидуальность — понятие, введённое советским психологом В. С. Мерлином. Это особенности человеческой личности на разных уровнях:

  • биохимическом;
  • общесоматическом;
  • нейродинамическом;
  • психодинамическом;
  • психическом;
  • социально-психологическом;
  • социально-историческом.

В отечественной психологии также существует школа Теплова-Небылицына, которая рассматривает индивидуальные черты как проявления темперамента.

Характер

Характер — естественное положение человека. Это, не обремененное обществом, суть человека. Именно характер проявляется в стрессовых ситуациях, когда уже терять нечего. Продуктом характера является естественная склонность человека к тому или иному образу жизни. Характер более врожденным показателем, чем личность. От природы человек может быть более мягкосердечен или менее, более стремится к амбициям или будет удовлетворён нынешним положением.

Если есть ребенок, который от рождения проявлял задатки человека, который стремится к знаниям, но родители воспитывали его зарабатывать деньги — что выйдет? Природная склонность к знаниям — характер, личностью будет стремление заработать деньги, чтобы не расстроить родителей. Итог — человек который потерял себя. Он будет работать и это будет приносить ему чувство что это что-то не то и вся жизнь для него будет казаться чем-то неестественным. Личность может подвергаться каким-то изменениям извне, но характер человек должен взращивать сам. Характер взращивается родителями, но где-то до 14 лет. К этому возрасту человек будет уже со сформированным характером. Конечно он будет меняться, но не под влияниям извне, а по собственному выбору.

Рекомендуем также эту статью: Грубость людей в речи и поведении – в чем причина?

Факторы формирования

На индивидуальность человека, её формирование влияют разные факторы.

Наследственность

Определяет внешность и некоторые поведенческие черты, присущие только этому человеку.

Воспитание

Формирует поведенческие стереотипы, жизненные установки, мировоззрение, отношение к труду, окружающей среде, людям. Привносит в каждый из перечисленных аспектов свою изюминку, совокупность которых впоследствии становится тем, что называют индивидуальностью. Например, всех в детстве учат беречь природу. Однако кто-то дополняет данный стереотип тем, что ходит по вечерам на прогулку с мусорным пакетом и собирает фантики и бутылки с газонов, потому что в детстве он так делал с родителями. Это его индивидуальная особенность, сформированная семейным воспитанием.

Социализация

Определяет паттерны поведения и самооценку. Если, например, в школе человека постоянно принижали и не давали высказывать своё мнение, уровень индивидуализма будет низким.

Саморазвитие

Даже если наследственность, воспитание и социализация не сформировали в человеке индивидуальные черты и паттерны поведения, он всегда может развить их самостоятельно. Способов существует много.

Особенности психического развития

Тип нервной системы и акцентуации характера могут сформировать поведенческие паттерны, не совпадающие со стереотипами. Однако чаще всего они продиктованы различными личностными расстройствами. В пример можно привести всемирно известных людей, которые отличались яркой индивидуальностью, но в то же время имели тяжёлые психические заболевания: Исаак Ньютон (диагноз — приступообразная прогредиентная шизофрения), Винсент Ван Гог (много раз лечился в клиниках для душевнобольных), Эрнест Хемингуэй (имел склонность к суициду).

Развитие индивидуальности

Этот процесс проходит еще на этапе становления личности, так называемой социализации. Ответственными выступают не только педагоги, воспитатели, но и родители ребенка.
Впрочем, некоторые принципы обучения и методики целенаправленно призваны формировать в юном человеке качества и черты индивидуальности. Но без понятия становления личности здесь не обойтись. Эти процессы должны идти параллельно.

Сегодня школьники и даже детсадовские ребятишки получают огромные возможности в формировании индивидуальности, в отличие от недавнего советского прошлого нашего общества, где все делалось буквально под копирку. Нельзя было отличаться от массы. В современной школе есть большое количество заданий, позволяющих проявлять смекалку, находить неординарные пути решения.

При этом дети получают расширенные знания по предметам. Педагоги все чаще заставляют их рассуждать об изучаемых событиях или фактах истории. Все это неустанно формирует в личности ребенка индивидуальные особенности, в том числе и психики. Индивидуальностью не рождаются. Об этом говорят практически все ученые-психологи.

Основные этапы развития индивидуальности:

  1. Формирование особых взглядов на вещи. При этом ребенок сначала узнает важные детали о событии или предмете и после начинает выражать свое отношение. На первых этапах оно может не отличаться от проявлений сверстников, но постепенно индивидуальные черты развиваются.
  2. Когда уже есть некое мировоззрение и человек или ребенок может трактовать те или иные события, исходя из таких представлений. И на этом этапе индивидуальность формируется, поскольку черты и качества под действием разных факторов меняются.

Собственно и процесс социализации способствует развитию индивидуальности, особенных черт характера юного или психологически сформировавшегося человека.

Проявления

Психологи называют следующие признаки индивидуальности в зависимости от уровня проявления.

На уровне внешности:

  • свой стиль в одежде;
  • умение привнести в образ изюминку;
  • особенность внешности, которую человек сумел превратить в достоинство (например, канадская фотомодель Винни Харлоу выделяется на фоне остальных манекенщиц своей кожей, так как страдает витилиго).

На уровне поведения:

  • умение деликатно отстаивать собственную точку зрения, при этом уважая мнение других;
  • установление уникальных межличностных отношений;
  • оригинальные способы знакомства, общения;
  • особенности в жестах, мимике, речи, отличающего человека от остальных;
  • вклад в культуру и духовное развитие города / страны / мира.

На уровне внутреннего мира:

  • адекватная самооценка;
  • богатый внутренний мир;
  • своя концепция мировоззрения;
  • формирование личной точки зрения на всё происходящее вокруг;
  • творческое начало;
  • уникальное восприятие окружающего мира;
  • постоянное саморазвитие;
  • высокое самообладание, твёрдый характер, железная сила воли.

На уровне психических особенностей:

  • высокий IQ, широкий кругозор, нетривиальное мышление;
  • феноменальная память;
  • богатое воображение;
  • неординарные способности;
  • умение контролировать собственные эмоции;
  • редкая акцентуация характера.

Следует также знать, что качества индивидуальности могут быть как положительными (в основном, выше были перечислены именно они), так и отрицательными. К последним относятся патологические акцентуации характера. Например, склонность к окрашиванию волос в разные ярко-ядовитые цвета, чтобы выделиться из общей массы. Или демонстративное нарушение правил поведения в обществе, чтобы привлечь к себе внимание. Или шокирующие общественность поступки (Ван Гог, например, отрезал себе ухо). Да, такие люди отличаются от остальных, но их индивидуальность носит патологический характер.

Индивидуальные характеристики регулирования и саморегулирования

Пройдя базовые уровни сенсорно-перцептивной, когнитивной и эмоциональной иерархии, мы сталкиваемся с еще одним удивительным феноменом мира психической реальности — управляющими и регулирующими процессами, которые принято называть регуляторными процессами. Как и два других компонента базовой психической триады — познание и эмоции, регуляторный феномен имеет сложную иерархическую структуру (см. Либин, в процессе подготовки, б). Исследования показывают, что младенцы могут регулировать уровень своего возбуждения, отвлекая свое внимание от людей или предметов, которые являются причиной повышенного возбуждения (Rothbart, Ziaie & O’Boyle, 1992). Фактор регулирования тесно связан как с когнитивными, так и с эмоциональными процессами. Например, Р. Томпсон (Thompson, 1994) определяет регулировку эмоций как систему внутренних и внешних процессов, которые обеспечивают мониторинг, оценку и модификацию эмоциональных реакций, особенно тех, которые связаны с интенсивно-временными паттернами, обеспечивающими достижение целей.

Подчеркивается общий фактор саморегуляции человека, вытекающий из основных свойств нервной системы и проявляющийся в психомоторной и интеллектуальной сферах (Юркевич, 1972). Показано, что важнейшим параметром саморегуляции, пластичности, характеризующим скорость переключения, является (отрицательно) связанный с уровнем пространственно-временной когерентности электрофизиологических мозговых процессов (ЭЭГ-процессов) (Русалов, Кошман, 1980).

Изучение природы регуляторных процессов для выявления их механизмов, безусловно, требует включения параметров психобиологического уровня индивидуальности, в частности, темперамента.

В. П. Бояринцев (1988), изучая индивидуальные проявления саморегуляции, показал различия в компенсаторных механизмах в динамике адаптационного акта у людей с разным темпераментом. Экстравертные и пластические предметы характеризуются быстрым возникновением и более высокой степенью экспрессии состояния однообразия, что компенсируется медленным возникновением и низкой степенью экспрессии состояния усталости. Интроверты и жесткие субъекты, с другой стороны, характеризуются медленным появлением и низкой степенью монотонности, что компенсирует быстрое появление и высокую степень проявления усталости.

«Потому что разные стороны динамики монотонности и усталости могут компенсировать друг друга, — говорит автор, — создаются необходимые условия для успешной продуктивности деятельности людей разного темперамента» (там же, с. 66) и, добавим, на этой основе формируются стратегии саморегулирования.

Не менее интересным, чем изучение уровня непроизвольного регулирования, основанного на бессознательных механизмах, находящихся вне фокуса сознательно организованного контроля, является анализ добровольных действий и поступков, традиционно относящихся к сфере волеизъявления. Н.Ф. Круглова (1990) рассмотрела индивидуально-типичные особенности волевого регулирования у школьников с шестого по восьмой класс и сравнила особенности волевого регулирования с успеваемостью, особенностями мышления и степенью самостоятельности в работе. В результате были выделены три группы студентов, различающихся по уровню образования и осведомленности о регулирующих функциях. В группе А студенты проявили самостоятельность, рационально добились поставленных результатов. Группа B имела более низкую способность анализировать значимые атрибуты, студенты не были независимыми и нуждались в помощи для успешного выполнения заданий. В группе С учащиеся продемонстрировали достаточный уровень самостоятельности, но уменьшили способность к обобщению, неоптимистичные способы работы при отказе от прямой помощи, а также плохой самоконтроль. В то же время возрастные изменения в выявленной типологии регулирования не выявлены.

Диагностика

Степень сформированности индивидуальности может быть разной. Определить её помогает психодиагностика с помощью обычного тестирования.

Тест на индивидуальность. Вопросы

I. В кругу знакомых обсуждают фильм, который лично вам понравился, но не понравился остальным. Вы:

  1. сразу поменяете мнение о нём;
  2. поменяете мнение только после того, как вам покажут его слабые стороны;
  3. останетесь при своём мнении;
  4. поменяете мнение потому, что другие в этом разбираются лучше.

II. Вам рассказали что-то плохое о человеке, которого вы видели, знаете, но никогда лично не общались с ним. Вы:

  1. запомните всё сказанное, чтобы рассказать кому-нибудь ещё;
  2. сразу смените тему разговора;
  3. выслушаете, но не воспримете всерьёз, пока не пообщаетесь близко;
  4. поверите всему, что скажут.

III. Вы хотите себе купить какую-то вещь в магазине, но ваша вторая половинка отговаривает вас от этого. Вы:

  1. не купите, потому что так хочет ваша вторая половинка;
  2. купите в следующий раз, когда пойдёте в магазин без второй половинки;
  3. всё равно купите;
  4. не купите, потому что вещь разонравилась.

IV. Вы путешествуете. Однако в запланированный гидом маршрут не входит достопримечательность, которую вам очень хочется посмотреть. Вы:

  1. едете с гидом, но потом будете грызть себя за то, что упустили возможность посмотреть достопримечательность;
  2. попробуете совместить свои интересы с планами гида;
  3. поедете по собственному маршруту;
  4. полностью доверяете гиду: он лучше знает, что посмотреть на экскурсии.

V. Вы узнали о каком-либо нововведении, которое разрушает общепринятую традицию. Ваша реакция:

  1. изучите информацию, но при этом будете ориентироваться на мнение знакомых о нововведении;
  2. внимательно изучите информацию о нововведении вдоль и поперёк;
  3. даже думать об этом не будете: скорее всего, это очередной бред;
  4. полностью доверитесь мнению своих знакомых.

VI. Знакомый вам изливает душу. Вы:

  1. думаете о том, что сказали бы об этом другие;
  2. внимательно слушаете, стараетесь помочь;
  3. слушаете невнимательно;
  4. ищете в его рассказе, над чем можно посмеяться.

VII. Что вас интересует больше всего:

  1. сплетни;
  2. научные статьи;
  3. политика;
  4. мнение других людей о вас.

VIII. Прочитали сенсацию в Интернете. Ваша реакция:

  1. верите безоговорочно;
  2. анализируете источники, пытаясь понять, правда это или нет;
  3. не верите написанному;
  4. спрашиваете мнение окружающих об этом — полностью доверяете им в этом вопросе.

IX. Что для вас наиболее важно в жизни:

  1. личная жизнь;
  2. духовный рост;
  3. карьера;
  4. финансовая стабильность.

X. Ваше мировоззрение не совпадает со взглядом на мир вашего лучшего друга. Вы:

  1. поменяете своё мировоззрение;
  2. попытаетесь понять причины;
  3. считаете это вполне нормальным;
  4. это невозможно, так как ваше мировоззрение всегда совпадает с его.

Обработка ответов

За каждый из ответов проставьте баллы:

  • за каждый ответ под №1 — по 2 балла;
  • под №2 — по 3 балла;
  • под №3 — по 4 балла;
  • под №4 — по 1 баллу.

Подсчитайте их общее количество.

Интерпретация теста

Количество набранных баллов: 10-15

Уровень индивидуальности — нулевой.

Описание:

  • чужое мнение для вас — путеводная звезда по жизни;
  • по типу личности являетесь прилипалой, который прикрепляется к большинству;
  • никогда не имеете своей точки зрения, всегда безоговорочно принимаете то, что скажут другие;
  • растворяетесь в безликой толпе.

Рекомендации:

  1. Полное отсутствие индивидуальности чаще всего — проблема, идущая из детства. Для её решения лучше обратиться к профессиональному психологу.
  2. Повышайте свою самооценку.
  3. Начните с малого: прочитайте книгу (или посмотрите фильм) и подумайте, понравилось ли вам и почему. Потом спросите мнение других. Не меняйте свою точку зрения, если она отличается. Постарайтесь отстоять её.

Количество набранных баллов: 16-25

Уровень индивидуальности — низкий.

Описание:

  • вы слишком цените чужое мнение, хотя оно не всегда является для вас определяющим;
  • по типу личности являетесь хамелеоном, который меняет своём мнение в зависимости от ситуации и подстраивает его под других;
  • даже если будете думать и считать по-своему, не будете демонстрировать этого, так как слишком боитесь осуждения и неодобрения;
  • плывёте по тому течению, которое задаёт толпа.

Рекомендации:

  1. Учитесь отстаивать свою точку зрения.
  2. Старайтесь вникать в причины и суть происходящего, а не верить всем на слово.
  3. Развивайте самостоятельность.

Количество набранных баллов: 26-34

Уровень индивидуальности — нормальный (средний).

Описание:

  • вы уважаете и признаёте чужое мнение, но оно никак не сказывается на вашем;
  • по типу личности являетесь дельфином — умным, рассудительным, пытающимся разобраться в сути всего происходящего, всегда готового помочь другим;
  • не боитесь высказывать собственную точку зрения, даже если она отличается от других, но при этом делаете это деликатно, никому не навязывая;
  • можете изменить своё мнение, если убедитесь в том, что оно неверное, — вы тот редкий человек, который умеет признавать свою правоту;
  • выгодно выделяетесь в толпе.

Рекомендации:

  1. Продолжайте развивать свою индивидуальность.
  2. Следите за тем, чтобы она не перешла границу «нормальности».
  3. Помогайте другим людям с развитием индивидуальности.

Количество набранных баллов: 35-40

Уровень индивидуальности — повышенный.

Описание:

  • для вас чужое мнение ничего не значит, так как единственным правильным вы считаете своё;
  • по типу личности являетесь верблюдом, который свысока смотрит на остальных и «плевать» хотел на то, что думают другие;
  • часто ввязываетесь в совершенно не нужные ссоры, пытаясь всем навязать своё мнение;
  • никогда не признаёте свою неправоту;
  • слишком ярким пятном выделяетесь из толпы.

Рекомендации:

  1. Научитесь считаться с мнением других.
  2. Разбирайтесь в происходящем досконально, прежде чем ввязываться в споры, в которых вы совершенно некомпетентны.
  3. У вас завышенная самооценка, которую следует понизить до нормального уровня.

Существуют также другие опросники, позволяющие определить наличие и степень индивидуальности.

Индивидуальность человека и давящие правила общества

Будь собой! Оставайся таким, какой ты есть. Самовыражайся. Говорят люди со всех сторон. А сами, тем временем, думают, как сделать так, чтобы хорошо выглядеть в глазах других, и чтобы им комфортно жилось. Дело в том, что индивидуальность человека — вещь для общества не очень-то удобная. И некоторое давление начинается с самого раннего детства.

Мамы объясняют своим дочкам, что ходить в детский садик с короной на голове — не очень хорошая идея, и карнавальное платье принцессы тоже лучше оставить дома. Некоторые мальчики не отстают от девочек, и желают посещать детское сообщество, в образе Бетмена или, к примеру, Кэтбоя. Но здесь есть своя мера, и индивидуальность маленького человека можно удачно выразить красивыми бантиками на голове или яркой футболкой с любимым героем.

Наш следующий пример того, как индивидуальность человека подавляет общество, уже не такой радостный. Кто-то придумал, что в школе или институте, где собственно и изучают такие понятия как индивид, индивидуальность, личность, должно быть именно столько-то часов математики. Кто-то решил, что все выпускники школ должны знать химию на таком-то уровне, и сдать именно столько-то лабораторных работ по биологии. Конечно, государство не может обеспечить каждому ребенку индивидуальную образовательную программу и так просто легче.

Школа, армия, работа в муниципальных органах и другие общественные институты, очень сильно подавляют индивидуальность человека. Что уж говорить о ситуациях, когда люди вынуждены жить при диктатуре: диктате правительственных режимов, или под влиянием не слишком хорошей уличной компании или даже собственных родственников дома в семье.


В маленьких сообществах и семьях тоже может подавляться индивидуальность человека

Как выработать

Конечно, выгодно выделяться на фоне остальных хочется всем. Главное, чтобы это не шло вразрез с общепринятыми правилами поведениями в обществе и не сопровождалось ущемлением прав других. Яркая индивидуальность, если она положительная, позволяет человеку многого добиться:

  • ему отдадут предпочтение на собеседовании при приёме на работу;
  • его выделит из всех остальных претендентов любимый человек;
  • он привлекает к себе искреннее внимание;
  • часто становится лидером;
  • имеет много друзей и знакомых.

Это далеко не все выгоды выделяться из толпы. Поэтому в любом возрасте есть смысл задуматься о том, как подчеркнуть индивидуальность, развить, выработать, направить в положительное русло. В арсенале психологов — большое количество способов и методик, как это сделать.

У детей

Становление индивидуальности в идеале должно происходить в детском возрасте. Поэтому каждый родитель, заботящийся о полноценном развитии своего ребёнка, должен способствовать формированию у него качеств, которые будут выгодно отличать его на фоне остальных. Подходить к данному вопросу следует комплексно.

Вырабатывать вкус

Для этого нужно детей с раннего возраста приучать к прекрасному. Слушать классическую музыку, ходить в музеи, театры и картинные галереи. Наблюдать за красотой природы. Окружать элегантными вещами. Учить опрятности и правилам ухода за собой. Рассказывать о сочетании цветовых гамм. Вместе подбирать одежду. С возрастом — следить за модой и индивидуальными стилями различных звёзд. Это поможет в будущем создать свой неповторимый образ и в любом обществе привлекать к себе внимание безупречным внешним видом с изюминкой.

Учить общаться

В первую очередь обучать правилам поведения в обществе. Предоставлять ему возможность общаться со сверстниками. Приглашать домой его друзей, наблюдать за их общением, аккуратно поправлять ошибки собственного ребёнка. Следить за тем, чтобы у него не было навязчивых движений, бесконтрольной мимики. Развивать лидерские качества, если они есть.

Формировать собственную точку зрения

Параллельно развивать собственное видение всего происходящего вокруг. Самый элементарный приём: после прочтения сказки или просмотра мультфильма спрашивайте, какие герои, с точки зрения ребёнка, хорошие, а какие плохие, и почему. По мере взросления нужно показывать, что не всегда общее мнение может быть правильным. Всем жалко весёлого и озорного Колобка, которого съела Лиса. Но разве он положительный персонаж, если ослушался дедушку с бабушкой и убежал от них?

Обогащать внутренний мир

Способствовать развитию творческого начала: отдать в художественную студию, на танцы, в спорт, где ребёнок сможет реализовать себя. Расширять кругозор чтением книг, прослушиванием классической музыки, посещением музеев.

На формирование личностных особенностей ребёнка также оказывает большое влияние развитие адекватной самооценки. Если с ней замечены какие-то проблемы, лучше обратиться за помощью к профессионалу. Ежедневно разговаривайте со своими детьми, просите их проанализировать, что произошло за день.

У взрослых

Главное — понять, что фиолетовый цвет волос и пирсинг в носу — ещё далеко не выражение индивидуальности. Для того, чтобы её выработать, рекомендуется:

  • не пожалеть денег и времени и записаться на тематический психологический тренинг;
  • постоянно работать над собой: вырабатывать силу воли через тайм-менеджмент, выравнивать самооценку с помощью аффирмаций;
  • изучить стилевое своеобразие различных звёзд мировой величины, интересоваться модой, поработать со стилистом и визажистом, чтобы найти и создать свой неповторимый образ;
  • тренировать умение дискутировать;
  • сделать что-нибудь по-настоящему полезное (не на словах, а на деле) для своего города;
  • развиваться творчески: рисуйте, плетите, лепите, стройте, пишите, чтобы отразить собственный взгляд на мир;
  • развивать свои интеллектуальные способности и память, расширять кругозор.

Как сказал известный немецкий писатель-романтик Гофман, большинство людей похожи на монеты, на которых чеканятся одни и те же изображения, но есть и те, что подобны медалям, выбиваемым только для особого случая. Последние и являются индивидуальностями. И то, чем быть в этой жизни — штампованной монеткой или торжественной медалью — каждый решает сам для себя.

Зачем она нужна

Что такое индивидуальность и зачем она нужна? Зачем ее как-то учитывать и вообще знать о ней? Дабы избежать долгих объяснений, приведу простой пример, который ответит на все эти вопросы.

Представьте, что вы попали участником на конкурс, например, чтецов. Один из участников немой, второй является автором стихотворных произведений, чтением которых он занимается много лет, а вы знаете только один и то из школьной программы по литературе. Как вас можно оценивать одинаково?

Еще пример. Часто молодые мамочки расстраиваются, когда слышат, что чей-то малыш раньше заговорил или пошел, начал рисовать, считать и все в этом духе. И лишь немногие знают, что все дети разные: кто из них и когда начнет делать что-либо впервые, зависит от индивидуальных особенностей.

При одном росте люди имеют разный вес, телосложение, размер ноги и т.д. Мы все как-то отличаемся друг от друга, поэтому грести всех под одну гребенку нельзя.

Изначально маленький ребенок подражает взрослым, чтобы «влиться» в общую массу людей – социализироваться. Вместе с тем он может делать это не только родительскими, но и своими, своеобразными способами. Становясь личностью, индивид приобретает и свою индивидуальность.

Первую половину жизни мы стараемся быть похожими на других, вторую – найти свое отличие от них же, понять свое личное предназначение. Нам хочется проявиться как-то особенно, внести свой неповторимый вклад, оставить след в истории.

С психологической точки зрения, это очень важный момент: индивидуальный стиль жизни несет человеку ощущение наличия персонального смысла своего существования.

Работа над собой

Работа над личностью даст более высокий социальный статус, больший заработок, больше хорошего отношения. Результат — больше наслаждений. Работа над характером даст счастливую жизнь, глубокие отношения, любовь, радость — больше счастья. Человек может выглядеть очень спокойно, но быть внутри счастливым или надевать маску веселья, чтобы скрыть горе. В этих понятиях «снаружи-внутри» и заключается понимание характера и личности.

Мы можем как угодно менять слова и обличья, но сквозь ложь люди будут чувствовать яд и это подсознательное ощущение неприязни к человеку, который ведет себя адекватно, знакомо многим. Просто общаешься, но неприятно. Так что работа на личность и игнорирование работы над характером приведет лишь к внешним изменениям — вам также будут больше улыбаться, но по сути, отношение людей к вам не поменяется. А есть в этом смысл? Просто закрашивать дыры в стенах.

Результат наших неудач — это наши недостатки в характере. Хотя личность тоже необходимо развивать, ведь через неё проявляется наш характер. Работая над характером, мы одновременно работаем и над личностью, что помогает развиваться комплексно. Игнорировать этикет и правила поведения не стоит, но нужно уделить больше внимания глубиной сути самих себя.

Чтобы на практике применить это знание — проанализируйте из-за чего больше всего происходят в вашей жизни ошибки, конфликты, неудачи, непонимания и попробуйте это исправить. Вы можете часто ссориться с кем-то из-за своих дурных привычек, но разве они стоят того — откажитесь от них, ведь эти привычки не стоят того, чтобы постоянно отравлять себе жизнь конфликтами с окружающими. Однако не делайте это внешне — просто скрывая их и не проявляя их — это не поможет. В случае успеха, ваша жизнь станет немного легче и лучше. Правильный анализ себя и работа над собой даст нужный результат. Удачи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]