Как помочь подростку преодолеть компьютерную зависимость?

Зависимость от компьютерных игр – это навязчивое увлечение играми, которое расценивается как форма психологической зависимости и проявляется у детей, подростков и взрослых людей.

Компьютерная зависимость – это одна из форм аддикции. То есть, когда человек стремится уйти от реальности, специально изменяя своё психическое состояние и погружаясь в иллюзорный мир.

Из-за потери контроля над игрой, уделения играм большого времени в 2022 году компьютерная зависимость была включена в Международную классификацию болезней. Введение в действие документа запланировано на январь 2022 года.

Что такое интернет-зависимость

Без компьютеров, смартфонов и интернета сложно представить современную жизнь. Мы общаемся в мессенджерах и соцсетях, узнаем новости на сайтах, и даже школьные оценки дети получают в электронных дневниках. С компьютерами связаны и многие профессии — начиная от программистов и заканчивая бухгалтерами.
Даже компьютерные игры могут стать серьезным занятием. С 2001 года киберспорт в нашей стране признан официальным видом спорта, а в США первые киберспортивные турниры появились еще раньше. И возникает вопрос: как провести грань, за которой киберспорт и здоровое увлечение технологиями превращаются в компьютерную зависимость у подростков.

Термин «интернет-зависимость» появился с легкой руки американского психиатра Ивана (Айвена) Голдберга. Он имел в виду такое увлечение виртуальным миром, от которого страдает социальная и профессиональная деятельность человека.

Сегодня интернет-зависимостью у подростков и взрослых называют поведенческое расстройство, при котором человек имеет навязчивое желание выйти в сеть и теряет контроль над временем, проведенным за монитором.

Американские нейробиологи провели исследование проблемы игровой зависимости и установили, что желание играть в компьютерные игры активизирует те же области мозга, которые ответственны за тягу к наркотикам и азартным играм. Все эти зависимости в чем-то похожи, хотя игровая не разрушает здоровье так, как наркотическая.

Чтобы выстроить у ребенка здоровые отношения с гаджетами и перестать волноваться, от психолога Ларисы Сурковой. Внутри — правила цифровой гигиены и советы эксперта для родителей.

Введение

Состояние проблемы интернет-зависимости сегодня носит противоречивый характер. Часто возникает вопрос, можно ли говорить о подобном феномене в рамках клинических категорий? Является ли интернет-аддикция самостоятельным феноменом, или это форма реализации уже известных форм зависимости, например гэмблинга [3; 21; 24].

Сам термин «интернет-зависимость» ввел нью-йоркский психиатр Иван Голдберг (1996) для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию интернета. Под интернет-зависимостью он понимал расстройство поведения в результате использования интернета и компьютера, оказывающее пагубное влияние на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности человека.

Отечественные исследователи интернет-зависимости [5] предлагают рассматривать зависимость от интернета в трех вариантах:

  1. патологическая увлеченность интернетом как одна из форм зависимого поведения в понимании его как расстройства в рамках девиантного поведения (актуально для подростков);
  2. синдром интернет-зависимости, за которым скрывается множество других личностных и/или психических расстройств, имеющих определенную нозологическую принадлежность;
  3. интернет-зависимость как самостоятельная нозологическая единица, обусловленная взаимным патогенным влиянием характерологических черт и интернет-среды, имеющая определенную динамику (процессуальность) психопатологических расстройств.

Многие исследователи (Короленко В.Ц., Малыгин В.Л., Войскунский А.Е., Лоскутова В.А., Кулаков С.А. и другие) отмечают, что интернет-зависимость наиболее часто проявляется в юном возрасте — в среде подростков и юношей, что затрудняет их социализацию, препятствует способности сделать карьеру, создать семью [4; 5; 6; 7; 8; 9].

Согласно комплексному исследованию медиапредпочтений молодежи в городах-миллионниках России [1], проведенному Институтом современных медиа (MOMRI) в декабре 2015 — январе 2016 г.1, в компьютерные игры играет каждый второй юноша и каждая пятая девушка в возрасте 14—25 лет. В среднем, в возрастной группе 14—25 лет играют в компьютерные игры 39% молодых людей. Отметим, что чем старше респонденты, тем реже они играют. Пик увлечения играми приходится на подростков 14—17 лет — в этом возрасте играющих 55%. Молодежь, начиная с 18 лет, играет на 30% меньше.

Играть молодые люди в возрасте 14—25 лет больше предпочитают онлайн, чем оффлайн — 41% и 17% соответственно.

Согласно исследованию:

  • имеют собственный смартфон 90% девушек и 85% юношей;
  • пользуются смартфоном более 3-х часов в день 63% девушек и 48% юношей;
  • имеют собственный планшет 54% девушек и 40% юношей;
  • пользуются мобильным интернетом 92% девушек и 86% юношей;
  • общаются в мессенджерах на смартфонах 72% девушек и 60% юношей;
  • играют в компьютерные игры каждый день 32% девушек и 42% юношей.

Общепризнанные критерии аддиктивного поведения, которые вполне актуальны и для квалификации интернет-аддикции [8; 12]:

  • злоупотребление определенным видом деятельности;
  • невозможность субъективного контроля за деятельностью;
  • наличие дезадаптации вследствие злоупотребления деятельностью, влияющей на учебу, работу, межличностные отношения;
  • повышение толерантности к количеству времени, проводимому за деятельностью;
  • состояние отмены: появление психологического дискомфорта (раздражительность, снижение настроения, депрессия, повышение агрессивности и пр.);
  • объективная сверхпоглощенность деятельностью, вытеснение других сторон социальной жизни.

Однако интернет-аддикция качественно отличается от других форм нехимических аддикций выходом на безграничные возможности виртуального мира.

Выделяют ряд особенностей интернета как потенциального аддиктивного агента [7]:

  • возможность многочисленных анонимных социальных интеракций;
  • виртуальная реализация фантазий и желаний с установлением обратной связи;
  • нахождение желаемых «собеседников», удовлетворяющих любым требованиям;
  • возможность установления контакта и его прерывания в любой момент;
  • неограниченный доступ к информации, к различным видам развлечений, к играм.

Виртуальный мир динамичен, в нем можно реализовывать свои скрытые желания, владеть ситуацией, преодолевать трудности, чувствовать себя героем, испытывать весь спектр эмоций. При этом происходит образование двусторонних связей и взаимодействие, что формирует иллюзию общения с реальным миром. Одновременно реальный мир воспринимается неинтересным, скучным, а часто и враждебным. Эмоции, интересы, когнитивная сфера, энергия и система ценностей сосредотачиваются на виртуальном мире. Образуется внутреннее психологическое пространство, которое распространяет свое влияние на оценку внешних событий. Связи с реальностью ослабевают. Ни при одной из других аддикций не достигается такой интеграции психических функций, как при интернет-аддикции. Неадекватная убежденность в своей неуязвимости, сверхзащищенности, переоценка своих интеллектуальных, волевых, физических и других возможностей делают зависимого человека беспомощным в контактах с реальной действительностью [7; 17; 18].

Риск формирования интернет-зависимого поведения в последнее время рассматривается в рамках многофакторной биопсихосоциальной модели динамического взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов [5].

Многие исследователи одним из основных источников развития аддикций считают семью. Большая часть исследований посвящена химической зависимости: ряд исследователей (Г.В. Морозов, Н.Н. Боголепов, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) считает зависимость от ПАВ «симптомом семьи» [14; 15; 20]. Имеются единичные работы, посвященные влиянию семейных факторов на формирование интернет-зависимости, — С. Чен [22]. Также выявлено, что низкий уровень функционирования семьи положительно коррелирует с интернет-аддикцией в подростковом возрасте — С. Ко и др. [23]. Обнаружено, что в семьях с большим количеством конфликтов наблюдается пониженный уровень детско-родительской вовлеченности, что приводит к неадекватному уровню контроля со стороны родителей. Это, в свою очередь, является предиктором возникновения интернет-зависимости у подростка — Д. Ари и др. [25].

Целью нашего исследования было установление связи интернет-зависимого поведения подростков с характером детско-родительских отношений в семье и некоторыми личностными особенностями.

Задачи исследования:

  1. Выявление уровня интернет-зависимого поведения у подростков и выделение соответствующих групп подростков.
  2. Исследование связи стиля семейного воспитания и уровня интернет-зависимого поведения подростков.
  3. Исследование связи характера взаимоотношений между родителями и детьми и уровня интернет-зависимого поведения подростков.
  4. Исследование связи уровня тревожности, психического напряжения и невротических тенденций у подростка и уровня его интернет-зависимого поведения.

Гипотеза исследования: уровень интернет-зависимого поведения подростков связан с:

а) нарушениями процесса семейного воспитания; б) характером взаимоотношений родителей и ребенка; в) повышенным уровнем тревожности, психического напряжения и невротических тенденций у подростков.

Материалы и методы исследования

В исследовании принимали участие подростки 11—15 лет и один из родителей (мать или отец). Всего в исследовании приняли участие 22 пары. Участие в исследовании было добровольным, участников ознакомили с целью исследования, процедурой его проведения и они дали информированное согласие на участие в нем.

Половозрастные характеристики выборки представлены в таблице 1.

Таблица 1. Половозрастные характеристики выборки

Социальные характеристики выборки

Все дети, принимавшие участие в исследовании, обучались в общеобразовательной школе, не имели психиатрического или хронического соматического диагноза. В анамнезе некоторых детей были обращения к невропатологу по различным основаниям. Все подростки — из социально благополучных семей со средним, либо выше среднего уровнем дохода. Родители всех обследуемых детей имели высшее либо средне-специальное образование. Все семьи проживают в Москве или Московской области.

Исследование проводилось методом опроса детей и одного из родителей. Для выполнения задач исследования использовались следующие методики:

  1. Скрининг-тест интернет-зависимости Кимберли Янг, модифицированный для опроса родителей относительно детей и для самодиагностики подростков. Адаптация опросника для русского языка была произведена В.А. Лоскутовой [13].
  2. Тест на детскую интернет-зависимость С.А. Кулакова, позволяющий определить наличие интернет-зависимости у ребенка или подростка [10].
  3. Методика «Анализ семейного воспитания» Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. [11].
  4. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» [2].
  5. Методика многомерной оценки детской тревожности [16].
  6. Скрининг-диагностика психического напряжения и невротических тенденций у детей и подростков [19].
  7. Опрос родителей в форме структурированной беседы.

Программа исследования

Исследование проводилось в 2 этапа. Первый этап — скрининг-опрос интернет-зависимости участников исследования. Опрашивались дети и их родители по параметру отношения к интернету. На данном этапе выяснялась способность подростков к самодиагностике интернет-зависимого поведения, так как почти все тесты на интернет-зависимость построены таким образом. Для этого и подростку, и родителю отдельно друг от друга были даны одинаковые опросники. Далее было проведено сравнение полученных результатов и выявление степени расхождения между ответами детей и родителей. Для этой цели использовался скрининг-тест интернет-зависимости Кимберли Янг.

На основании скрининг-опроса был сделан вывод, что подростки данного возраста, проявляющие чрезмерное увлечение интернетом или с высокой вероятностью интернет-зависимые, не могут объективно оценить свое реальное поведение в отношении интернета. То есть в полной мере проявляется один из признаков аддиктивного поведения, а именно снижение контроля за временем и частотой пребывания в интернете. В связи с этим дальнейшее исследование было основано на обратной связи родителей о поведении ребенка в отношении интернета.

На втором этапе исследования был выбран тест интернет-зависимости, позволяющий, по мнению автора исследования, провести наиболее корректный анализ интернет-зависимого поведения подростков младшего возраста (Тест на детскую интернет-зависимость С.А. Кулакова, 2004) [10]. На этом же этапе достигались основные цели исследования.

Результаты исследования

Согласно опросу родителей, в исследуемой выборке были выделены следующие группы подростков:

Таблица 2. Группы детей по уровню интернет-зависимости

Исследование связи интернет-зависимого поведения с особенностями семейного воспитания показало, что высокие значения данного показателя у подростков положительно коррелируют с нарушениями процесса семейного воспитания (таблица 3).

Таблица 3. Корреляции типа нарушения процесса воспитания с уровнем интернет-зависимости подростков

Из таблицы 3 видно, что наиболее сильная связь наблюдается в области эмоционального принятия-отвержения ребенка родителем и в сфере автономии и контроля за поведением ребенка.

Гипопротекция отражает недостаточный уровень поддержки ребенка в семье. Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители воспитанию ребенка. В данном случае наблюдается ситуация, при которой подросток оказывается на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки». Ребенок часто «выпадает из виду». За него «берутся» лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

Потворство отражает чрезмерную степень удовлетворения потребностей ребенка. В этом случае родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей подростка. Любое желание подростка — для них закон. При потворствовании родители бессознательно проецируют на детей свои ранее неудовлетворенные потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий.

Игнорирование потребностей ребенка — данный тип нарушения воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем, принятии и любви. Часто сочетается с гипопротекцией.

Недостаточность требований-обязанностей — форма нарушения системы требований, предъявляемых к подростку. Требования-обязанности — это перечень повседневных обязанностей ребенка по отношению к себе и другим членам семьи. В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Часто сочетается с потворствованием.

Чрезмерность требований-запретов. Требования-запреты — указания на то, что подростку нельзя делать — определяют, прежде всего, степень его самостоятельности, возможность самому выбирать способ поведения. В этой ситуации ребенку «все нельзя». К нему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность.

Неустойчивость стиля воспитания. Данное нарушение характеризует резкую смену стилей воспитания, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному, а затем — наоборот: от значительного внимания к эмоциональному отвержению ребенка его родителями [20].

Также по результатам этой части исследования можно выделить причины отклонений в семейном воспитании, выраженность которых положительно коррелирует с повышением вероятности интернет-зависимости у подростков (таблица 4).

Таблица 4. Корреляции причин отклонений в семейном воспитании с уровнем интернет-зависимости подростков

Так, мы видим сильную связь уровня интернет-зависимости ребенка с конфликтностью супругов, проекцией своих негативных качеств на него, с одной стороны, и недостаточным принятием его как взрослого субъекта, нестабильностью во взаимоотношениях с ним, с другой стороны.

Высокий уровень положительной корреляции также показали уровень интернет-зависимости и «фактор враждебности» в отношении родителя к подростку (r(s) = 0,733; p

Таблица 5. Корреляции факторов родительского отношения с уровнем интернет-зависимости подростков

Понятие «враждебность» в данном случае описывает эмоциональное отвержение родителем ребенка и требует расшифровки. «Враждебность» матери в отношениях с подростком характеризуется, с его точки зрения, ее агрессивностью и чрезмерной строгостью в межличностных отношениях. Ориентировка матери исключительно на себя, свое самолюбие и самоутверждение исключает принятие ребенка. Последний воспринимается, прежде всего, как «соперник», которого необходимо подавить, дабы утвердить свою значимость. Для этого используются различного рода манипуляции: так, эмоциональная холодность к подростку зачастую выдается за сдержанность, скромность, следование «этикету» и даже «подчиненность» ему. В то же время, при враждебном отношении матери к подростку могут наблюдаться выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике в его адрес. Наряду с этим на вербальном уровне демонстрируется позитивная активность и ответственность за судьбу ребенка [2, с. 60–70].

«Враждебный» отец, по мнению подростков, всегда соглашается с общепринятым мнением, проявляя при этом излишнюю конвенциальность. Он пытается «вымуштровать» своего ребенка в соответствии с принятыми в данном обществе представлениями об «идеальном сыне». В глазах ребенка отец видится суровым и педантичным. Подросток все время находится в тревожном ожидании низкой оценки своей деятельности и наказания родительским отвержением. Выражается постоянное недовольство ребенком и скептическое отношение к его достижениям [Там же].

Следующий фактор, имеющий статистически значимую связь с уровнем интернет-зависимости подростка, — «фактор близости». Данный показатель характеризует степень проявления теплых чувств и принятия ребенка родителем при высоких значениях и преимущественное его отвержение — при низких стандартных оценках. Данный фактор связан с уровнем интернет-зависимости отрицательной корреляцией (rs = −0,617; p Следующая статистически значимая связь выявилась между уровнем интернет-зависимости подростка и «фактором непоследовательности» в воспитании (rs = 0,573; p Корреляционный анализ показал, что повышение вероятности интернет-зависимого поведения подростка положительно связано с высокими показателями тревоги в сфере оценки окружающих, тревоги в ситуациях самовыражения и тревоги во взаимоотношениях с родителями (таблица 6).

Таблица 6. Корреляция уровня тревожности с уровнем интернет-зависимости подростков

Прослеживается положительная корреляция наличия различных невротических тенденций у подростков с повышением показателя интернет-зависимого поведения (таблица 7).

Таблица 7. Корреляция уровня невротических тенденций с уровнем интернет-зависимости подростков

Обсуждение

Таким образом, в исследуемых семьях выявилась следующая картина, описывающая отношения между родителями, подростками и интернетом: при очень высоких значениях факторов враждебного, непоследовательного, автономного (отгороженного или дистанцированного) поведения родителей и очень низком значении фактора близости мы наблюдаем высокий уровень интернет-зависимости подростков. При значениях факторов враждебности и непоследовательности выше среднего, факторе автономности и близости, близком к среднему, мы наблюдаем чрезмерное увлечение подростков интернетом (риск интернет-зависимости).

В семьях с низким уровнем факторов враждебности и непоследовательности и нормативным значением по факторам близости и автономности мы наблюдаем обычное отношение подростков к интернету.

Интересно проявили себя факторы «директивности» и «критики» в поведении родителей (эти факторы связаны с воспитанием, контролем, запретами и поощрениями). Наиболее высокие показатели этих факторов — в группе подростков, чрезмерно увлеченных интернетом (но не интернет-зависимых). Крайнее низкое значение этих факторов в группе интернет-зависимых подростков, что, вероятно, обусловлено дистанцированием родителей и безнадзорностью (гипоопекой). В группе обычных пользователей интернета эти факторы набирают близкие к средним значения и обусловлены предоставлением подросткам самостоятельности при сохранении некоторых элементов родительского контроля.

Корреляционный анализ показал связь тревоги (в основном, в сфере социальных отношений) и невротических тенденций (в основном, эмоционального спектра) с предрасположенностью к интернет-зависимому поведению, так как опосредованное общение в виртуальной реальности, видимо, позволяет снижать эмоциональное напряжение, выражающееся в депрессивно-тревожных, фобических и агрессивных состояниях.

Заключение

Рассмотренные аспекты детско-родительских отношений, а именно стиль семейного воспитания, особенности детско-родительского взаимодействия и эмоциональный климат в доме, являются устойчивыми образованиями и формируются с момента появления ребенка в семье, сопровождают отношения детей и родителей на протяжении всей совместной жизни, если не была проведена их осознанная коррекция.

Подросток оказывается уязвим перед различными формами аддикции как реализации форм избегающего поведения. Он может выбрать одну из социально-приемлемых аддикций, например, интернет-аддикцию.

При коррекционной работе с интернет-зависимым человеком особое внимание необходимо уделять формированию источников эмоционального тепла и принятия, чувства безопасности, повышению самооценки и самоуважения, а также стимулированию постепенной гармоничной сепарации от родителей.

Особое значение представляет психокоррекционная работа с родителями (при ее возможности), направленная на коррекцию стиля семейного воспитания, а также разрешение внутриличностных и межличностных проблем взрослых членов семьи.

Исследование также показало необходимость коррекции в направлении:

a) снижения уровня тревожности и повышения эффективности совладающего поведения;

б) привлечения специалистов смежных специальностей (неврологи, психоневрологи) для коррекции психо-физиологического состояния зависимого человека.

Данное исследование выявило необходимость комплексного подхода к решению проблемы интернет-аддикции. Можно предложить следующий комплекс психокорреционной помощи семье подростка, обратившейся за психологической помощью по проблеме интернет-зависимого поведения (таблица 8).

Таблица 8. Комплексная психокоррекционная программа при выявлении рисков интернет-зависимого поведения у подростков

Предлагаемый комплексный подход к работе с интернет-зависимыми подростками основывается на проведенном исследовании и на современной биопсихосоциальной модели здоровья с учетом биологических, психологических и социальных факторов риска.

___

1 Телефонный опрос аудитории 14—25 лет. Выборка репрезентирует жителей России в возрасте 14—25 лет, проживающих в городах с численностью населения свыше 1 млн человек. Общее число опрошенных — 1000 человек. ↑

Литература

1. Аудитория 10–25 лет. Медийное поведение: специфика и особенности [Электронный ресурс]. – URL: https://momri.org/wp-content/uploads/2016/12/Auditoriya-10-25-let-2.0.pdf (дата обращения: 17.12.2017).

2. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицина Е.Е. Родители глазами подростка. Психологическая диагностика в медико-педагогической практике – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.

3. Войскунский А.Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема. Конференция на портале «Аудиториум». Социальные и психологические последствия применения информационных технологий. Секция 6. Интернет-зависимость: домыслы и правда [Электронный ресурс]. – URL: https://banderus2.narod.ru/80266.html (дата обращения: 17.12.2017).

4. Диагностика зависимости от Интернета: сравнение методических средств / А.Е. Войскунский, О.В. Митина, А.А. Гусейнова [и др.] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2015. – № 4(33). – C. 11 [Электронный ресурс]. – URL: https://mprj.ru (дата обращения: 17.12.2017).

5. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика: пособие для школьных психологов, родителей, педагогов / под. общ. ред. В.Л. Малыгина. – М.: Арсенал образования, 2010. – 136 с.

6. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / ред.-сост. А.Е. Войскунский. – М.: Акрополь, 2009. – 279 с.

7. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. – Новосибирск, Издательство «Олсиб», 2001. – 251 с.

8. Короленко Ц.П., Лоскутова В.А. Интернет-зависимость в русскоязычном секторе интернета // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. – 2004. – № 3(113). – С. 45–51.

9. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков: учеб.-метод. пособие. – М.; СПб.: Фолиум, 1998. – 70 с.

10. Кулаков С.А. Тест на детскую компьютерную интернет-зависимость. – 2004 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.psypodderjka.ru/content/view/86/ (дата обращения: 17.12.2017).

11. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений. – М.: Издательский , 2006. – 432 с.

12. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология: руководство для врачей. – Л.: Медицина, 1991. – 304 с.

13. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф. дис. … канд. мед. наук. – Новосибирск, 2004.

14. Морозов Г.В., Боголепов Н.Н. Морфинизм. – М.: Медицина, 1984. – 176 с.

15. Петракова Т.И. Предикторы риска аддиктивного поведения и профилактика наркологических заболеваний среди подростков // Вопросы наркологии. – 1995. – № 2. – С. 79–82.

16. Психодиагностическая методика для многомерной оценки детской тревожности. Пособие для врачей и психологов. – СПб.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева. – 2007. – 35 с.

17. Ханзян Эдвард Дж. Уязвимость сферы саморегуляции у аддиктивных больных: возможные методы лечения // Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга / пер. с англ. Р.Р. Муртазина. – М.: Независимая , 2000. – С. 28–55.

18. Херст Дэвид М. «Переходные» и «аутистические» феномены при аддиктивном поведении» // Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга / пер. с англ. Р.Р. Муртазина. – М.: Независимая , 2000. – С. 183–196.

19. Шкалы, тесты и опросники в медицинской реабилитации. Руководство для врачей и научных работников / под ред. А.Н. Беловой, О.Н. Щепетовой. – М., «Антидор», 2002. – 440 с.

20. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учебное пособие для врачей и психологов. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Речь, 2006. – 352 с.

21. Янг К.С. Диагноз – интернет-зависимость // Мир Internet. – 2000. – № 2. – С. 24–29.

22. Development of a Chinese Internet Addiction Scale and Its Psychometric Study / S.-H. Chen, L.-J. Weng, Y.-J Su // Chinese Journal of Psychology. – 2003. – Vol. 45, № 3. – P. 279–294.

23. Gender differences and related factors affecting online gaming addiction among Taiwanese adolescents / C.H. Ko, J.Y Yen, C.C. Chen // Journal of Nervous and Mental Disease. – 2005. – Vol. 193, № 4. – P. 273–277.

24. Griffiths M.D. Internet addiction – Time to be taken seriously? // Addiction Research. – 2000. – Vol. 8, № 5. – P. 413–418.

25. The influence of parent, sibling, and peer modeling and attitudes on adolescent use of alcohol / D.V. Ary, E. Tildesley, H. Hops // International Journal of Addictions. – 1993. – Vol. 28, № 9. – P. 853–880.

Ссылка для цитирования:

Богомолова М.А., Бузина Т.С. Интернет-зависимость: аспекты формирования и возможности психологической коррекции // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2022. – T. 10, № 2(49) [Электронный ресурс]. – URL: https://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Источник

Виды компьютерной зависимости

Дети проводят время в сети по-разному. Мальчики больше любят стрелялки — такие как Doom или Counter-Strike, а девочки могут часами листать ленту инстаграма. Выделяют три вида зависимости от компьютера, хотя все они имеют одинаковый механизм:

  • Игровая зависимость — чрезмерное увлечение компьютерными играми, которые постепенно вытесняют реальную жизнь. Реалистичная графика и насыщенный сюжет дают ребенку эмоции, а игровые чаты могут полностью удовлетворять потребность ребенка в общении. Также во многих играх есть рейтинги, ежедневные задания, системы поощрений, что дополнительно удерживает игроков.
  • Зависимость от соцсетей — навязчивое желание проверять, нет ли новых лайков и сообщений, подолгу листать ленту, заводить сетевые знакомства. В соцсетях подросткам легко преодолеть неуверенность и создать идеальный образ себя. Но чем больше разрыв с реальностью, тем сложнее принять свою внешность без фильтров и настоящую жизнь, которая кажется слишком скучной и серой.
  • Зависимость от сетевого серфинга — всевозможные сайты и ролики на ютубе могут быть полезны, если подросток смотрит их с какой-то целью. Совсем другое дело — бесцельное блуждание по сети. По сути, это прокрастинация, которая постепенно занимает все больше времени.

Угроза из XX века

Тинейджеры из 2000-х порой не знают ни дворовых песочниц, ни футбольных баталий, ни казаков-разбойников. Общение, игра и обучение переместились в электронное пространство, и это делает детей и подростков уязвимыми перед компьютерной угрозой.

С одной стороны, неокрепшая личность должна подчиняться требованию времени и умело управляться с любой современной техникой. С другой – нужно избежать множества соблазнов и не потерять связь с реальностью.

Предотвращать зависимость от гаджетов – общая задача семьи и школы. Но совсем уберегать детвору от компьютеров сегодня и сложно, и неправильно. Школьные правила предполагают ограниченное и направленное использование технологий в учебных целях. А вот избежать домашних ошибок в развлечениях и досуге – в силах родителей.

Невидимые враги

Школьник от 7 до 17 лет – это психологическая губка. Без контроля в детской психике могут появиться негативные черты:

  • неограниченное, жадное потребление электронного контента в любой его форме: новости, игры, видео, кино;
  • потеря себя, утрата чувства реальности, искажение приоритетов, мир подростка начинает зависеть от пикселей на экране;
  • отказ от социальной ответственности, возрастных обязанностей;
  • ограниченность контактов и коммуникативных навыков, развитие патологических черт и акцентуаций характера;
  • потеря интереса к познанию и даже к событиям в жизни собственной семьи;
  • нарушение суточного ритма, режима сна, питания, чистоплотности и прочее.

В Сети ребенок может столкнуться с преступниками: мошенниками, вымогателями, педофилами и группами смерти. Если позволить ребенку слишком долго находиться в состоянии зависимости, могут развиться тяжелые последствия:

  1. отставание в социальном развитии, асоциальные формы поведения;
  2. нервно-психические расстройства разных типов;
  3. соматические заболевания: сколиоз, гастрит, истощение, офтальмологические болезни.

Сложности терминологии

Компьютерная зависимость – не выдуманный термин, но и не официально признанная болезнь. Пока это психологический синдром. Как и другие формы пристрастий, он заставляет отказываться от реального мира в пользу виртуальности. В ней зависимый подросток находит замену живому общению, книгам, знаниям, играм и физической активности.

Где прячется опасность

Интернет-зависимость у подростков может быть недифференцированной (ребенка патологически интересует компьютерная техника вообще). Но чаще можно выделить основную направленность:

  • подростковая игромания (зависимость от компьютерных игр у подростков) Наиболее популярны The Sims, World of Warcraft, World of Tanks. Это лидирующая форма зависимости, поскольку увлечь игрой мальчика или девочку одинаково просто, особенно в возрасте до 16 лет.
  • зависимость от ленты (ВКонтакте, Инстаграм и другие сети предлагают неограниченный поток новостей на стене);
  • пристрастие к онлайн-покупкам при наличии электронных денег у подростка;
  • коммуникативная зависимость от компьютера: страсть к общению или знакомствам в Сети;
  • у старших подростков возможны киберсексуальные формы пристрастия (просмотр порноконтента: фото, видео, анимация).

Трудно сказать, какой контент опаснее, но именно игры становятся отдушиной для тревожных, неуверенных в себе, закомплексованных детей. Героический персонаж, сказочное существо или ловкий стрелок становятся своеобразной маской, под которой и не страшно, и не грустно, и не одиноко. Сопротивляться внешнему миру легче через своего игрового персонажа.

Компьютер способен постепенно отучать несформированную личность от нормального ритма жизни, свести к минимуму присутствие ребенка в реальном мире.

Посмотрите до чего может довести зависимость от компьютерных игр ребенка:

Признаки компьютерной зависимости у подростков

Далеко не всегда частое пребывание за компьютером означает зависимость. Ключевое отличие увлечения от настоящего поведенческого расстройства — утрата контроля над тягой к играм или соцсетям, размытая граница между виртуальным и реальным миром. Повседневные дела постепенно теряют смысл и становятся обузой, с которой хочется быстрее покончить, чтобы погрузиться в виртуальную жизнь.

Некоторые родители считают компьютерную зависимость всего лишь плохой привычкой или пробелом в воспитании, но специалисты по психическому здоровью предлагают рассматривать ее как заболевание. В 2022 году игровые расстройства, включая зависимость от компьютерных игр, внесли в Международную классификацию болезней.

Симптомы компьютерной зависимости у подростков:

  • Потребность проводить в сети все свободное время, отсутствие других увлечений и хобби
  • Синдром отмены: беспокойство, раздражительность при невозможности выйти в сеть
  • Неоднократный обман родителей или других близких относительно времени, проведенного за компьютером
  • Раздражительность, агрессия в ответ на запреты или уговоры отвлечься от компьютерной игры, соцсетей
  • Стремление продолжать играть, несмотря на проблемы в учебе, испорченные отношения с родителями и друзьями
  • Пренебрежение внешним видом и личной гигиеной — подросток может перестать мыться без напоминания, становится равнодушен к своей внешности
  • Физические признаки: бессонница, нервозность, сухие воспаленные глаза, головные боли. В качестве одного из последствий компьютерной зависимости у подростков может развиться синдром запястного канала (боль в запястье из-за работы мышкой)
Проверьте, есть ли игровая зависимость у вашего ребенка

Предлагаем отдельный тест для родителей и психологические тесты для подростков, которые они должны заполнить самостоятельно.

Признаки зависимости

1. Постоянные манипуляции с ПК, планшетами, телефонами (поиск устройств взглядом, проверка исправности, зарядки, ношение с собой в транспорте, на улице, установка громких сигналов оповещений в играх или чатах). 2. Рассеянность или раздражительность (в тяжелых случаях гнев, агрессия) при отвлечении от игр, сетевого общения (у детей — при запрещении пользования компьютером). 3. Пренебрежение учебой, домашними делами, профессиональными обязанностями. 4. Сужение круга интересов, уменьшение количества друзей и знакомых, стремление уединиться с планшетом или телефоном.

Физическое здоровье компьютерных наркоманов так же страдает — снижается иммунитет, острота зрения, чаще возникают воспалительные заболевания глаз, шейный и поясничный остеохондроз, могут беспокоить ломота и боль в пальцах и запястьях рук.

Кроме того, у них наблюдаются и психоэмоциональные нарушения — резкие смены настроения, равнодушие к близким людям, расстройства сна, отсутствие жизненной активности и мотивации к реальным достижениям.

Типичные причины компьютерной зависимости у подростков

  • Дефицит ярких эмоций

Компьютерные игры и ролики в соцсетях можно сравнить с фаст-фудом — «быстрой едой» для психики и мозга. В реальной жизни для ярких событий нужна деятельность, активность, а в виртуальном мире достаточно запустить игру. Правда, как и фаст-фуд, виртуальные события только утоляют «голод», но не помогают развиваться.

  • Застенчивость, проблемы с общением

В играх и соцсетях для того, чтобы привлечь к себе внимание, достаточно прокомментировать чье-то фото или вместе пройти одну миссию. В реальной жизни заводить знакомства намного труднее, поэтому застенчивым подросткам интернет-среда кажется хорошим выходом.

Она и вправду расширяет круг общения, но с другой стороны, ребенок так и не научится дружить в обычной жизни. Более того, он может потерять к этому интерес.

  • Желание доказать превосходство, получить признание

Строя замки, убивая монстров или снимая ролик для соцсети, подросток получает восхищение и поддержку, которых у него нет в реальном мире. Он чувствует себя значимым и важным, видит лайки как одобрение сверстников.

Бесполезно думать, как отучить подростка от компьютерной зависимости, если в офлайне у него нет ситуаций успеха. И такие ситуации не появятся из ниоткуда, если отключить дома интернет, — над ними нужно работать.

Еще один фактор, который может способствовать развитию компьютерной зависимости у детей и подростков, — отсутствие традиций отдыха в семье. Семейные поездки, занятия спортом и хобби, в которых нужно делать что-то своими руками, учат детей развлекаться занимаясь делом. Но если в семье принято проводить время перед телевизором, ребенку негде научиться другому способу избавлять себя от скуки.

Профилактика компьютерной игровой зависимости

Полный отказ от сетевой жизни не поможет. В современном обществе большинство людей вынуждены регулярно проверять социальные сети. Также доказано, что компьютерные игры в умеренном количестве благотворно влияют на психику человека:

  • Снимают стресс;
  • Улучшают когнитивные навыки;
  • Повышают общую удовлетворенность жизнью.

Главное сделать так, чтобы использование гаджетов не переросло в компьютерную зависимость. Сделать это можно различными способами:

  • Ограничьте количество времени, которое ребенок может проводить за компьютером. Например, в 8-10 лет – 30 минут, в 14 – не более часа в день, и так далее.
  • Живите наполненной жизнью. Не сводите всё общение с друзьями к регулярной переписке в социальных сетях. Выходите из дома, встречайтесь с приятными людьми, найдите хобби.
  • Ведите здоровый образ жизни (и приучите к нему детей). Регулярные прогулки, правильное питание, умеренная физическая активность укрепляют нервную систему, помогают справляться со стрессами. У вас не будет желания «убежать» в иллюзорную сетевую реальность.
  • Выстраивайте гармоничные отношения с окружающими (и убедитесь, что у ваших детей есть друзья). Социальная изоляция – одна из основных причин развития компьютерной зависимости в любом возрасте.
  • Столкнувшись с сильными переживаниями (смерть или болезнь близкого человека, насилие, потеря работы, переезд, тяжелое расставание), не пытайтесь справиться с ними самостоятельно. Запишитесь на прием к психологу или психотерапевту. Специалист поможет прожить эмоции конструктивно, без деструктивных решений.

Если вы считаете, что вам нужна профессиональная помощь, пройдите 45-дневную экспресс-программу в клинике «Я независим». Она разработана для тех, кто хочет вести достойную жизнь. В ней разбираются основные принципы трезвой жизни, и она подходит не только для алкоголиков и наркоманов, но и лудоманов, людей, страдающих от компьютерной зависимости. Позвоните нам на бесплатную горячую линию 8.

Клинические изменения личности

Подросток ищет возможность играть или заходить в соцсети как можно чаще, не умеет по-другому расслабляться и отдыхать. Интереса к другим развлечениям почти не остается, или они явно проигрывают в его системе приоритетов.

Здесь могут появиться прогулы школы, ложь родителям и учителям, трата всех карманных денег на платные опции в игре. Чтобы помочь подростку избавиться от компьютерной зависимости на этом этапе, нужны решительные меры — одних психолого-педагогических внушений будет мало. Родителям нужно создать достойного конкурента интернету. Например, вместе заняться спортом или отправиться в длинный туристический поход.

Стадии развития зависимости

Дети не сразу становятся заядлыми игроманами. Процесс формирования зависимости весьма длительный. Сначала ребёнок знакомится с игрой, её правилами, вымышленным миром, примеряет на себя новые роли, смотрит подходит или не подходит это для него.

Стадия заинтересованности

Может длиться очень долго, и многие подростки на ней и остаются, пробуя всё новые и новые приложения. Здесь ещё нет маниакального желания играть, поэтому и опасности как таковой нет. Если ваш ребёнок играет ограниченное время, легко отказывается от гаджета в пользу других занятий, то переживать и ругаться с ним по поводу этого не стоит. Поддерживайте его в других увлечениях, и зависимость от игр вам не будет страшна.

Стадия увлечённости

Первый звоночек для родителей. Мир фантазии интересует подростка всё больше, хочется поиграть чуть подольше, «ещё пять минуточек». Ребёнок пока способен отказаться от игры, но стремление вернуться туда снова возникает всё чаще. Он проводит за игрой по несколько часов в день, успеваемость падает. Хорошо, если приложение наскучит, разочарует игрока на данном этапе. Или родители мягко вмешаются в жизнь ребёнка и направят его энергию в другую сторону.

Важно понимать, что запрет на игру вызовет только больший протест, а желание играть — усилится. Если на этом этапе упустить время, зависимость довольно быстро перерастёт в следующую стадию.

Стадия зависимости

Школа, друзья, еда и сон – помеха игре. Постоянные конфликты с семьей, все мысли только о том, как улучшить свои результаты при прохождении следующего испытания. Здесь можно наблюдать полноценный синдром о, когда игра становится недоступной для ребёнка.

Агрессия, апатия, депрессивные и суицидальные мысли. Всё это сигнализирует о начале серьёзных проблем у подростка. Закрывать глаза на зависимость уже не получится.

К сожалению, немногие родители смогут самостоятельно справиться с ситуацией, поэтому для блага всей семьи необходимо обратиться к специалистам, которые помогут вывести ребёнка из игромании и наладить отношения с миром, чтобы не случилось рецидива.

Стадия клинической зависимости

Ребёнок больше не в состоянии себя контролировать и может просидеть за компьютером или гаджетом сутки без сна. Снижается аппетит, наблюдается эмоциональная заторможенность, вместе с тем растёт истеричность, импульсивность. Начинаются психосоматические нарушения – головные боли, расстройства желудка, кишечные колики. У некоторых детей появляются слуховые и визуальные галлюцинации. Если срочно не принять меры и не подключить к спасению ребёнка специалистов, могут начаться необратимые изменения в головном мозге.

Клиническая зависимость

На этом этапе подросток не способен легко оторваться от игры, даже если захочет. Все его мысли и планы так или иначе связаны с игрой, в речи появляется много специфических терминов. Если по каким-то причинам у него нет возможности сесть за компьютер, возникает синдром отмены: подавленность, раздражительность, тревожность.

Ребенок становится равнодушен к семейным делам, может проявлять черствость к родителям и близким. На этой стадии у родителей не получится самостоятельно бороться с компьютерной зависимостью у подростка — нужна помощь психотерапевта.

Мой ребёнок зависим или нет? Как определить, когда стоит волноваться

Порой бывает сложно определить, ребёнок просто увлечённо играет или уже зависим и не может остановиться. В таком случае необходимо понаблюдать за ним некоторое время.

Важно обращать внимание на следующие моменты:

Настроение

Ребёнок с зависимостью часто раздражителен, зол, плохо контролирует свои эмоции, особенно когда речь заходит о компьютерных играх. Однако быстро успокаивается, получив возможность играть. Здесь важно уточнить, что злость на маму, которая вырвала из рук гаджет – закономерная реакция и для здорового подростка. Незрелая психика работает медленно, поэтому, чтобы избежать конфликта и подготовить ребёнка к окончанию игры, предупредите его заранее, что время подходит к концу («осталось 5 минут»). Если по истечении этого времени ребёнок достаточно спокойно расстался с игрушкой – проблем нет.

Время в игре

Геймеры часто просто не могут ограничить себя в этом удовольствии. Они готовы отказаться от еды в пользу игры, плохо ложатся спать, прогуливают занятия, чтобы посидеть за компьютером или в гаджете. Бывает, что родители сами провоцируют такую ситуацию, изначально отказывая ребёнку в праве на игру. Если в расписании дня есть чёткое время, отведённое на развлечение – ребёнок меньше тревожится по поводу игры, он точно знает, что получит желаемое вовремя и никто его не накажет.

Финансовые затраты

Ребёнок начинает настаивать на необходимости вкладывать деньги в игру, в улучшение технических характеристик телефона или компьютера. Карманных денег ему не хватает. Возможны кражи из дома.

Общение со сверстниками

Интересы зависимого ребёнка сильно сужаются. С друзьями все разговоры в конечном счёте сводятся к игре. Игроман начинает сокращать количество прогулок с приятелями, под разными предлогами оставаясь наедине с игрой.

Если ваш ребёнок достаточно легко отвлекается от игры, спокойно расстаётся с гаджетом, ведёт активную социальную жизнь, у него нет проблем со сном – всё хорошо. Игры – это развлечение, одно из тысячи возможных. И ругать ребёнка за желание себя развлечь неразумно.

Структурные изменения личности

Стадия десоциализации, когда подросток окончательно выпадает из общественной жизни. Для этого этапа характерно безразличие к своему внешнему виду, способность подолгу обходиться без еды и сна, несмотря на плохое самочувствие.

Зависимый человек становится безразличен к внешнему миру, его ничего не радует и не интересует. Если окружающие пытаются заговорить, отвлечь, он реагирует агрессивно. Столь сильная компьютерная зависимость среди подростков встречается редко, но когда ситуация настолько запущена, нужна срочная помощь.

Зависимый подросток

Глубокая и объективная диагностика игровой или иной формы компьютерной зависимости – дело профессионалов. Но заметить признаки назревающей проблемы родитель может и самостоятельно. Обратите внимание на поведение подростка и ответьте на несколько вопросов о нем.

  1. О чем он говорит? Широкий круг тем и их обсуждение с родными, друзьями и одноклассниками – позитивный знак.
  2. Чем он занят? Ребенок увлеченно занимается карате, посещает изостудию, делает успехи в литературных конкурсах – прекрасно! Обещанное он исполняет в срок, а начатое – доводит до конца.
  3. Как он проводит свободное время? Компьютер не входит в круг основных интересов. Юноша читает книги, интересуется тематическими телепрограммами или даже задумал научное исследование в Малой академии наук – будьте спокойны.
  4. В каком он расположении духа? Раздражительность, смена настроения, истерики, депрессии несвойственны здоровым и социально активным тинейджерам.
  5. Участвует ли он в семейных делах? Ходить по магазинам, убирать, ездить на дачу с родителями – способы провести время с пользой для семьи. Психологически здоровый подросток осознает свой вклад в семейный быт.
  6. Как он/она выглядит? Для здорового подростка важен внешний вид! Неухоженность, мешковатость, стремление носить капюшон – первые попытки уйти от реальности.
  7. Как он спит? Тревожный сон, лунатизм, поздний отход ко сну – поводы начать отваживать чадо от компьютера. Кстати, хороший аппетит не считается признаком здоровья, когда речь идет о компьютерной зависимости!
  8. О чем он мечтает? Победить очередного монстра на девяностом уровне? Или все-таки поехать в Европу на фестиваль песчаных скульптур? Или заполучить редкий альбом любимой рок-группы? Вспомните или расспросите ребенка о его мечтах.

Даже если ответы оказались тревожными, не спешите отключать интернет и выбрасывать монитор. Поспешные действия могут навредить. Лучше следовать строго намеченному плану.

Сколько часов в день ваш ребенок проводит у экранов гаджетов?

  • Более 8 часов 40%, 55 голосов
    55 голосов 40%

    55 голосов — 40% из всех голосов

  • От 4 до 6 часов 24%, 32 голоса

    32 голоса 24%

    32 голоса — 24% из всех голосов

  • От 1 до 3 часов 18%, 24 голоса

    24 голоса 18%

    24 голоса — 18% из всех голосов

  • От 6 до 8 часов 16%, 22 голоса

    22 голоса 16%

    22 голоса — 16% из всех голосов

  • Менее 1 часа 2%, 3 голоса

    3 голоса 2%

    3 голоса — 2% из всех голосов

Всего голосов: 136

03.09.2018

×

Вы или с вашего IP уже голосовали.

Последствия компьютерной зависимости

Если интернет и компьютер становятся основными каналами общения, это может сильно повлиять на социализацию подростка. В сети не используют мимику и жесты, эмоции выражают смайлами, а при любых конфликтах можно просто выйти из чата. Ребенок не пользуется всеми средствами общения, не развивает их — все это обедняет коммуникацию.

Еще один важный момент — нарушения в формировании привязанностей. В сети легко заводить знакомства, но так же легко расставаться. Можно добавить одного собеседника в черный список и тут же найти нового. В результате у подростка не будет опыта реальных отношений со всеми их трудностями, притирками, ссорами и примирениями.

Не менее вредным последствием компьютерной зависимости у подростков можно считать иллюзию достижений, которая складывается у заядлых игроков или блогеров. В играх можно за несколько дней создать целую вселенную, а если что-то не получилось — пройти уровень еще раз. В жизни нельзя так легко добиться успеха. При этом всерьез киберспортом или развитием своего блога занимаются единицы, остальные же сохраняют иллюзию достижений в то время, как их реальная жизнь разрушается.

Компьютерные игры не влияют на уровень агрессии Многолетнее исследование американских ученых не выявило связи между пристрастием к жестоким играм и повышенным уровнем агрессии.

Участники проекта, которые любили в подростковом возрасте видеоигры с элементами насилия, в 23 года были не более агрессивны, чем их сверстники, никогда не игравшие в такие игры.

Как предупредить зависимость от компьютера

Гораздо проще предупредить зависимость, а не лечить ее. Покажите чаду, что вас беспокоит сложившаяся ситуация. Важно, чтобы он видел в вас не агрессора или противника, а родного близкого человека, которому тоже необходима забота.

Постарайтесь, чтобы игры были коллективными – с участием двоих, троих детей. Это позволит периодически отвлекаться на общение, не погружаясь в состояние «транса». Проявляйте интерес к тем играм, которые нравятся вашему ребенку. По возможности предлагайте развивающие варианты.

Правильное воспитание ребенка – основная мера предотвращения зависимости любого типа у детей. Если возникла конфликтная ситуация, выраженная с вашей стороны приказом о прекращении нахождения за монитором, то забудьте о торге. Внятно и четко заявите о своей позиции, дайте объяснение ей.

Не ограничивайте ребенка в его действии, методом запрета тех или иных игр. Лучше объяснить, по какой причине то или иное занятие нежелательно для него. При категорическом запрете того или иного вида развлечения без каких-либо объяснений повысит интерес ребенка к такому времяпровождению. Само существование запрета приведет к невозможности обсуждения проблемы между ребенком и родителями.

Всегда оговаривайте время провождения ребенка за монитором, и придерживайтесь этих договоренностей. Продолжительность стоит выбирать, основываясь на возрасте чада. До 5 лет вообще нежелательно, чтобы ребенок увлекался компьютерными играми – поощряйте его познание мира без электроники.

С 6-летнего возраста достаточно 15-20 минут такого досуга. Подростку 10-12 лет можно сидеть около двух часов за устройством, и с перерывами.

Категорический запрет на компьютерные игры непосредственно перед сном. Устройство не должно стоять в детской комнате. Как отмечалось, времяпровождение за компьютером должно проходить в общей комнате, чтобы видеть, для чего он применяется.

Приучайте ребенка к активным играм, спорту, физическому развитию. Это не должно быть в тягость – найдите то, что ему понравится. Компьютерные игры не должны подменять реальное общение с окружающими.

Если есть возможность, периодически общайтесь с ним пока он находится в Сети – это позволит ему не погружаться в игру, и вы будете понимать, чем он занят.

Вы должны быть в курсе его виртуальных контактов, говорите с ним о них. Важно, чтобы ребенок не оставлял «людям из интернета» свой домашний адрес, номер школы, телефона. Также запрещены встречи с новыми знакомыми из Сети без предварительного обсуждения со знакомыми. Доверительные отношения с ребенком впоследствии избавят от многих серьезных проблем.

Последствия для здоровья

Зависимость от компьютера часто сопровождается целым рядом соматических проблем. От гиподинамии слабеют мышцы, портится осанка и развивается сколиоз. Нерегулярное питание и фаст-фуд, которым дети любят перекусывать за игрой, приводят к гастриту. Наконец, долгое пребывание за монитором неизбежно влияет на зрение.

Такие проблемы хорошо видны родителям, но могут быть незаметны для подростка. Увлеченные игрой, дети часто не замечают голод и недостаток сна. Тем не менее все это влияет на здоровье.

Что делать родителям

Действовать нужно разумно, планомерно и методично. Если что-то пойдет не так, подросток может не дать вам второго шанса. Его доверие – хрупкая субстанция. Противодействие симптомам дает лишь временное облегчение. Проблема может вернуться, когда снова возникнут благоприятные условия. Поэтому выбирайте путь спасения через устранение исходных причин зависимости.

Ответ всего на три вопроса откроет перед вами целый ворох информации о ребенке, которого вы воспитываете. Постарайтесь разобраться в собственных мотивах и поступках, убедитесь, что не подаете дурной пример и не создаете психологический дискомфорт в семье.

  1. Что заставило юношу погрузиться в виртуальный мир?
  2. Что ему известно об альтернативах в реальном мире?
  3. Что делаете вы лично как родители, чтобы поддерживать интерес к реальности?

Если ребенок одинок, найдите утраченный путь к его сердцу.

Если он не уверен в себе, приложите усилия, чтобы нормализовать его самооценку. Для каждой стадии зависимости существует оптимальный путь преодоления проблемы.

Воспитательные беседы

И долгие разговоры по душам. Именно доверительный диалог поможет разобраться, откуда берутся проявления зависимости. Что такое важное и ценное спрятано там, по другую сторону монитора, чего ребенок не может найти рядом с семьей и друзьями?

Ведите разговор в спокойном ровном тоне, искренне интересуйтесь ответами, но не переходите в назидание. Используйте правильные речевые конструкции:

  • Меньше закрытых вопросов, предполагающих однозначный ответ «да» или «нет».
  • «Я» вместо «ты»: «Мне бы хотелось узнать об этой игре» вместо «В какую игру ты играешь?»
  • Задавайте конкретные вопросы: «Зачем нужна эта команда в чате?», «Почему этот герой лучше?», «Какое оружие будет на следующем уровне?»
  • Подключайтесь к интересу ребенка: сыграйте вместе с ним, попробуйте разработать алгоритм программы, посмотрите вместе хорошее мудрое аниме.
  • Не высказывайте оценок и категоричных суждений, даже если заметите явную глупость или ошибку. Лучше отшутитесь.

Как только контакт будет достигнут, вы сможете манипулировать им. Для ребенка важнее сам контакт, а не ситуация в которую он включен. Поэтому постепенно удастся увести диалог от компьютерной тематики и от самого компьютера.

Детский психолог

У подростков есть общая ошибка: они не разделяют профессиональные обязанности психолога, психотерапевта и психиатра. К «мозгоправам», по мнению подростка, ходить стыдно!

Поэтому сначала вдвоем с супругом посетите детского специалиста без ребенка, поведайте «историю болезни», обсудите пути дальнейшего сотрудничества. Профессионал обязательно даст вам подробные инструкции. Только индивидуальный подход поможет привести ребенка к психологу.

Психотерапия и гипноз

Попасть к психотерапевту зависимый подросток может двумя путями: добровольно (через осознание проблемы в кабинете психолога и осознанный выбор) и принудительно (когда у родителей не остается иного выхода).

Психотерапия требует внушительных материальных затрат и заинтересованности пациента, а гипноз действует далеко не на всех. В порядке рекомендации рассмотрите возможность мягко переключить ребенка на «нестыдные» методы терапии:

  • арт–терапия (лечение через творчество, подмена увлечений);
  • игротерапия;
  • зоотерапия (канистерапия, дельфинотерапия требуют смены обстановки, а общение с животными может стать новым увлечением);

Кстати. Психологически благополучные дети равнодушны к собакам. Одинокие, неуверенные в себе, закомплексованные находят в животном отдушину. Вспомните, не просил ли ваш подросток собаку. Она (или другое животное) может помочь ребенку переключиться и самореализоваться. При правильно подобранной программе работы с собакой в семье можно значительно скорректировать личностные качества и привить новые социальные навыки растерявшемуся подростку. Начните с посещения выставки собак и поговорите с юными хендлерами или спортсменами в дисциплинах фрисби, аджилити и фристайл.

  • символдрама с подростками (психоаналитический метод, основанный на переживании образов);
  • редкий, но все же существующий тип психологов – киберпсихологи. Эти люди помогают ребенку сделать компьютер инструментом, а не смыслом жизни. Вариации на эту же тему – школа программирования, кружок робототехники.

Важно! К кому бы вы ни обратились, проверяйте рекомендации и дипломы. У специалиста, работающего с зависимыми подростками, должно быть как минимум высшее психологическое образование.

Медикаменты и процедуры

Последнее средство. Не прибегайте к нему без необходимости. Любые медицинские препараты может назначать только врач (психиатр или медицинский психолог). К числу препаратов при зависимостях относятся довольно «тяжелые» лекарства: ноотропы, антидепрессанты, седативные средства, иногда гормоны. В качестве дополнительных мер врачи применяют витаминно-минеральные комплексы и физиопроцедуры.

Как лечить компьютерную зависимость у подростков

Родителям стоит в первую очередь обратить внимание на обстановку в семье и в школе — это ближайшее окружение подростка, где обычно находятся корни всех его проблем. На ранних этапах бывает достаточно наладить атмосферу в семье и предложить ребенку интересное хобби.

А чтобы понять, как вылечить компьютерную зависимость у подростка, если она уже сформировалась и есть негативные последствия, важно проконсультироваться с психологом и вместе найти решение.

Возможные способы лечения:

  • Гештальт-терапия, психоанализ, когнитивно-поведенческая терапия и другие психотерапевтические методы, включая гипноз. С зависимостями можно работать в рамках разных направлений, родителям лучше выбирать не метод, а хорошего специалиста.
  • Медикаментозное лечение — подбирается исключительно психиатром (психолог не назначает медицинские препараты). Как правило, этот способ используют, если диагностирована клиническая депрессия, которая и стала причиной зависимости.

Любое заболевание лучше предупредить, чем лечить. Методические рекомендации от психологов, направленные на профилактику компьютерной зависимости, включают работу вместе с подростком над выбором активного хобби, над жизненными целями. На это нужно обратить внимание как можно раньше, пока увлечение компьютером не выходит за пределы нормы.

Три принципа избавления от компьютерной зависимости:
  1. Осознание проблемы — работа над любой зависимостью начинается с того, что человек должен признать: «У меня есть проблема».

    Без этого можно вылечить подростка только на ранних стадиях, когда зависимость еще не сформировалась и достаточно переключить его внимание с компьютера на другие дела.

  2. Участие всей семьи — сложно добиться эффекта, если лечением компьютерной зависимости у подростка занимается только психотерапевт, а обстановка в семье никак не меняется.

    Причиной ухода в виртуальный мир часто бывает недостаток теплоты, близости, общения с близкими. Родителям важно помнить, что они влияют на успех лечения не меньше, чем специалисты.

  3. Поиск нового увлечения — вместо компьютера у подростка должны появиться новые интересные дела: активные хобби, спорт.

    Желательно, чтобы они требовали взаимодействия с другими людьми — тогда у ребенка сформируется новый круг общения, который его поддержит.

У детей в семье должен быть выбор, как проводить свободное время и чем увлекаться. Если с ранних лет единственным вариантом отдыха были мультфильмы — есть большая вероятность, что их сменят видеоигры и соцсети, потому что у ребенка не сформируются представления о развлечениях без гаджетов.

Можно ли разделить игры на опасные и не опасные?

На самом деле, нельзя назвать конкретные жанры игр, вызывающие стопроцентную зависимость. Любая игра, сделанная достаточно качественно, продумано, красочно, может привлечь внимание ребёнка и заставить его снова и снова возвращаться к экрану.

К сожалению, разработчики игр вынуждены создавать притягательные миры с секретными уровнями, интересными сюжетами, бонусными системами, иначе их продукцию перестанут покупать. Да и зависимость возникает не у всех игроков.

Если рассмотреть приложения по отдельности, то можно найти для каждого набор ключевых навыков, необходимых для успешного прохождения.

На данный момент существует множество классификаций игр. Мы рассмотрим одну из самых простых, имеющую непосредственное отношение к психологическим аспектам. Игры делятся на шесть жанров:

Действия (Экшен)

Направлены на физические навыки игрока, успешность прохождения зависит от скорости реакции, хорошей координации зрения и моторики. Для этих игр очень важны характеристики компьютера или телефона, на которых они установлены, поскольку от качества прорисовки деталей зависят действия человека.

Типичная задача для игрока этого жанра – собрать все необходимые предметы, победить всех «монстров», найти выход из локации. Некоторые игры предполагают активную работу в команде. Всё это развивает умение быстро принимать решения, мыслить стратегически, просчитывать ходы заранее, а также позволяет сбрасывать лишнюю агрессию. Однако вместе с тем, экшен-игры легко затягивают своей активностью и вызывают быстрое утомление нервной системы. Желательно ограничивать время, проводимое в подобных играх, чтобы давать возможность отдохнуть психике, а телу – размять не только пальцы.

Симулятор

Отличная возможность для ребёнка попробовать себя в различных ситуациях. Например, там можно управлять самолётом или собственным рестораном. Здесь главное помнить, что симулятор не даёт стопроцентной передачи реальности, а показывает только часть жизни.

Стратегии

Игры, требующие качественного мыслительного процесса. Как правило, игроку предлагается роль руководителя государства, компании или группы, и некая цель, к которой он должен привести вверенных ему людей.

Периодическое увлечение этим жанром развивает стратегическое мышление, умение видеть ситуацию широко и с разных точек зрения, принимать неоднозначные решения, думать на перспективу. Здесь перерывы необходимы, чтобы дать мозгу передохнуть, иначе вероятность совершить ошибку увеличивается.

Ролевые игры

Дают возможность подростку стать кем-то другим. Не «скромным мальчиком Петей», а «последним потомком короля эльфов», например. Весьма популярный жанр среди детей, особенно неуверенных в себе.

Эти игры, к слову, встречаются не только в виртуальном мире, но и в реальном. Люди переодеваются в любимых персонажей и собираются на различных играх и фестивалях, чтобы прожить более яркую и необычную жизнь.

Если вы заметили, что ребёнок начал сильно погружаться в ролевые игры, посмотрите, насколько насыщена событиями его реальная жизнь. Возможно, ему не хватает сильных позитивных впечатлений. Поскольку каждый персонаж в игре отличается набором особых характеристик, обратите внимание на то, какие особенности выбирает ребёнок. Помогите ему развить эти качества в настоящей жизни.

Приключения (квест)

Лёгкий жанр, где игрок в образе персонажа проходит некое путешествие, преодолевает препятствия, решает задачки. Очень часто такие игры базируются на сюжетах книг и фильмов. Здесь не важна скорость реакции и стратегическое мышление – гораздо важнее наблюдательность и логика. Игроку предлагаются головоломки, решая которые он получает возможность двигаться дальше. В такие игры можно играть всей семьей. Они увлекательны и полезны. Главное – вовремя делать перерыв.

Головоломки

Игры без особого сюжета. Уровни построены на одних и тех же правилах и заключаются в решении логических задач с постепенным увеличением сложности. От игрока требуются концентрация внимания, логическое мышление, немного стратегии и интуиции. В умеренных дозах головоломки способствуют развитию умственных способностей ребёнка.

Таким образом, нет абсолютно плохих или абсолютно хороших игр – всё хорошо в меру и вовремя. Главное правило как для детей, так и для взрослых – играть в удовольствие и в строго отведённое для этого время. Риск появления зависимости сильно снижается, если человек ведёт активную, насыщенную жизнь, а игра выступает приятной приправой к ней.

Как помочь ребенку: советы родителям

  • Невозможно запретить использование компьютера или выход в интернет совсем — они понадобятся детям для учебы. Но можно показать, что компьютерные технологии созданы не только для развлечений. За монитором можно заниматься программированием, веб-дизайном и т. д. Даже игры бывают не пустой тратой времени — киберспорт является официальной дисциплиной.
  • Пока психолог работает над тем, как избавить подростка от компьютерной зависимости, дело родителей — создать комфортную обстановку дома. Если постоянно ругать и критиковать ребенка, пока он не «исправится», уровень стресса будет только выше, а результат лечения — хуже.
  • Не нужно ожидать, что ребенку хватит общения с родителями и учебы, чтобы не чувствовать себя одиноким. В подростковом возрасте важна компания сверстников — так пусть у ребенка будет возможность завести ее в спортивных или творческих секциях.
  • Чтобы избавиться от компьютерной зависимости, подростку нужна мотивация. Он должен понимать, что в будущем его ждут интересные дела, и знать, как идти к достижению успеха. Родители могут помочь, если будут разговаривать с ребенком о будущей профессии, интересоваться его склонностями и таким образом создавать базу для новых увлечений.
  • Онлайн-игра нередко бывает способом снять стресс и выплеснуть негативные эмоции. Важно научить подростка справляться с эмоциями иначе, а также оказывать ему поддержку в стрессовых ситуациях (даже если причина стресса кажется мелочью).

Профилактика

Однако самый лучший способ борьбы с любыми зависимостями – не доводить дело до крайности. Так и с игровыми пристрастиями. Если ребёнок активно развивается, полон творческой энергии, участвует в спортивных мероприятиях, много общается с ровесниками, чувствует поддержку со стороны близких, ему просто некогда и незачем прятаться в мире игр. Поэтому поддерживайте своих детей, разговаривайте с ними, помогайте им наполнить свою жизнь смыслом, взращивайте в них уверенность в своих силах, ведь именно родители – главные люди в жизни любого ребёнка.

Чего не стоит делать

  • Бороться физическими методами — отключать интернет и силой выгонять ребенка погулять или почитать. Это не работает, новые интересы не возникают просто так.
  • Заострять внимание на негативе и пугать игрока последствиями для здоровья. Как правило, дети не придают этому должного значения — вред для здоровья они осознают намного позже.
  • Жестко указывать на болезнь — называть игроманом, ненормальным, говорить «тебя вылечат». Это может вызвать обратный эффект и только оттолкнуть ребенка от похода к психологу или психотерапевту.
  • Силой вести ребенка к специалисту. Иногда это бывает оправдано, но зависимость от компьютера не тот случай. Если подросток отказывается от помощи, лучше сходить на консультацию самим родителям, чтобы психолог подсказал выход из ситуации.
  • Критиковать друзей в сети. Даже если они действительно плохо влияют на ребенка, он не воспримет критику, и в результате родители рискуют только испортить отношения.
  • Отгораживаться от ситуации и ждать, когда проблема решится сама. Лечение компьютерной зависимости требует активного участия родителей и терпения, иначе можно потерять время и дойти до той стадии, когда даже помощь специалиста не всегда эффективна.
  • Компьютер, как и все в этом мире, не абсолютное зло, а инструмент. Он может быть полезен для ребенка, если родители обучат его правильно пользоваться им.

Возрастные особенности

Компьютерная зависимость у подростков редко проходит сама собой. Чтобы помочь молодому человеку преодолеть проблему, ему требуется поддержка родителей и, возможно, профессиональная терапия. А у системы образования теперь есть новая задача – отучение молодежи от интернет-общения.

Многие специалисты склонны считать, что появление разного рода зависимостей (до второй стадии) у подростков из разных стран – вариант возрастной нормы. Дети стремятся познать мир взрослых и примеряют на себя взрослые увлечения, в том числе компьютерные. Но все же не стоит оправдывать родительские упущения этой мыслью.

Когда мама желает заполучить часок-другой свободного времени, самым простым решением она видит посадить малыша перед телевизором или дать ему в руки планшет с мультиком. И уже в 2–3-летнем возрасте у ребенка начинает формироваться ошибка мировосприятия: невозможно жить, отдыхать и общаться без планшетника и мобильника.

В редких случаях и лишь под пристальным надзором родителей (педагогов) неуемная тяга к компьютерным технологиям обретает формы здоровой увлеченности и профессиональной направленности подростка. Статистика утверждает, что так происходит лишь у 0,5% интернет-зависимых детей – юных программистов, сайтостроителей и веб–дизайнеров. Все остальные представители подрастающего поколения, увы, в группах риска.

Отсутствие контроля

Риск: временной фактор. Предоставленный сам себе ребенок выбирает самые простые занятия, не требующие усилий. Вместо чтения книги – просмотр ТВ, а вместо спортивных упражнений – компьютерная стрелялка.

Решение: обучать ребенка обращению с электроникой необходимо, но нужно также тщательно контролировать время, проведенное в киберпространстве, и уместность обращения к нему. Профилактика – самый короткий путь избавления от проблемы, потому как ребенка отучить от компьютерной зависимости легче, чем подростка. Малышу с раннего детства стоит объяснить, что компьютер, телефон, телевизор и планшет – это инструменты для работы и познания, а не средство развлечения.

Что делать, если проблема уже есть? Когда хаос царит в жизни родителей, то подростку не остается иного, кроме как обрести необходимый порядок в виртуальном мире. Поэтому начните с себя и забудьте об ультиматумах!

Сложные семейные отношения

Риск: любые конфликты в семье могут послужить поводом для ухода от реальности. Скандалы возникают при столкновении интересов несовершеннолетнего и взрослых. В ситуации с подростковыми всплесками «дурного характера» бороться, значит, договариваться.

Решение: пересмотр семейных отношений и требований – главный профилактический шаг родителей. Сделайте это раньше, чем сын или дочь найдут замену семье в сетевой ролевой игре или общем чате.

Груз ответственности

Риск: завышенные ожидания родителей. Возникают они чаще из-за собственной нереализованности. Например, мама окончила школу с серебряной медалью, а дочь должна во что бы то ни стало заработать золотую. Но задумайтесь, нужно побеждать в войне за оценки девочке, которая увлечена живописью и фортепиано? Почему мамины честолюбивые помыслы оказались выше девичьих интересов? Признание и одобрение, недополученные в семье, ребенок станет искать в мире эльфов и мировых войн.

Решение: отделите свои интересы от интересов и потребностей ребенка. Помните, что он не обязан заслуживать вашу любовь и отвечать вашим идеалам. Любовь – безусловное родительское чувство. И даже самый отчаянный негодяй имеет право быть любимым сыном.

Одинокие дети

Риск: одинокий подросток – это не тот юный человек, у которого нет друзей или контактов, а тот, который не ощущает поддержки, понимания и эмоциональной близости со старшими. Нет у одинокого подростка человека, с которым можно поделиться радостями или переживаниями.

Решение: научитесь понимать, оказывать поддержку и убеждать. Ребенка важно научить справляться с причинами переживаний, а не держать их в себе.

Потрясения и стрессы

Риск: подростковый возраст называют «нежным» за уязвимость детской души. Первая любовь, первое предательство, трудные отношения с учителями, дрязги со сверстниками, борьба за лидерство в классе, огромное количество эмоциональных переживаний.

При этом «мальчики ведь не плачут», а «девочки должны быть гордыми и не показывать слез». Вот и уходят ребята в виртуальность, чтобы отвлечься, провести время там, куда не вторгнется бестактный папа или слишком любопытная мама.

Решение: посетите психолога, научитесь использовать правильные модели поведения при воспитании подростка, научитесь быть союзником своего ребенка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]