Психологический барьер – это особое состояние психики, при котором индивид не может реализовать определенные действия. Такие состояния происходят из-за неадекватно острых отрицательных психологических переживаний относительно актуальных проблем или конкретных ситуаций. Субъективно, психологические барьеры переживаются человеком, как непреодолимые трудности в установлении взаимоотношений и коммуникативных связей и сопровождаются самонеудовлетворенностью, самонеприятием, заниженной самооценкой, низким уровнем притязаний.
Наличие подобных характеристик приводит к внутриличностным психологическим конфликтам, страху, чувству вины, тревоге, различным комплексам, в частности комплекса неполноценности.
Виды психологических барьеров: барьеры общения, индивидуальные психологические и социально психологические барьеры личности.
В общении выделяют психологические барьеры коммуникации и смысловые барьеры личности. Психологические барьеры коммуникации непосредственно связаны с трудностями, возникающими у человека при организации его коммуникативного взаимодействия.
Смысловой психологический барьер происходит из-за взаимонепонимания людей, которые наполняют одно событие различным смыслом. В каждой сфере взаимодействия людей существует возможность возникновения психологических смысловых барьеров. Можно выделить те взаимоотношения, в которых они чаще всего возникают – это смысловой психологический барьер в отношениях детей и родителей, жены и мужа, руководителя и подчиненного.
Индивидуальные психологические барьеры человека проявляются в его неуверенности в себе, чрезмерной застенчивости, зажатости, страхах, тревожности.
Преодоление психологических барьеров происходит с помощью психолога, прохождения специальных тренингов или саморазвития.
Социально психологические барьеры личности являются особенным состоянием, которое зависит от психологических особенностей самой личности, но в большей мере от конкретной ситуации ее жизни. Так, плохое настроение человека, вызвано негативным стечением обстоятельств, может стать психологическим барьером, которое деформирует внимание человека и его понимание в определенной ситуации общения с партнером.
Барьер негативной установки, или Предвзятое отношение
Представьте: вам предстоит общение с человеком, о котором вы слышали только плохие отзывы. Вы идете на встречу с негативной установкой и предвзятым отношением. Это и есть барьер общения. Как он проявляется на встрече:
- вместо улыбки и позитивного приветствия вы хмуритесь и здороваетесь строгим голосом;
- каждое слово человека воспринимаете в штыки;
- во всем ищете подвох.
А ведь, возможно, те люди, от которых вы слышали плохое, сами были виноваты в том, что общение не заладилось, а перед вами вполне адекватный человек. Но установка сделала свое дело – ваше общение с ним тоже не ладится. Например: собеседник привык всё решать быстро и только по существу, а вы под влиянием установки принимаете его прямые высказывания за грубость и уже обвиняете его в этом.
Что делать: опирайтесь только на свое представление о людях. Если вы еще незнакомы, то придерживайтесь убеждения: «Все люди хорошие. А если это не так, то пусть конкретный человек сам переубедит меня в обратном». Это завещал сам Бог: «Заповедь, которую оставил нам Он, о том и говорит: любящий Бога должен и брата своего любить» (РБО, I Посл. Иоан. 4:21). Под братом здесь подразумевается любой человек – близкий или незнакомый.
Барьер стереотипов
Похож на психологический барьер негативной установки, но в этом случае предвзятое отношение формируется не по отзывам, а по стереотипам или второстепенным ассоциациям. Пример: вы общаетесь с человеком и узнаете, что он работает в организации, о которой вы слышали только плохие отзывы. Ваше отношение к этому человеку тут же становится негативным.
Примеры других популярных стереотипов:
- «Водить машину – не женское дело».
- «Все немцы – враги, наши деды с ними воевали».
- «Эстонцы очень медлительны».
- «В интернете нельзя заработать. А те, кто говорят, что заработали, – шарлатаны».
- «Все спортсмены глупые».
- «Больших денег честным путем не заработаешь» и т. д.
Всё это ошибочные убеждения, которые не только мешают общению и препятствуют развитию личности, но и разжигают войны, конфликты.
Что делать: развивайте гибкость мышления. Не повторяйте за кем-то, а набирайтесь своего опыта — это поможет преодолеть барьер в общении. Разрушайте стереотипы, общаясь с разными людьми, наблюдая за ними и делая свои выводы. Например, на онлайн-марафоне «Я богатая, счастливая и зарабатываю онлайн» мы учим честно зарабатывать в интернете. Это возможно. Если вы примете это, то избавитесь от психологических барьеров в общении с теми, кто тоже умеет зарабатывать в Сети и готов поделиться своими проверенными способами. А пока вы мыслите стереотипами, то даже слушать об этом не станете. И это отдаляет вас от жизни мечты.
Психологические барьеры общения
Психологический барьер – это состояние пассивности субъекта, которое препятствует выполнению им необходимых действий. Такое состояние усиливает отрицательные переживания и установки (чувство вины, страха, переживание тревоги, низкая самооценка, чувство стыда).
Барьер общения обозначается, как столкновение противоположных ориентированных тенденций в сознании одного индивида, в межличностных взаимоотношениях индивидов или целых групп, связанные с негативными эмоциональными переживаниями.
Психологический барьер в отношениях обуславливает неэффективное взаимодействие людей и сопутствующее ему конфликты. Психологические факторы возникновения подобных конфликтов кроются в индивидуальных характеристиках человека, таких, как темперамент, манера общения, различие эмоциональных состояний собеседников.
Барьер темперамента появляется при встрече двух личностей с совершенно противоположными типами нервной системы, разными способами реагирования на окружающую среду. Коммуникация людей с разными темпераментами может сформировать психологический барьер в отношениях или привести к конфликту.
Еще одна причина формирования психологических барьеров в отношениях – акцентуации личности. Акцентуации содержат в себе позитивные и отрицательные качества и определяют стиль поведения человека. Поскольку акцентуации – это крайние выражения черт характера человека, то каждый тип способен порождать конфликты.
Способ поведения и манера общения, сформированные на основе темперамента, характера и акцентуации могут создавать психологические барьеры общения между людьми с различными манерами общения. Поэтому, каждый человек должен знать о различных типах субъектов общения, и уметь себя правильно с ними вести.
Субъект доминантного типа всегда обращается к человеку, не задумываясь о целесообразности общения. Для него главным является то, что он стал инициатором общения, оказывает влияние на других и подавляет активность партнеров коммуникативного процесса. Это наблюдается в повышении голоса, перебивании, многократном повторении одной информации. В общении с таким человеком необходимо спокойно придерживаться независимой точки зрения.
Недоминантный тип субъекта общения в противоположность доминантному типу боится брать на себя инициативу разговора или даже высказать свое мнение, поделиться знаниями. Недоминантный тип чересчур уступчив, он никогда не перебьет партнера и будет чувствовать себя виноватым, если это произойдет. В общении с таким типом нужно быть внимательным, стимулировать его к открытости, предоставлять ему возможность самовыражаться.
Мобильный тип субъекта общения живо вступает в контакт, легко переключает внимание, его речь тороплива, он лично задает темп общения, перебывает собеседника. В ходе разговора такой человек активно выражает свое мнение насчет того, что говорит собеседник, вставляет свои реплики и высказывания. Общаясь с мобильным типом нужно помнить, что с ним очень тяжело обсуждать длительное время серьезные темы с анализом сути затрагиваемых вопросов.
Ригидный тип субъекта общения характеризуется тем, что он не сразу включается в общение. Сначала он изучает партнера, пытается понять его намерения. Он всегда очень внимателен, подробно излагает мысли, его речь неспешна, он тщательно подбирает выражения. Он не терпит, когда его перебивают или спешат. Нетерпеливым личностям очень трудно общаться с ригидным типом. В общении с ним необходимо избегать торопливости и невнимательности. Желательно придерживаться норм этикета, если общение с этим человеком действительно имеет значение.
Экстравертированный тип субъекта расположен к взаимодействию. Независимо от настроения, он всегда направлен на общение. Экстравертированный тип очень любознательный, он всегда заинтересован своим собеседником, проявляет к нему внимание и симпатию, и в свою очередь, ждет ответного отношения. Общение с экстравертированным типом организовывается очень легко, поскольку он сам задает положительной настрой коммуникации.
Интровертированный тип субъекта отношений характеризуется отсутствием инициативности внешнего диалога, он сосредоточен на аутообщении. Такой человек застенчив, он не любит говорить в больших компаниях. С ним лучше разговаривать тет-а-тет, тогда появляется возможность его немного разговорить, но для интенсивного общения лучше постепенно вводить такого человека в разговор.
Ориентируясь в характеристиках различных типов субъектов отношения и зная подход к каждому из них, человек обеспечивает себе тыл от возникновения возможных психологических барьеров в отношениях.
Эмоциональное состояние личности также имеет большое влияние на эффективность процесса общения, поскольку эмоции являются регулятором психической деятельности человека и его поведения. Эмоции могут быть, как положительными, так и отрицательными. Могут возникать различные виды психологических барьеров, вызванные отрицательными эмоциями.
Барьер страдания – вызывается трагическими событиями, болью, заниженной самооценкой или неудовлетворенностью самим собой. Из-за переживания страданий у человека снижается уровень общительности.
Барьер гнева возникает из-за переживания человеком эмоций гнева. Такой человек способен вести себя неадекватно, говорить оскорбительные слова или проявлять агрессивные действия. Естественно, агрессивного человека боятся или стараются избегать общения с ним, поскольку не знают чего от него можно ожидать.
Барьер отвращения появляется в результате нарушения человеком базовых норм этичного поведения или от не восприятия человеком внешности собеседника. Отвращение и брезгливость могут спровоцировать: грязная одежда, обувь, небрежные действия и жестикуляция партнера, отталкивающие акты (пальцы во рту, носу, ушах, сморкание), нарушение личностного пространства, запах алкоголя, неприятные запахи от тела собеседника и тому подобное. Если у человека есть определенные физические дефекты, изменить или скрыть которые он не может, то люди со временем к нему привыкают, но принять нарушение правил гигиены тела, люди так быстро не могут, поэтому они часто даже не вступают в общение с таким человеком.
Барьер презрения возникает в том случае, если собеседник своим поведением вызывает отрицательные эмоции. Такое поведение – это аморальные поступки, предрассудки, трусость, предательство, скупость и другие.
Барьер страха появляется в результате общения с человеком, вселяющим чувство страха. Такого человека избегают, особенно стараются не очутиться с ним наедине или не попасться ему на глаза.
Барьер стыда или вины образуется в результате понимания неуместности происходящего и, как реакция на неумеренную похвалу, критику, лесть, как страх показаться неловким от осознания своей вины. В таких случаях у человека краснеет лицо, меняется голос, он уходит от взгляда и от общения собеседника.
Барьер плохого настроения возникает в результате отсутствия настроя одного из собеседников. Отрицательный настрой человека влияет на его собеседника и отбивает охоту общаться с ним.
Барьер речи образуется вследствие допущения человеком речевых ошибок в разговоре. Постоянное искажение слов, допущение речевых ошибок в построении сообщения, неправильный подбор слов, слабая аргументация сказанного – эти факторы способны заглушить смысл слов говорящего, потому что собеседник будет ориентироваться только на «помехи».
Социально психологические барьеры личности – это состояния человека, при которых блокируются духовно-психические ресурсы и реализация их в процессе жизнедеятельности. В качестве личностного свойства социально-психологический барьер является постоянным признаком, сформировавшимся в результате особенностей характера человека. Повышенная настороженность, подозрительность, недоверие к другим являются социально-психологическим барьером в процессе общения.
Социально психологические барьеры личности исполняют функцию защиты от разрушительного воздействия. Впервые понятие защитных механизмов было введено Зигмундом Фрейдом, позже он описал их, как средства ослабления внутреннего психологического конфликта, порожденного столкновением инстинктивных импульсов и требований социальной среды.
Еще до описания Зигмундом Фрейдом механизмов, его дочь, Анна Фрейд попыталась создать целостную теоретическую систему защитных механизмов. В ее толковании эти механизмы направлены на ослабление психологических конфликтов личности, повышение ее адаптации к окружающей среде и саморегуляции, обеспечение психологической защиты личности от влияния стресогенных факторов, способных расстроить внутреннюю уравновешенность. Они также являются психологическими барьерами в адекватном восприятии и понимании личностью сущности травмирующих факторов.
Вытесняя или подавляя сигналы об угрозе, поддерживая тем самым внутреннюю стабильность, эти механизмы являются психологическими барьерами, поскольку они мешают формированию у человека адекватной оценки этих угрожающих сигналов и сопутствующей ситуации, которая требует перестройки поведения и психического состояния личности. Эти барьеры также являются средством контроля степени соответствия или несоответствия намерений индивида относительно социальных норм.
Система защиты психики понимается, как механизм поддержания психологической цельности и стабильности модели мира, которым блокируется информация, не соответствующая представлениям личности о мире. Иногда этот механизм мешает формированию новых решений, если они будут противоречить существующим представлениям.
Социально-психологические барьеры больше нужны тому индивиду, у которого слабая нервная система, повышенная впечатлительность и чувствительность.
Психологический барьер защищает мир человека от перепадов его внутреннего состояния и внешних условий жизни, от разрушительных стрессовых ситуаций и воздействия опасных соблазнов.
Действие психологического барьера имеет две стороны. С одной он защищает мир человека от внутренних конфликтов и негативных внешних влияний, но с другой тормозит, сдерживает эмоциональную реактивность, умедляет скорость интеллектуальных процессов и общую подвижность личности, что в свою очередь приводит к ограничению взаимодействия с социальным окружением.
Барьер психологической защиты
«Сам не понимаю, почему так грубо ответил», «Я хотел многое сказать, а потом словно язык проглотил» – знакомые выражения? Хорошо, если нет. Некоторые люди в общении придерживаются принципов «Лучшая защита – это нападение» или «Притворись, что тебя нет». Они грубят или молчат, чтобы защитить себя. За этим скрываются внутренние проблемы: неуверенность, комплексы, страхи. Среди страхов часто встречаются такие:
- «А вдруг меня отвергнут?»
- «А если меня неправильно поймут?»
- «Меня обязательно раскритикуют».
- «Надо мной будут смеяться» и подобные.
Некоторые люди в принципе боятся социальных контактов. Они даже не могут точно сформулировать свой страх. И это тоже становится барьером в общении между людьми.
Что делать: наблюдать за собой и отслеживать мысли, которые появляются перед неадекватными реакциями в общении. Важно понять, какая внутренняя проблема мешает именно вам, и проработать ее.
Барьер характера
Каждый человек уникален. У каждого есть свои достоинства и недостатки, особенности. Всё это, конечно, отражается на общении. Если у вас есть заостренные, ярко выраженные отдельные черты характера, например театральность в поведении и речи, то это может стать барьером между вами и другими людьми. Не всем нравится общаться с тем, кто всегда «играет на публику». А еще бывают особенности темперамента, которые тоже становятся психологическими барьерами, например вспыльчивость меланхолика или задумчивость и безэмоциональность флегматика.
Что делать: разобраться в себе, принять все свои особенности, достоинства и недостатки. Подумайте, какие из них мешают в общении, как это можно исправить. В рамках этой статьи нельзя дать универсальный алгоритм – нужно разрабатывать индивидуальный план. Если хотите развить свои лучшие стороны, то запишитесь на курс «Как определить свои таланты и сильные стороны личности». С его помощью вы познаете себя и поймете, как управлять своими особенностями.
Способы преодоления
- Следует научиться понимать себя (чувствовать в какой именно момент начинает выстраиваться барьер) и других (видеть их поведение и распознавать чужие барьеры).
- Постараться создать комфортную атмосферу во время общения. Если замечаете что та или иная тема вызывает столкновение характеров и мнений лучше переключиться на что-то более оптимистичное, легкое и непринужденное.
- Активное использование чувства юмора всегда помогает расслабиться и поспособствует веселому диалогу.
- Слишком импульсивным личностям стоит немного контролировать свою громкую речь и активную жестикуляцию.
- Посещение социально-психологических тренингов.
Барьер избирательного слушания
«Ты слышишь только то, что хочешь услышать» – обвиняет один человек другого. И, возможно, он прав, если у собеседника есть барьер избирательного слушания. Люди склонны искать подтверждение своим словам или опровержение тому, что они не могут принять. Одни люди отказываются воспринимать любую новую информацию. Другие что-то готовы принять, а что-то нет. Например, не умеют признавать свои ошибки и поэтому игнорируют любую информацию, указывающую на них. В любом случае это еще один защитный механизм психики. Так мозг пытается удержать человека в зоне комфорта, сохранить его чувство безопасности и веру в себя.
Что делать: будьте открыты новому опыту. За психологической негибкостью часто стоят страхи и комплексы. Например, как мы уже сказали, неспособность признавать свои ошибки и страх ошибки. Определите, что ограничивает ваше восприятие. Почему вы не готовы слышать разные мнения и воспринимать мир целостно. С этим и нужно работать.
Коммуникационные причины барьеров
Коммуникационный барьер — следствие несоответствия словарного запаса собеседников. Он возникает из-за разницы в образовании, неправильном прочтении текста, отсутствии адекватного перевода и других ошибок трактовки отдельных терминов. Барьеры такого типа можно разделить на три вида, которые кардинально отличаются друг от друга.
Коммуникационные барьеры бывают:
- Логическими. Возникают в ситуации, когда один человек не умеет выразить свои мысли. Его высказывания хаотичны и лишены логики, окружающим сложно понять его мнение. Если все участники межличностного взаимодействия испытывают трудности с выражением своих мыслей, общение становится практически невозможным.
- Фонетическими. Появляются у людей, которые имеют нарушения дикции. Они не могут четко произносить звуки и смысл сказанного искажается. Также затруднить общение может неправильная расстановка смысловых ударений. Как правило, это затруднение не оказывает особого влияния на разговор между носителями языка, но при общении с иностранцем вызывает серьезное недопонимание.
- Семантическими. Они возникают, когда люди под одним и тем же термином понимают разные вещи. Эта разница восприятия зависит уровня образования, интересов и постоянного круга общения. В зависимости от типа личности, человек подбирает свою расшифровку тезиса, и она может не совпасть с мнением других участников дискуссии. При высоком уровне интеллекта собеседники выявляют несоответствие и выбирают другую терминологию.
Коммуникационные барьеры встречаются чаще психологических, но имеют меньшую степень воздействия. Так, человек, страдающий заиканием или неспособностью произносить отдельные звуки, но не встречавшийся с осуждением, будет свободно высказываться. А человек с нормальной дикцией, имеющий страх быть осужденным за свое мнение, даже не попытается его отстоять и в дискуссии займет пассивную роль.
Барьер возраста/статуса/опыта
Некоторые люди предпочитают посещать врачей только с большим опытом работы. Если они идут к начинающим специалистами, то общаются с ними несколько предвзято и недоверчиво. Некоторые даже могут прямо сказать: «Да чему этот психолог может меня научить! Я его на 20 лет старше, уж, наверное, побольше понимаю в жизни». Это пример психологического барьера опыта.
Аналогично работают другие похожие виды барьеров общения:
Тип барьера | Пример из жизни |
Барьер возраста | Пожилой человек говорит молодому: «Да что бы ты понимал. Еще учить меня будешь! Я старше, а значит, умнее и мудрее». |
Барьер статуса | Один человек говорит другому: «Понимаешь, мне нужны только полезные связи. Я общаюсь только со статусными людьми. А ты, хоть и говоришь, что успешен, но по тебе не скажешь – машина какая-то простенькая, одет тоже скромно». |
Барьер семейного положения | Один человек говорит другому: «Всем раздаешь советы о личной жизни, а сам-то все одинок. Ты уж извини, но я тебя слушать не буду». |
Но ведь на самом деле статус, возраст, опыт или что-то еще значат не так много и почти ничего не говорят о человеке. Младшее поколение может научить старшее чему-то новому, полезному и интересному. Если человек живет скромно, но при этом предлагает курсы о заработке, то это не означает, что его курсы бесполезные. Возможно, материальные блага не представляют для него такой ценности, он занимается благотворительностью, вкладывается в свое духовное развитие.
Что делать: старайтесь меньше оценивать себя и других, быть непредвзятым, работать с фактами. Например, житейская психология и научная психология – это разные вещи. Да, клиент психолога может быть мудрее с точки зрения житейской философии, но психолог знает все тонкости психологии с точки зрения науки. Важно помнить об этом во всех подобных спорных вопросах. И помните, что кто-то так же может осудить и вас. Поэтому опирайтесь на мудрость Духовной Экономики: «Не судите, чтобы и вас не судили. Так же, как вы судите других, будут судить и вас, и какой мерой вы мерите, такой будет отмерено и вам» (NRT, Матф., 7:1–2).
Как устранить барьер в общении
Для улучшения взаимоотношений с собеседником используйте эти правила при общении:
- Общайтесь с собеседником «на одном языке». Используйте типичные фразы и привычные выражения, которые помогут найти общий язык.
- Умейте слушать. Не перебивайте собеседника.
- Соблюдайте субординацию. Не ставьте себя выше и не принижайтесь перед собеседником.
- Учитесь выстраивать разговор с возможностью найти компромисс при разнице во мнениях.
- Будьте позитивным, используйте шутки для устранения недопонимания.
- Не общайтесь с раздраженными и агрессивными людьми. В стрессовой ситуации конструктивный разговор не получится.
- Не обвиняйте собеседника, снисходительно относитесь к его недостаткам.
Барьер подмены фактов и чувств
Иногда в общении люди реагируют не на факты и слова оппонента, а на чувства, которые эти слова вызвали. Например, один человек сделал другому уместное замечание, но тот не умеет принимать критику, поэтому мгновенно обиделся и рассердился (это напомнило ему, как в детстве мама часто критиковала его). Объективная критика – это нейтральный факт. Но человек поддался чувствам и отвечает собеседнику: «Не нравится – делай сам». Разговор закончен, сотрудничество зашло в тупик. А если бы человек ответил не на чувства, а на слова собеседника, то это выглядело бы так: «Да, справедливое замечание. Спасибо, что заметил. Подскажи, пожалуйста, как это исправить».
Что делать: развивайте навык управления эмоциями. Учитесь управлять своими чувствами и отделять их от сути. Выполните прямо сейчас психологическое упражнение: вспомните недавнюю ситуацию, в которой вы отреагировали на чувства, а не на факты, и разберитесь в ней. Доберитесь до фактов и ответьте сами себе на них. Повторяйте это упражнение каждый день.
Барьер эмоционального состояния
Вспомните, как вы общаетесь, когда чувствуете себя плохо физически или душевно. Например, при болезни или душевной усталости многие люди становятся раздражительными. Некоторые в состоянии гнева или горя срываются на первого, кто попадется под руку. Люди в состоянии стыда или вины склонны соглашаться с собеседником, подавлять себя и уступать. А бывает, что человек просто встал не с той ноги и из-за плохого настроения грубит окружающим или не идет на контакт. Всё это примеры барьера эмоционального состояния. То есть что-то или кто-то выбил человека из колеи, и это отражается на общении.
Что делать: старайтесь не вступать в важные обсуждения, когда находитесь в уязвимом состоянии. Если разговора нельзя избежать, то предупредите собеседника, что вы плохо себя чувствуете. И попросите не принимать на личный счет возможные неадекватные реакции. Но не используйте это как оправдание. Работайте над собой. Если понимаете, что не можете сохранять самообладание, то скажите: «Давай перенесем разговор? У меня сейчас нет сил на это». И, конечно, важно своевременно прорабатывать негативные состояния, выражать эмоции, а не подавлять и накапливать их.
Если вы сейчас находитесь в уязвимом состоянии, то освойте практику ресурсного состояния «Птица». Вы научитесь расслабляться и восстанавливать силы за 15 минут.
Как преодолеть?
Основные способы, с помощью которых возможно наладить коммуникацию, я подробно описал в статье о развитии коммуникативных навыков. Здесь немного дополню непосредственно о том, как преодолеть возникшие препятствия.
- Не бойтесь быть почемучкой. Если что-то не совсем понятно или для вас нелогично, задавайте вопрос. Помните, понятия самых простых вещей у всех разные? Также отслеживайте, насколько вы просты для понимания. Если вы формулируете слишком сложные предложения, просто задумайтесь, зачем вам нужно быть запутанным и сложным для восприятия окружающих? Что вам это даёт? Уточняйте, поняли ли вас в данный момент? При вопросах добавляйте, что хотите его верно услышать, поэтому переспрашиваете.
- При разной семантике и сленге, используйте такие же слова и выражения, этот приём поможет наладить контакт и расположить к себе.
- Если вы заметили препятствия со стороны собеседника, используйте технику активного слушания, о ней я писал в этой статье.
- Тренируйте свою эмпатию и учитесь принимать инаковость. Многим важно просто почувствовать поддержку и принятие, а не совет или рекомендации к действиям. Умение сопереживать и ставить себя на место другого значительно упрощает процесс взаимодействия. Уважайте мнение другого человека, оно имеет право быть, ведь в одной и той же ситуации истина у каждого своя.
- Не ожидайте от партнёров многого, и также позволяйте себе быть собой. Ведь страх несоответствия ожиданиям провоцирует злость и тревогу, впоследствии вызывает разочарование, а эти все чувства совсем не способствуют живым и близким отношениям.
- Получая информацию, следует иногда делать разграничения, то есть отделять эмоции от фактов, оставляя эмоции и оценку в стороне, тогда возможно добиться объективности и верной интерпретации сказанного.
- По поводу модальности, обращайтесь к партнёру в зависимости от его типа, к примеру: «послушай», «посмотри», «ощущаешь?». Понять его принадлежность несложно, просто внимательно слушайте, какие слова он чаще всего использует в речи и на что больше обращает внимание.
Барьер презрения/отвращения/брезгливости
Причина возникновения: человек неприятен внешне. Например, некоторые люди разговаривают высокомерно и с брезгливостью с теми, кто, по их мнению, выглядит неопрятно. Кто-то презирает людей с татуировками. Кто-то способен оскорбить инвалида и т. д. Суть психологического барьера в том, что человек судит по внешности и даже не успевает разглядеть содержание собеседника.
Почему это происходит:
- одни люди в принципе не могут принимать особенности других, потому что и в себе что-то не принимают;
- другие предвзято относятся к конкретной особенности, например презирают алкоголиков – они не видят в них больных, а видят слабых и ленивых людей и вместо того, чтобы проявить понимание и поддержать, критикуют, обвиняют, оскорбляют.
Такое отношение к кому-то или чему-то связано с личными убеждениями, мировоззрением. А иногда и с личными проблемами. Например, негативное отношение к алкоголю может быть связано с детскими воспоминаниями об отце-алкоголике и обиде на него.
Что делать: определите, что конкретно вы не принимаете, презираете. Подумайте: может быть, это есть в вас или в ком-то из близких, но вы переносите это на других людей. Или, может быть, родители внушили вам ошибочную установку, например, о том, что все бездомные – это плохие люди. Или за брезгливостью спрятан страх. Например, некоторые люди, которые боятся набрать вес, негативно относятся к полным людям. А также не забывайте, что всё это упирается в оценку других и их осуждение. Но разве люди могут судить кого-то, а тем более осуждать? Нет. Вспомним слова из Духовной Экономики: «Не судите, и не будете судимы. Не осуждайте, и не будете осуждены» (РБО, Лук. 6:37). А значит, будьте добрее не только к остальным, но и к себе.
Определение и классификация
Психологическим барьером называют специфическое состояние человека, препятствующее осуществлению его планов, не дающее занимать активную жизненную позицию. Каждый индивид рано или поздно сталкивается с такими барьерами, даже не догадываясь об этом, так как они возникают на подсознательном уровне.
Выделяют такие виды психологических барьеров.
- «Барьер противоположностей». Возникает в случае контакта индивидов, имеющих контрастные темпераменты, например, общение холерика с меланхоликом, оптимиста с пессимистом, сюда же можно отнести взаимодействие начальника с подчиненным. Во всех этих парах отмечается противопоставление темпа речи, жестикуляции, возможны различные социальные статусы, приводящие к противоположным взглядам на жизнь.
- «Первое впечатление». Данный барьер является внутренним страхом индивида, неуверенного в себе, который переживает о том, что не сможет произвести должного впечатления при необходимом знакомстве.
- «Моральный барьер». Ситуация, когда индивид, не терпящий хамства, грубого отношения, лживости, создает защитный барьер, основанный на его моральных принципах. По сути, индивид ограждает себя от общения с людьми, которые ему неприятны.
- «Личный барьер». Возможен, например, когда при общении двух собеседников возникает конфликтная ситуация, обусловленная разными взглядами на жизнь. Каждый собеседник остается при своем мнении. В такой ситуации может выстроиться личный барьер между людьми, который зачастую оказывается сложно преодолимым или вообще приводящим к полному завершению общения.
- «Индивидуальный барьер». Является особенностью характера. Подобный вид может отмечаться у людей, имеющих повышенную застенчивость, тревожность. Данное состояние препятствует самореализации. Если с ним не бороться, то со временем оно повлияет на формирование устойчивых свойств личности, таких как недоверчивость, мнительность и настороженность.
Коммуникативные барьеры включают в себя такие виды:
- сематический, возникающий при наличии разного восприятия двумя людьми одного и того же понятия;
- логический, отмечается в случае неумения индивида четко и внятно озвучивать свои мысли (может присутствовать перескакивание с одной темы на другую, непоследовательное выкладывание информации);
- фонетический, возникающий при наличии плохо поставленной речи у индивида, ведущего диалог.
Возникновение психологических барьеров возможно и в интимной жизни. При этом у человека могут отмечаться такие проявления:
- наигранная сексуальность;
- скованность движений, боязнь издавать звуки, двигаться во время близости;
- отсутствие возбуждения;
- потеря чувствительности;
- напряженность;
- отстраненность.
Вариантом нормы считается ситуация, когда человек в очень редких случаях сталкивается со сложностями в озвучивании своих желаний, у него возникают проблемы с отстаиванием своей точки зрения, он не в силах переступить через себя. Однако, если подобные трудности отмечаются на постоянной основе, то налицо серьезная проблема. Человек, испытывающий психологические барьеры, находится в состоянии стресса, он ограничен в своих действиях, скован в рассуждениях.
Барьер мотивации
Разберем на примере из жизни. Один человек преследует только личные цели и интересуется личной выгодой, а другой хочет качественно выполнить рабочую задачу, продвинуть сам проект. В какой-то момент первый собеседник говорит второму: «Честно, мне всё равно, что будет с этой конторой. Ты скажи вот что: моя часть работы на этом окончена?» И каждый раз в общении он подчеркивает это.
Что делать: будьте откровенны и сразу говорите об истинных намерениях. Избегайте недосказанности, не думайте в духе: «Мог бы догадаться». Барьер мотивации – один из немногих, который лучше обойти, а не убирать. Если у вас с кем-то разная мотивация, то вам просто не по пути.
Особенность психологических барьеров в общении в том, что многие люди не замечают их. Первый и главный шаг в борьбе с ними – осознание проблемы. Если окружающие всё чаще говорят, что с вами трудно общаться, или вы заметили, что с вами стали меньше общаться, то это повод задуматься. Если у вас не получается построить личную жизнь или продвинуться по карьерной лестнице, то, возможно, дело в барьерах. Не бывает так, чтобы все и всё вокруг было плохим, а человек идеальным. Если жизнь не складывается, то нужно заглянуть внутрь себя. И если проблема есть, то над ней нужно работать. А если вам тяжело сделать это самостоятельно, то запишитесь на курс «Сам себе психолог 2.0. Диагностика жизни по методу людей из топ-100 Forbes». С его помощью вы разберетесь в себе, найдете и устраните негативные установки и барьеры, расставите приоритеты в жизни и поймете, куда двигаться. В результате этого вы станете успешным и счастливым человеком.
Барьеры как защитный механизм психики
Большинство людей рассматривает барьеры только как зло, помехи на пути к самореализации. Но с точки зрения психологии, это защитный механизм, оберегающий личность от воздействия негативных факторов. Такова функция психологических барьеров. Человек не просто так становится недоверчивым, мнительным, сдержанным. Это отражение его личного опыта. Когда-то он уже был открытым к людям, но из-за этого пострадал. И это повторялось не раз. В результате однажды психика решила, что с нее хватит, и включила такой защитный механизм как барьер.
Термин «защитный механизм» ввел Зигмунд Фрейд, автор теории о психоанализе. Согласно автору, механизмы помогают ослабить внутреннее напряжение, вызванное конфликтом желаний личности и условий окружающей среды (требований, возможностей). Защиты направлены на сохранение гармонии личности.
Так что же получается, с барьерами не нужно бороться? Нужно. Защитные механизмы плохи тем, что со временем истощаются, а еще они неподвластны контролю личности. Они управляют человеком, а не он ими. Барьеры препятствуют развитию личности и ограничивают его взаимодействие с социумом. Они мешают адекватно воспринимать реальность и травмирующие (стрессовые) факторы. Механизм вытесняет сигналы об угрозе, а потому человек не может адекватно воспринимать ситуацию и менять свое поведение, согласно ее особенностям. Потому нужно заменить иррациональные защиты рациональными, осознанными, продуктивными стратегиями поведения.