Антиципация – что это за феномен и какими упражнениями можно развивать навык

Антиципация с точки зрения психологии – это предвосхищение, умение предугадывать будущее. Антиципация выражается в том, что, с одной стороны, человек может предугадать наступление какого-либо события и подготовиться с нему. С другой стороны, это способность просчитать исход уже происходящего события и действовать в зависимости от этого исхода.

Таким образом человек может просчитать все или наиболее вероятные исходы будущего.

В этой статье:

Кто ввёл понятиеПримеры антиципации в повседневной жизниФункции антиципацииКак работает антиципацияМожно ли развить антиципацию

Кто ввёл понятие


Фото автора Anna Tarazevich: Pexels
Термин «антиципация» ввел Вильгельм Вундт, еще в 1880 году и с тех пор изучение этого феномена не прекращалось.

Глядя на определение антиципации, кажется, что это какая-то редкая способность, которой обладают лишь избранные люди, у которых хорошо развита интуиция, сверхчутье. Но на самом деле практически каждый из нас обладает этой способностью и пользуется ею ежедневно, просто мы этого не замечаем.

Тренажёр скорочтения для заучивания стихов

Хочу обрадовать тех, кто имеет проблемы с заучиванием стихотворений. Этот тренажёр поможет и в таком нелёгком деле. В верхнее поле вставляете текст, который необходимо заучить, перемешиваете буквы или переворачиваете слова справа налево и начинаете заниматься.

Полный охват нижнего поля будет напоминать вам о строках стихотворения, которые вам нужно быстро выучить и которые находятся в поле исходника. Не надо подглядывать в верхнее поле.

Лучше несколько раз пробежаться глазами по строкам с перепутанными буквам.

Для заучивания стихотворений подходят только две настройки. Анаграммы здесь не нужно включать.

Вообще быстро выучить стихотворение не сложно. Ведь сегодня разработаны такие замечательные методики и тренажёры, об одной из которых я расскажу в ближайшее время. Ставьте сайт в закладку, чтобы не пропустить новый тренажёр.

Примеры антиципации в повседневной жизни

Антиципация сопровождает нас постоянно. Когда фехтовальщик предугадывает движение своего соперника. Когда шахматист просчитывает стратегию своего оппонента, причем делает это не только во время игры, но еще и до ее начала. Когда писатели-фантасты описывают механизмы и системы, изобретение которых произойдет спустя десятки, а то и сотни лет. Когда ученые делают открытия, опережающие развитие науки, парадигм, законов физики и химии.

Скоростное чтение – это тоже пример антиципации, поскольку читающий предугадывает слово по его первым буквам, а всю фразу – по первым словам.


Антиципация — предвосхищение, предугадывание

Более того, ты тоже постоянно используешь антиципацию. Например, когда читаешь художественное произведение, ты не просто погружаешься в историю, ты предугадываешь дальнейшее развитие событий.

Мать, увидев, что у ребенка забрали игрушку, уже знает его реакцию и все дальнейшие события, которые за этой реакцией последуют.

Когда ты готовишься к трудному разговору, спору, в котором хочешь победить, ты еще до его начала «прокручиваешь» весь разговор, пытаясь предположить, что скажет твой собеседник и продумать свой ответ.

Даже когда ты встречаешь мужчину, зная его совсем недолго, ты уже предполагаешь, какой у него характер, из какой он семьи, какие у него намерения.

Таким образом каждый из нас применяет антиципацию, и все зависит от того, насколько у нас развито это умение. Совершенно неправильная антиципация или ее полное отсутствие встречается только у людей с тяжелыми неврозами или психическими расстройствами, когда их адекватное восприятие реальности нарушено.

Чтение не по буквам

Учёными уже давно исследуется механизм чтения по буквам, слогам, словам и даже целым текстам.

Как оказалось, совсем не обязательно во время чтения рассматривать каждую букву. Даже мельком схваченное слово сохраняется в памяти читающего.

И если из каждого слова убрать по одной-две букве, то текст не будет искажен и останется по-прежнему читабельным и осмысленным.

Разными исследователями в разное время были проведены разные эксперименты по данной теме.

Удаление некоторых букв, добавление посторонних и простое перемешивание не доставляет читающему почти никаких неудобств. Глаз все так же воспринимает содержание.

Чем старше человек, тем меньше букв в словах ему требуется, чтобы понять прочитанное. Иногда даже и целые слова можно выкидывать без проблем для восприятия текста.

Если же в каждом слове оставить первую и последнюю буквы, то чтение даже с полным миксом всех букв в середине слова не принесет ощутимых неудобств.

Можно даже не заметить, что в некоторых словах что-то поменялось.

Именно этот факт зачастую позволяет школьникам выдавать свои не совсем грамотные письмена за качественные работы. Если учитель обладает высокоразвитым восприятием текстов «не по буквам», то он может даже и не заметить, что в слове пропущены буквы.

Поэтому учитель — единственная профессия, представителям которой лучше не учиться такому быстрому чтению, а концентрировать свое внимание на каждой букве и слоге.

Функции антиципации

Антиципация – важнейшее умение, которое помогает тебе адаптироваться в меняющейся реальности. Это умение появилось у нас благодаря эволюции, ведь от антиципации во многом зависело выживание человека.

Выделяют 3 функции антиципации:

  • регулятивная;
  • когнитивная;
  • коммуникативная.


Фото pawel szvmanski on Unsplash
Регулятивная функция выражается в том, что, предсказав исход какого-либо события, мы меняем свои действия, чтобы либо подготовиться к этому исходу, либо его изменить. Все будет зависеть от того, какую цель мы преследуем. Поэтому антиципация во многом влияет на регуляцию нашего поведения.

Когнитивная функция антиципации выражается в том, что антиципация – это, все же, мыслительный процесс. Можно назвать его чутьем, можно интуицией, но это результат деятельности нашего мозга. А вот происходит эта деятельность в сознании, предсознании или бессознательном – это уже другой, более сложный вопрос. На данный момент считается, что часть процесса антиципации мы совершаем сознательно, то есть делая усилия. Но большая часть скрыта от нашего сознания и происходит, как бы, самостоятельно.

Был проведен интересный эксперимент. Человек лежал в томографе и решал задачи. Когда решение было получено он должен был нажать кнопку. На мониторе была видна активность его мозга во время решения задачи и после его решения. Как оказалось, мозг закачивал решать задачу, а спустя полминуты человек осознавал, что решение получено. То есть мозг уже закончил работать, но ответ оформился в сознании через достаточно большой промежуток времени.


Фото автора Mikhail Nilov: Pexels

Коммуникативная функция антиципации выражается в том, что она помогает тебе:

  • делать предположение о личности конкретного человека – так у тебя получается найти контакт с незнакомым человеком;
  • вести диалог, благодаря способности предвосхищать ответ собеседника – если бы мы этого не умели, между репликами людей были бы паузы в несколько минут;
  • сориентироваться в незнакомой обстановке – ты можешь предположить, как себя вести в этом месте и с этими людьми.

Чтение текста с перемешанными буквами

Читать такие тексты, где буквы переставлены местами невозможно медленно, так как мозг будет перенапрягаться. Такой метод сразу заставляет осматривать слово целиком, а затем зрительно мы очень быстро начинаем перемещаться с одного слова к другому.

Этот процесс происходит, можно сказать, не совсем произвольно. Потому что информация начинает затягивать, а обзор зрения быстро расширяется.

Чем чаще заниматься такими тренировками, тем быстрее будет увеличиваться скорость чтения. При этом понимание информации совершенно не будет страдать.

А даже и наоборот, медленное чтение очень ухудшает восприятие информации.

Как работает антиципация

Поскольку сознание – это высшая форма отражения реальности, антиципацию определяют как опережающее отражение этой самой реальности.

Это не гадание на кофейной гуще, а мыслительная деятельность, в которой задействовано несколько психических процессов.

Во-первых, антиципация основывается на твоем опыте. Когда ты оказываешься в определенной ситуации, мозг извлекает из памяти схожие ситуации и, благодаря им, восполняет нехватку информации и делает расчет возможных исходов события. Так, шахматист, увидев стратегию противника, вспоминает, чем эта стратегия закончилась в прошлый раз.


Фото автора Tan Danh: Pexels

Во-вторых, антиципация выражается в избирательности восприятия. Находясь в определенный ситуации, мозг берет во внимание только те сигналы окружающей среды, которые являются значимыми для решения задачи.

В-третьих, антиципация во многом основывается на процессе воображения. Творчество, умение придумать исход события – это то, что помогает нам предугадывать реальность.

Что такое предвосхищение

Предвосхищение – это способность человека предвидеть настоящее. Она обычно обусловлена общим опытом. Предвосхищением называют обобщенную идею, которая сложилась на основе прошлого опыта. Например, индивид видит кошку и уверен, что это кошка, потому что в голове уже зародилась идея кошки.

Значение слова предвосхитить было предложено и сформулировано Эпикуром. Оно делится на предвосхищение результата и предвосхищение событий. В первом случае обычно используется слово цель. Во втором случае речь идет о прогнозировании будущего.

Можно ли развить антиципацию

Каждый из нас владеет антиципацией, но развита эта способность у каждого по-разному. Это не врожденная способность, и ты ее легко можешь развить в себе.

В этом может помочь следующее:

  • учись скорочтению – умение угадывать слово по нескольким буквам, а фразу, по нескольким словам, помогает развить антиципацию;
  • читай тексы с пропущенными словами, а диалоги с пропущенными репликами, и пытайся понять смысл;
  • читай поговорки и пословицы, в которых слова поменяли местами;
  • пытайся угадать смысл и план статьи, по ее названию или аннотации;
  • играй в ассоциации – попробуй запомнить набор слов и воспроизвести его;


Фото автора Polina Kovaleva: Pexels

  • играй в «Снежный ком» – когда один человек рассказывает о себе, второй о первом и о себе и так далее – тренировка памяти помогает улучшить антиципацию;
  • подумай, как твой знакомый ответит на какой-то вопрос, потом действительно дай ему ответить и убедись правильно ли ты угадала.

Даже развивая способности к скорочтению и запоминанию, ты улучшаешь общую способность к антиципации. Вышеперечисленные упражнения и игры меняют твой образ мыслей, «прокачивают» необходимые навыки, тренируют твой мозг, который будет применять полученные умения в реальной жизни.

Лечение

Для коррекции речевых нарушений при клаттеринге необходимо создать план работы с логопедом. Терапия должна быть направлена на решение проблемы с темпом, ритмом речи, развивать психические функции. В процессе лечения ребенок учится формулировать и излагать мысли логично, последовательно, строить семантические конструкции. Одновременно с этим пациенты занимаются развитием фонематического слуха, тренируют артикуляционный аппарат, устраняют дефекты звукопроизношения.

Логопеду рекомендовано выстраивать ход занятий следующим образом:

  • Речевые задания произносятся в замедленном темпе. Можно использовать отраженное (вслед за педагогом) или сопряженное (одновременное) повторение. Фразы, слова проговариваются неторопливо и четко. Рекомендуется в начале урока задавать нужный ритм речи и придерживаться его точно, можно использовать негромкую музыку.
  • Проводится работа над эмоциональностью, выразительностью речи. Логопеды просят ребенка проговаривать одну фразу с разными эмоциями, шепотом, громко и т.д.
  • Отрабатывайте умения излагать мысли правильно. Рекомендуется заучивать наизусть стихи, составлять рассказы по картинке, вести диалоги, пересказывать прочитанное или услышанное.
  • Тренировка навыка планирования высказывания. Сначала ребенок проговаривает фразу, несколько предложений про себя, затем вслух.
  • Включайте в урок артикуляционную и дыхательную гимнастики для формирования разборчивой, внятной речи. Этот прием полезен и при полтерне (спотыкании). Для занятий со школьниками выбирайте дыхательные упражнения по Стрельниковой.
  • Для закрепления чистоты произношения звуков проводите их постановку, коррекцию при необходимости.
  • Со школьниками проводите работу над дислексией, дисграфией, чистописанием.

Развитие чувства темпа

Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

«Мышка и кошка»

Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.

«Кулачки — ладошки»

Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:

Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка: Стук — стук, стук — стук. Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют: Хлоп — хлоп, хлоп — хлоп. Кулачки быстрее бьют, до чего стараются: Стук — стук — стук, стук — стук — стук, А ладошки тут как тут, так и рассыпаются: Хлоп — хлоп — хлоп, хлоп — хлоп — хлоп.

Глобальный цикл познания

Сделаем предположение, что существует абсолютное знание об окружающем нас Мире (сразу отметим, что термин «абсолютное знание» эквивалентен термину «проект Мира»). Если у знания есть предел, то неизбежно асимптотическое приближение к нему, по мере которого возможности неутилитарного Наблюдателя по преобразованию Мира будут становиться все безграничнее, тогда как каждый рациональный цикл все менее наполненным новым знанием. От цикла к циклу процесс познания начнет замирать, что противоречит постулату о его ускорении. Однако если расширить утверждение «познание циклично и ускоряется» за временные рамки нашей Вселенной, то противоречие снимется: жизненный цикл Вселенной становится лишь тактом некоего более глобального цикла познания. Примерно так:

Такт глобального цикла состоит из трех этапов, каждый из которых заканчивается своим фазовым переходом:

  1. геохимическая эволюция – заканчивается рождением Жизни
  2. эволюция биологического Наблюдателя – заканчивается его трансформацией в неутилитарного Наблюдателя
  3. эволюция неутилитарного Наблюдателя – заканчивается рождением Бога и от него нового Мира.

Утилитарное знание на третьем этапе эволюции не исчезнет, но его доля в общем объеме знания будет последовательно уменьшаться до микроскопического уровня. Неутилитарный Наблюдатель будет крутить все тот же рациональный цикл познания (цикл 3), но с одним важным нюансом: в нем акт «конвертация новых знаний в ресурсы» будет постепенно вытесняться актом «конвертация новых знаний в действие».

По мере стремления знания к асимптотическому пределу – абсолютному знанию, Наблюдатель будет трансформироваться в Бога. Совершенство, достигаемое Наблюдателем в познании Вселенной, отчасти аналогично тому, которого достигает вид в познании занимаемой им экологической ниши, ежели та стабильна, а не динамична. К счастью, наша Вселенная по представлениям физиков стабильна – ее законы неизменны относительно времени, пространства, и не только (в физике это свойство называют «симметриями»).

В парадигме глобального цикла предназначение Жизни заключается в формировании траектории от неживой материи к Богу. Бог – Он есть итог будущей эволюции Человека, если тот просочится через фазовый барьер. Глубина его знания несоизмерима с нашей, соответственно, бесконечны достоверность и глубина прогноза в рамках используемой нами шкалы пространства-времени. У него появится возможность оценить качество завершающегося проекта, дабы внести изменения в проект следующего Мира, который придет на смену состарившемуся и подряхлевшему от накопленной энтропии.

Дабы не прервалось познание, в проекте будет предусмотрено и появление новой, улучшенной версии Наблюдателя, и приход новых Пророков, несущих очередному «Человеку» весть от Бога-творца – призыв к очередному восхождению к Богу (преодолению своего 2-го фазового барьера). Если преодоление 1-го фазового барьера заложено в проекте безусловно, то 2-й фазовый переход совершает наделенный сознанием и свободой воли Субъект. Бог зовет его в будущее, тогда как биологические инстинкты постоянно заворачивают назад в биологическое прошлое. Преодоление барьера невозможно без внутренней революции – подавления власти биологических инстинктов над Разумом. В том и состоит миссия Человека – совершить фазовый скачок от утилитарного Наблюдателя к неутилитарному, чтобы не прервалась эволюционная траектория от Жизни к Богу. И переход этот по-своему равнозначен концу Света, каким мы его знаем – «смерти» биологического Человека.

Переход совершить придется, несмотря ни на какие отговорки. Эволюция не знает тупиков: она либо пробивает их лбом того, кто в него уперся, либо попросту аннигилирует забронзовевшую пробку, так что никто и не поймет – как и за что. Не для того проливались кровь, пот и слезы естественного отбора, чтобы нам свесив ножки наслаждаться его результатами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]