Процесс избирательности и восприятия предметов человеком

Восприятие человека и животных — это не пассивное отражение внешних воздействий, а активный избирательный процесс. Из множества предметов и явлений, воздействующих на нас, мы в каждый момент в зависимости от ряда условий останавливаем свое внимание лишь на определенном объекте.Физиологически избирательность восприятия объясняется процессами мозгового анализа разного уровня и сложности.

Выделение объекта восприятия из множества других объектов окружающего мира зависит как от объективных, так и от субъективных условий.

Одним из объективных условий избирательности восприятия является внезапное возникновение или исчезновение объекта восприятия, например неожиданный выстрел, вспышка молнии, шумная проделка ученика на уроке, резкое потемнение, прекращение движения маятника стенных часов и пр. Сюда же можно отнести движение предмета или его частей на фоне неподвижных предметов или частей, изменение ритма и темпа движения. В этих случаях возникает ориентировочный рефлекс на изменение объекта или обстановки.

Но мы избирательно воспринимаем предметы и тогда, когда с ними не происходит явных изменений. Мы невольно замечаем чернильное пятно на белой скатерти, высокую башню среди низких строений, громкий голос в тишине. В этих случаях объективной причиной избирательности восприятия будет контраст цвета, величины, звучания и других признаков воспринимаемых объектов по отношению к цвету, величине и звучанию окружающих предметов, составляющих как бы фон восприятия. Физиологически многообразные явления контраста объясняются взаимной индукцией процессов возбуждения и торможения в коре полушарий (И. П. Павлов).

  • К объективным условиям выделения объектов в восприятии человека относятся также указания других людей.

Учитель на уроке, мастер в цеху, экскурсовод в музее или на улицах города, любой другой человек могут посредством слова направить внимание людей, к которым они обращаются, на нужный предмет, его часть, свойство, действие. Физиологически это означает, что процесс коркового анализа осуществляется в данном случае при регулирующем воздействии второсигнальных связей.

Уровни и виды восприятия

Определение 1
Восприятие – это процесс, посредством которого происходит формирование образов окружающего мира, отражение реальности в психике.

Синонимом слова восприятие является слово перцепция, что в переводе с латинского языка означает субъективное, чувственное познание окружающей среды. Есть и другие равнозначные по смыслу слова – это приятие, созерцание, оценка и др.

Человек в процессе своей жизни познает окружающий его мир постоянно, взяв ту или иную вещь в руки, он может определить её цвет, плотность, вес, запах и др. Все эти характеристики вызывают разные ощущения, в совокупности рождающие образ предмета. Этот процесс познания и будет восприятием, на основе которого формируется субъективный образ предмета.

Восприятие является результатом деятельности системы анализаторов. В психологии восприятие – не только сумма ощущений, а ещё и индивидуальные знания человека, его представления о мире.

Замечание 1

Феномен восприятия имеет тесную связь с памятью, мышлением, вниманием, мотивационной сферой, речью. Восприятие имеет четыре уровня – обнаружение, например, ухо человека воспринимает какой-то сигнал, различение – человек понимает, что этот сигнал является звуком, идентификация – человек определяет, на что похож этот звук из знакомых ему звуков, опознание – отнесение образа к конкретной категории, например – это заливистый детский смех за окном

Восприятие имеет четыре уровня – обнаружение, например, ухо человека воспринимает какой-то сигнал, различение – человек понимает, что этот сигнал является звуком, идентификация – человек определяет, на что похож этот звук из знакомых ему звуков, опознание – отнесение образа к конкретной категории, например – это заливистый детский смех за окном.

Каждый предмет или явление огромного и разнообразного мира воспринимается посредством разных анализаторов, но, среди них всегда есть один ведущий.

Восприятие классифицируется на несколько видов: —

  1. По модальности выделяют восприятие:
    • зрительное,
    • слуховое,

  2. осязательное,
  3. обонятельное,
  4. вкусовое.
  5. По ведущему анализатору выделяют следующие простые типы восприятия:
    • кинестетический вид – ощущения, движение, с помощью которых человек считывает информацию.
    • аудиальный вид, в котором восприятие происходит на слух,

  6. визуальный вид, в котором ведущим приемником будут глаза.

Если прислушаться, как говорит человек, то можно определить его индивидуальный тип простого восприятия

Каждый человек по-разному видит мир, исходя из своих способностей, а это важно для понимания друг друга

Сложный вид восприятия сочетает два или несколько видов восприятия в разной комбинации – это может быть зрительно-слуховой, зрительно-двигательно-слуховой и др.

Специальный вид восприятия является специфическим восприятием, зависящим от воспринимаемого объекта.

По способу актуализации восприятие может быть произвольным и непроизвольным. Если произвольное восприятие имеет свою цель, то непроизвольное вызвано не целью, а средой, например, невропатолог стучит молоточком по ноге, чтобы проверить физиологическую реакцию.

Осмысленность

Суть этого свойства заключается в том, чтобы дать воспринимаемому явлению или объекту определенный смысл, обозначить его словом, а также отнести к определенной языковой группе, исходя из багажа знаний субъекта и его прошлого опыта. Одной из самых простых форм осмысливания явлений и предметов считается узнавание.

Швейцарский психолог Герман Роршах выявил, что даже случайные чернильные пятна воспринимаются человеком как что-то осмысленное (озеро, облако, цветы и т. д.), и только людям с психическими отклонениями свойственно воспринимать их просто как абстрактные пятна. Из этого следует, что восприятие осмысленности протекает в качестве процесса поиска ответов на вопрос: «Что это?».

Благодарность

Я хочу поблагодарить за помощь на ранней стадии работы над этой книгой Джоела Брокнера, Баруха Фишхоффа, Нэнси Галахер, Бет Лофтус, Дункана Люса, Дейва Майерза, Хезера Нэша, Джима Плауса, Поля Словика, Джанет Снайзек, Марка Шнайдера, Амоса Тверски, Вилема Вагенаара, Элле Вебер, Фила Зимбардо.

Я также благодарен за помощь в библиотечной работе Тамре Уилльямс, Хезеру Нэшу и Стивену Либерготту.

Было приятно работать с членами редколлегии издательства McGraw
Hill.
За любовь, поддержку и ободрение на всем пути благодарю Дайану Эрсепке.

Скотт Плаус

III. Дополнительные свойства:

– апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей;

– активность восприятия – установка на восприятие,

– избирательность (преимущественное выделение одних предметов по сравнению с другими).

Важнейшими свойствами образа восприятия

являются: предметность, структурность, подвижность и управляемость, целостность, константность, избирательность.

Остановимся более подробно на предметности образа восприятия. Предметность образа восприятия означает:

  1. Реальность – человек верит в существование того предмета, который дан ему в образе, т.е. он убежден в объективном существовании этого предмета. Вынесенность образа называется предметностью. Объективированность – человек переживает образ как вынесенный вовне. При неадекватном стимулировании того или иного органа чувств могут возникнуть образы, лишенные объективированности. В этих случаях говорят «в ухе звенит», «из глаз посыпались искры» и т. п. Перцептивные системы работают так, что разделяют мир на отдельные предметы.
  2. Означенность – образы восприятия, лишенные значения, когда человек может детально описать предмет, на который он смотрит, но не способен его опознать.
  3. Полимодальность – органическое единство данных различной модальности, получаемых от органов чувств.

Перечисленные выше свойства не исчерпывают предметности образа. Человек живет в предметном мире, который отличается от мира, описание которого можно найти в учебниках физики. Этому способствует непосредственно данное в сознании тождество предмета и его образа.

В знаемом мире есть явления, которые не могут быть восприняты без специальных приборов. С другой стороны, громадное множество явлений (таких, как улыбка, агрессивность) легко и отчетливо воспринимаются нами.

Основные свойства восприятия с примерами

Рассматриваемый психический процесс обладает такими свойствами, как:

  • Целостность – характеристика конечного образа, которая возникает в результате совокупности ощущений. Конечный образ всегда целостный. Так, например, муха воспринимается лягушкой как объект охоты только тогда, когда муха двигается. Если муха неподвижна, лягушка не пытается ее поймать, так как не воспринимает ее в качестве насекомого.
  • Постоянство – однажды усвоенные характеристики того или иного предмета человек склонен на протяжении длительного времени соотносить именно с этим предметом, безошибочно формируя конечный образ. Незначительные изменения характеристик предмета не приводят к затруднениям с его классификацией. Так, например, молодой человек встречается с высокой девушкой, у которой голубые глаза и светлые волосы. Однажды его девушка перекрасилась в брюнетку. Но он все равно воспринимает ее как свою партнершу, она не стала для него незнакомкой.
  • Предметность – способность объединять предмет с родовой группой по ключевым характеристикам. Например, зеленое, круглое, сладкое – это яблоко. Зеленое, длинное, с лапами и хвостом – это крокодил. Процесс классификации предметов по родовым группам может занимать некоторое время. Иногда для верного соотнесения человеку требуется подойти и рассмотреть предмет поближе или взять его в руки.

Предметность восприятия

  • Структурность – отражается на сложности процесса перцепции, который нельзя свести просто к сумме ощущений от разных органов чувств. Замена одной из ключевых характеристик приводит к формированию совершенно нового образа. Так, например, большое, железное и способное плавать – это корабль. Однако большое, железное, способное передвигаться по железнодорожным путям – это поезд, а не корабль.
  • Избирательность – выделение 1 объекта среди фона. Объем восприятия ограничен. Ребенок не может одновременно играть множеством игрушек. Первым делом он возьмет самую яркую или самую большую игрушку. Так включается избирательность: малыш выбирает наиболее бросающийся в глаза предмет по цвету или размеру. Выбрав из множества понравившуюся игрушку, ребенок на некоторое время теряет интерес к остальным, в поле его восприятия находится только самая лучшая.
  • Апперцепция – зависимость образования образа от индивидуальных особенностей анализаторных систем человека и его жизненного опыта. Один и тот же предмет может быть воспринят разными людьми по-разному. Так, например, библия для верующих людей является одной из главных жизненных книг, где изложены правила жизни и устои общества, но для атеиста она представляется всего лишь книгой, которая ничем не отличается от любого другого художественного произведения.
  • Активность восприятия – способность человека осознавать окружающую действительность, накапливать опыт использования предметов. Например, изначально малыш не знает, какую функцию выполняет ложка. Он может стучать ею по стене, смотреться в нее как в зеркало, копать ею песок. Однажды мама показывает ему, что с помощью ложки можно есть. Усвоив это, малыш понимает, что ложка является столовым прибором, а не молотком, зеркалом или лопаткой.

Наиболее распространенные ошибки восприятия в психологии

Из психологической практики можно выделить несколько распространенных ситуаций, вызывающих трудности перцепции. Вот наиболее типичные ошибки восприятия:

Иллюзия контроля. Если человек заинтересован в исходе той или иной ситуации, он склонен переоценивать свое влияние на нее. Это явление открыл американский психолог Лангер, который изучал поведение людей, играющих в лотерею. Одна группа сама покупала билеты, а вторая — получила их в подарок. На предложение обменять билеты первые категорически отказались, так как посчитали, что их личный выбор влияет на вероятность выигрыша. Предпочтение нулевого риска. Если человеку предложат свести к нулю незначительный риск или значительно снизить существенный, он с наибольшей вероятностью выберет именно первый вариант. Хотя, гораздо разумнее отдать предпочтение второму. Селективное восприятие. Например, у вас выработалось мнение по конкретному вопросу. Вы ищите информацию и все больше убеждаетесь в своей правоте

Но загвоздка в том, что вы уделяете внимание только тем сведениям, которые подтверждают вашу правоту, а остальные оставляете без внимания. Иллюзия прозрачности

Эта ошибка социального восприятия возникает тогда, когда человек попал в ситуацию, в которой необходимо соврать. В данный момент ему кажется, что все видят его насквозь, что все видят его неискренность. Ошибка атрибуции. Она состоит в том, что свои собственные промахи человек объясняет объективными обстоятельствами, а чужие промахи — их личными качествами. Такой подход препятствует способности индивида брать ответственность за свои поступки. Эффект морального доверия. Если у человека в обществе сложилась прочная положительная репутация, окружающие начинают думать, что у него нет ни пороков, ни дурных намерений, что часто не соответствует действительности. Каскад доступной информации. Если какая-то информация часто появляется в источниках, охватывающих большую аудиторию, она считается правдивой. На старшее поколение оказывает влияние телевидение и пресса, а на молодежь — социальные сети. Стокгольмский синдром покупателя. Так называется ошибка восприятия, когда человек оправдывает дорогую покупку, приписывая ей всевозможные достоинства и закрывая глаза на недостатки. Аналогичным образом оправдывают покупки, сделанные без особой надобности. Вера в справедливый мир. Поскольку людям страшно осознавать несправедливость и хаотичность окружающего мира, им свойственно находить логику даже в самых страшных и абсурдных ситуациях. Искаженное восприятие искажений. Если вы не находите у себя никаких пороков или недостатков, значит, они точно у вас есть. Но вы воспринимаете их в положительном ключе, то есть искаженно.

Что это такое

Качество личности избирательность появилось в ходе эволюции и первоначально касалось базовых витальных моментов – человек выбирал, что есть, чтобы не отравиться, где спать, чтобы не подвергаться опасности, куда переселяться, чтобы улучшить свое проживание. Данные физиологические все еще остались в качестве примера избирательного поведения, однако к этому еще добавился рациональный контроль разума над происходящим. Так избирательность в плане питания сводится теперь не только к инстинктивному выбору пищи без ядов, но также и к контролю количества калорий в ней или способа приготовления и его вредности.

Избирательность касается выбора места работы и жительства, а также модели построения отношений с окружающими.

Человек физически не может присутствовать везде и уделять всем внешним стимулам одинаковое внимание, именно поэтому появляется потребность выбора направления своего внимания и основного вектора энергии. Только таким образом можно получить какие-либо ощутимые плоды, а не метаться между наиболее яркими стимулами.

Спонтанное построение своей деятельности и совершение выборов на основании первых внутренних побуждений является признаком отсутствия избирательности. Подобное поведение может приводить к довольно плачевным последствиям, несмотря на то, что в процессе подобного следования событиям испытываются довольно яркие чувства, часто характеризуемые как ощущение наполненности жизни и максимальных эмоций. Однако, поддавшись импульсу человек способен потерпеть материальный крах, пропустить серьезные и доверительные отношения, растратить свою жизненную энергию впустую.

Именно данное качество помогает идти к своим целям кратчайшим путем, это основа планирования своего будущего, где заранее закладываются вещи, требующие отдельного внимания.

Избирательность расписывает наши дни в угоду поставленным приоритетам, автоматически оставляя без энергии области, высасывающие энергию или мешающие реализации. Но она помогает не только идти к чему-то в будущем, а также сохраняет имеющиеся жизненные выборы. Так человек бросивший пить не будет устраивать свой праздник в баре, девушка, решившая сохранить девственность, не поселится в притоне, а человек с арахнофобией не пойдет работать в музей энтомологии. Все это говорит о наших выборах для поддержания той картины мира, которая нам наиболее приятна и воодушевляющая, а вот при нарушении таких выборов возможен полнейший перекос жизненных ценностей и потеря своей внутренней уникальности.

Избирательность всегда немного сложнее по своему механизму, чем простое принятие решения, строящееся на желаниях или необходимости. Данное качество позволяет просчитывать возможные последствия выбора на несколько шагов вперед, благодаря чему желания и необходимость могут меняться местами. Так выбирается не самая приятная деятельность, способная привести к осуществлению более масштабного желания, чем получение удовольствия в настоящем. Точно также выбор может быть сделан в пользу текущего момента, когда оценка внутренних ресурсов покажет практически полное истощение и потребность в немедленном восполнении, пока не развилось депрессивное расстройство. То есть избирательность помогает выбирать хорошее в долгосрочной перспективе и целостности организма и психики.

Тесно связано это понятие со свободой и проявлением внутренней ответственности, поскольку представляет собой момент выбора. Любой поворот на жизненном пути подразумевает определенные последствия, идущие за этим, и тогда на первый план выходит готовность человека принять данные изменения, отвечать за свои поступки и выборы. Свобода носит характер внутреннего смысла, ведь даже понимание, как следует поступить, не всегда приводит к действиям. Внутренний паралич, ориентация на мнение окружающих забирает у человека его личные свободные проявления своих выборов, оставляя избирательность исключительно теоретическим качеством.

Благодаря качеству избирательности можно судить о вкусе человека относительно любых моментов – от еды до предметов искусства, предпочтений общения или времяпрепровождения. Это своеобразный маркер развития личности и ее потребностей, отражение возможностей и внутренней готовности эти возможности реализовать. Каждый раз, когда люди взаимодействуют, избирательность позволяет оценить, насколько человек близок и находится в том же кругу, не задавая лишних вопросов. В действенном пространстве выборов человек максимально демонстрирует, на что он ориентирован – на развитие или удержание стабильности, на роскошь и потакание своим желаниям или аскетичность в угоду познанию.

Константность формы

Искажения восприятия формы предметов можно встретить в том случае, когда изменяется ориентация объектов или же самого субъекта. Этот вид является одним из важных свойств зрительной системы, так как правильное распознавание формы предметов— необходимое условие адекватного взаимодействия человека с окружающим миром. Одним из первых, кто выявил роль знаний наблюдателя и признаков удаленности в константности формы, стал Роберт Таулесс.

В 1931 г. психологом был проведен эксперимент, суть которого заключалась в следующем: он предложил испытуемым оценить и нарисовать или подобрать из определенного набора квадраты или круги, которые бы были похожи по форме на предложенные предметы, лежащие на горизонтальной поверхности на разном расстоянии от наблюдателя. В результате опыта испытуемые выбирали форму стимула, которая не совпадала ни с проекционной формой, ни с его реальной, а лежала между ними.

Восприятие человека человеком

Восприятие человека человеком является процессом психологического познания в условиях непосредственного общения людей друг с другом. Данный процесс включает все уровни психического отражения, начиная от ощущения, кончая мышлением. Люди при первой встрече в действительности не видят друг друга такими, какие они в реальности и, конечно, на это есть свои причины.


Рисунок 1. Восприятие человека человеком. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Осознанно или нет, но человек обращает внимание на жесты, осанку, культуру речи, манеры, поведение, статус и др. В экспериментальных условиях психологи А

А. Бодалев и В.Н. Панферов занимались изучением того, что при знакомстве производит наиболее сильное впечатление и оказалось, что в глаза человеку бросается и запоминается прическа, которая может менять лицо до неузнаваемости

В экспериментальных условиях психологи А. А. Бодалев и В.Н. Панферов занимались изучением того, что при знакомстве производит наиболее сильное впечатление и оказалось, что в глаза человеку бросается и запоминается прическа, которая может менять лицо до неузнаваемости.

Далее человек обращает внимание на глаза, которые могут быть разными – добрыми, злыми, колючими, хитрыми, лучистыми и настраивают человека то на доверительный, то на настороженный и агрессивный лад. Безусловно, привлекательным моментом является улыбка человека, которая тоже может быть приветливой, натянутой, доброй, злой

Если хотите понравиться человеку, считал Д. Карнеги, то улыбайтесь

Безусловно, привлекательным моментом является улыбка человека, которая тоже может быть приветливой, натянутой, доброй, злой. Если хотите понравиться человеку, считал Д. Карнеги, то улыбайтесь.

Выражение лица человека формируется его мимикой – у одних людей мимика динамичная и разнообразная, у других бедная, в результате чего создается впечатление угрюмости, скрытности и неприветливости.

Мимика и жесты несут большую информацию о человеке. Мимика регулируется подсознанием и является самым искренним информатором о психическом состоянии человека.

Специалисты заметили, что курящий партнер при положительном решении проблемы выпускает дым вверх, а при отрицательном решении дым выпускается вниз.

Когда партнер испытывает напряжение, его плечи поднимаются, при расслаблении, наоборот, опускаются.

Опущенная голова говорит о замкнутости, а поднятая – об интенсивном самоконтроле.

Склоненная набок голова информирует о любопытстве, стремлении к общению.

Таким образом, в восприятии человека человеком можно выделить четыре способа интерпретации:

  • эмоциональный способ интерпретируется как душевный, хороший, красивый;
  • аналитический способ – брови нахмурены, скулы острые характеризуют злого человека;
  • перцептивно-ассоциативный способ – партнер похож на вредного соседа, поэтому такой же неприятный;
  • социально-ассоциативный способ приписывает человеку его социальные качества исходя из его внешнего вида, если одежда порвана и грязная, то это показывает неблагополучие личности и желание держаться от него подальше.

Избирательность в отношениях

Избирательность в людях является ключевым моментом в построении благополучных и счастливых отношений любого уровня. Относительно интимных отношений избирательность предполагает предпочтение одного конкретного человека остальным представителям его пола. Во многом такой вид избирательности обусловлен биологическими законами регулировки выбора партнера для дальнейшего воспроизведения потомства. Соответственно роль соматических реакций и подсознательных выборов в данном контексте значительно больше, чем при выборе работы или места жительства. Разум при этом может контролировать определенные проявления, стратегию ухаживания или игнорирования, но первым толчком к обращению внимания всегда является биология.

К категориям, влияющим на избирательность в отношениях, относят видовые и индивидуальные. Первые предполагают традиции, заложенные в каждом представителе определенного этноса или группы людей. Тут могут быть и определенные внешние параметры и поведенческие паттерны, считающиеся благоприятными. Большее разнообразие вариантов дает уже индивидуальный уровень выбора, включающие особенности характерологических проявлений партнера, его внешних данных, возрастных и социальных характеристик.

Ранее избирательность в отношениях по социальному статусу была более категоричной, чем в современном мире, однако существуют правила, обойти которые не представляется возможным.

Никто сейчас не будет запрещать брак между рабочими и интеллигенцией, но трещина довольно скоро появится сама, когда люди столкнуться с разницей своих жизненных философий и предпочтений, культурной базы и образования.

Сложность избирательности отношений заключается в частом противоречии между биологическими и социальными факторами, между тем, чего хочется телу и что понимает разум. Это могут быть варианты, когда между людьми вспыхивает яркая страсть, но им не о чем говорить, их страны воют и все знакомые, да и они сами, поразмыслив логически, осудят данную связь. Также нередки случаи, когда на уровне разума все сходится – и возраст, и карьерные успехи, люди из одного общества, имеют много общих тем, но совершенно противны друг другу в рамках физического восприятия.

Но есть и отношения, помимо интимных, где момент избирательности так же крайне важен. Тут имеется ввиду не только кого считать другом и сколько таких людей может быть, но также и регуляция степени близости, формата взаимодействия, уровня доверия. Отношения строятся во всех сферах человеческого существования, и оставаться друзьями со всеми бывает невозможно не только в силу личной неприязни, но и в ракурсе конкуренции или учите сложностей взаимодействия других людей.

Те, кто способен четко фильтровать свой круг общения могут выстроить благоприятный эмоциональный фон, заручиться поддержкой и надежностью. Люди, не умеющие держать дистанцию, впускающие в свой дом или психологическое пространство всех, кто стучит, в итоге оказываются в плохом душевном состоянии, а часто еще и обвиненными в проблемах. Чрезмерная наивность и малое количество знакомых существенно снижают избирательность в отношениях, по мере увеличения количества друзей автоматически возникает вопрос выбора.

Мир огромен и невозможно уделить одинаковое время всему и всем, кто в нем присутствует, да это и не требуется, ведь многие персонажи и события банально не заслуживают внимания и в лучшем случае просто никак не отражаются на жизни. Есть смысл делать выбор и идти к тем и туда, где находится удовольствие и развитие собственной личности, оставляя все остальное без чувства вины. Это может показаться предательством в некоторых моментах, особенно если мнением человека пытаются манипулировать, но в таком случае предательство происходит даже в магазине, когда вместо яблок, вы берете груши.

Константность цвето- и светоощущения

Под константностью цвета подразумевается способность зрения корректировать восприятие цвета предметов, например, при естественном освещении в любое время суток или при изменении спектра их освещения, например, при выходе их темного помещения. Специалисты пришли к мнению, что механизм константности восприятия является приобретенным.

Об этом свидетельствует ряд исследований. В одном эксперименте ученые провели исследование на людях, постоянно проживающих в густом лесу. Их восприятие представляет интерес, так как ранее они не встречали объектов на большой дистанции. Когда наблюдавшим показали предметы, которые находились на большом расстоянии от них, им показались эти объекты не как удаленные, а как маленькие.

Аналогичные нарушения константности можно заметить у жителей равнин, когда они смотрят на объекты вниз с высоты. К тому же, из верхнего этажа высотного дома автомобили или проходящие люди кажутся нам крошечных размеров. Стоит отметить, что у ребенка с двух лет начинают формироваться такие виды константности, как величины, формы и цвета. К тому же, они имеют свойство совершенствоваться вплоть до четырнадцати лет.

Закономерности восприятия

Разнообразные виды восприятия обладают своими специфическими свойствами. Но кроме этих характеристик существуют закономерности восприятия. Рассмотрим подробнее основные из них:

Предметность. Связана с психическими образами предметов, осознаваемыми не в качестве образов, а в качестве реальных предметов. Точнее говоря предметность отражает степень адекватности восприятия образов в реальности.

Избирательность. Отражает вычленение одного из объектов общего фона. Здесь он является системой отсчета, которая дает оценку другим качествам воспринимаемого объекта. Избирательному восприятию сопутствует качество центрации — это субъективное расширение фокуса внимания и при этом сокращение периферийной зоны. При уровне значимости объекта человек чаще всего выделяет основной объект и объект большего размера.

Замечание 1

Целостностью восприятия называют отражение предметов в совокупном качестве элементов, даже при отсутствии подобных качеств в отдельных ее частях.

Константность. Показывает отражение основных качеств объектов независимо от измененных условий восприятия. Например, восприятия формы предмета при различной освещенности и или в зависимости от расстояния до объекта. Данный показатель отражает наблюдаемый объект независимо от точки наблюдения.

Структурность. Показывает целостность и устойчивость некоторых компонентов перцептивных образов. Данная закономерность означает, что восприятие не является суммой ощущений. Например, при звучании мелодии человек слышит различные звуки музыкальных инструментов, а не общие показатели.

Категориальность. Восприятие связано с осмысленностью и обобщенностью. Объекты воспринимаются не как данность, а соответствуют некоторым классам объектов. Здесь выявляется взаимосвязь восприятия и мышления, а в случае обобщенности, проявляется взаимосвязь мышления и памяти. Самым простым способом осмысливания является узнавание. Так проявляется взаимосвязь восприятия с памятью. Процесс узнавания означает восприятие данного предмета и сравнение его с предыдущим опытом. Узнавание бывает обобщенного плана, когда объект принадлежит к общим категориям и дифференцированного плана, когда объект соотносится с единичным предметом

Для подобного узнавания важно присутствие специфических признаков, его уникальных характеристик. В процессе узнавания человек не может выделить все признаки предмета, он использует их характерные свойства. Для материальных предметов имеют значение контуры, либо характерные сочетания линий

Узнавание осложняется при малом количестве характерных признаков объекта.

Апперцепция. Восприятие связано с зависимостью человека от его предыдущего опыта, от присутствия у него знаний, увлечений и пристрастий. Так проявляется постоянная апперцепция. При временной апперцепции восприятие человека зависит от его эмоциональных состояний.

Что такое избирательное или селективное внимание?

В этой статье нейропсихолог
CogniFit (“КогниФит”)Сара Моралес Алонсо расскажет вам о том, что такое избирательное или селективное внимание, как его можно проверить с помощьюнейропсихологических тестов, а также о том, какую роль оно играет в нашей повседневной жизни. Кроме того, вы узнаете, какиеотделы мозгаотвечают за этоткогнитивный процесс.
Избирательное внимание

Что такое внимание?

Внимание – это когнитивный процесс, состоящий из сложной системы находящихся в постоянном и непрерывном взаимодействии компонентов, который позволяет фильтровать релевантную информацию

в зависимости от целей, намерений и мотивации, а также управлять мысленными представлениями и формировать ответы на стимулы.

Цель внимания – это поддержание необходимого уровня бдительности, а также обнаружение незначительных изменений в стимулах, отбор релевантной информации и отсев нерелевантной, сохранение данной информации во время выполнения действия, оценка уровня бдительности в каждый момент времени, в том числе оценка ресурсов, которые необходимо активировать, задействовать и оптимально распределить между активированными мысленными представлениями и операциями.

В связи с тем, что внимание – это сложный комплексный процесс, на протяжении многих лет были предложены различные модели для объяснения субкомпонентов внимания.

Наиболее известна Иерархическая модель Солберга и Матеера, подразделяющая внимание на: Возбуждение, Фокусированное внимание, Поддерживаемое внимание, Селективное или избирательное внимание, Чередующееся или альтернирующее внимание и Распределённое внимание.

В этой статье мы сконцентрируемся на избирательном внимании и его важности для нашей повседневной жизни.

Проверьте способности вашего мозга с помощью инновационного Общего когнитивного теста от CogniFit. Начните прямо сейчас!

Что такое избирательное внимание?

Давайте представим. Что происходит, когда мы читаем книгу и вдруг слышим звук сирены скорой помощи? Или когда хотим найти брюки в нашем шкафу.

В обеих ситуациях наш мозг задействует механизм, посредством которого он сможет выделить целевой стимул, игнорируя все остальные окружающие стимулы.

Этот механизм, являющийся частью когнитивной способности, это и есть то, что называется селективное или избирательное внимание.

Избирательное внимание

– это
способность выбрать нужный стимул несмотря на отвлекающие факторы
. Для этого наш мозг реализует процесс привыкания, благодаря которому мы не обращаем внимание на уже известные стимулы, фокусируясь на одной единственной задаче.

Области мозга, задействованные при избирательном внимании

За селективное внимание в нашем мозге отвечает так называемая Задняя (пространственно-зрительная) система внимания. К ней относятся области передней поясной коры, префронтальная дорсолатеральная область и хвостатое ядро.

Эти области мозга сообщаются между собой с помощью нейротрансмиттера норадреналина. С помощью данного механизма мы можем фильтровать стимулы и расставлять приоритеты, классифицируя их по степени важности как мета-цели либо внешние стимулы (релевантные и отвлекающие).

Всё это возможно благодаря ингибиции ненужных стимулов.

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему, если, например, вы мечтаете купить автомобиль определённой марки, вы замечаете на улице только эти модели авто? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в том, как действует наш мозг в подобных ситуациях.

Мозг реализует упорядоченную схему, где в приоритете находится то, что нужно человеку в данный момент

. В нашем примере – это определённая модель автомобиля.

В результате вы обращаете внимание на стимулы, соответствующие вашей схеме, в которую не включена ненужная вам информация, в данном случае – машины других моделей, которые находятся на улице.

Мозг выборочно обрабатывает целевой стимул, ингибируя все появляющиеся отвлекающие стимулы, в результате чего у нас появляется ощущение, что всё, что окружает нас так или иначе связано с тем стимулом, о котором мы думаем. Все процессы ингибиторного контроля в ответ на стимулы происходят автоматически посредством процесса привыкания.

Объяснительные модели селективного внимания

В психологии существует несколько моделей, объясняющих как работает избирательное внимание. Эти модели являются замечательным практическим инструментом применения теории для интерпретации имеющейся информации. Все модели, объясняющие функционирование селективного внимания называются моделями фильтра.

Одна из наиболее известных – это модель фильтра Бродбента. Согласно Бродбенту, информация от всех представленных стимулов входит в сенсорный буфер (который также известен как кратковременное хранилище).

Из всей доступной информации выбирается стимул, соответствующий искомым характеристикам, а остальная информация отфильтровывается в целях предотвращения перегрузок системы обработки информации.

Самый известный тест, разработанный Бродбентом для оценки способности к селективному вниманию, – это Метод (задача) дихотического прослушивания. Метод заключается в том, что Бродбент одновременно отправлял различные цифровые сообщения (трёхзначные номера) в правое и левое ухо человека. Затем участникам было предложено повторить то, что они услышали в правом и левом ухе.

По результатам данного исследования был сделан вывод о том, что мы способны единовременно воспринимать только один канал информации. Вся отсеиваемая информация зависит от характеристик стимула. Кроме того, Бродбент предположил, что отбор информации, на которую мы обращаем внимание, происходит до её семантического анализа, другими словами, до анализа содержания сообщения.

Как работает избирательное внимание

Важно определить механизмы, которые использует наш мозг для контроля интерференций

и развития селективного внимания.

Отвлекающие стимулы могут иметь различные характеристики, согласно которым легко определить, нужно ли проигнорировать данный стимул или нет:

  • Сходство
    между релевантным и отвлекающим стимулом: характеристика, благодаря которой отвлекающий стимул может привлечь наше внимание.
  • Пространственная близость
    обоих стимулов: важно, когда они представлены в общем фокусе внимания, поскольку роль отвлекающего стимула более определяющая.
  • Сенсорная модальность
    , в которой представлены отвлекающие стимулы: важно, что, как правило, отвлекающие стимулы представлены акустически, в том время как релевантный стимул мы воспринимаем визуально.
  • Согласованность
    характеристик релевантных и отвлекающих стимулов: те стимулы, которые ранее считались целью, привлекают больше внимания.
  • Природа
    отвлекающего стимула: неспецифические отвлекающие стимулы могут повысить уровень концентрации человека на релевантном стимуле при низкой физиологической активации. И наоборот, когда отвлекающие стимулы специфичны, помехи возникают из-за несовместимости контекстуальных стимулов.

Нарушение селективного внимания может привести к снижению академической успеваемости

Развитие восприятия у детей

Основы восприятия как психического процесса закладываются в младенческом возрасте. Однако в раннем возрасте восприятие малыша еще очень несовершенно. В первые годы жизни у ребенка формируются зрительно-осязательные и зрительно-двигательные связи, которые возникают в процессе манипулятивной деятельности с предметами. Позже манипуляция сворачивается к «ощупыванию» нового предмета взглядом – это говорит о новой ступени в развитии перцепции.

В дошкольном и младшем школьном возрасте восприятие обусловлено впечатлительностью и эмоциональностью детей: непроизвольное восприятие у них преобладает над произвольным.

Наиболее трудны для освоения детьми пространственные свойства предметов, которые связаны со зрительными, кинестезическими и осязательными ощущениями. В период дошкольного детства дети успешно осваивают такие понятия, как форма, размер и величина предметов, учатся определять расстояние и пространственное расположение предметов относительно друг друга.

Серьезные трудности для детей младшего дошкольного возраста представляет восприятие времени. Они не всегда правильно употребляют слова «завтра», «вчера», «позже», «раньше».

Восприятие времени детьми

По мере освоения окружающего мира, а также систематического школьного обучения условно-рефлекторные связи ребенка совершенствуются, что является толчком к развитию восприятия.

Ключевая роль в развитии детского восприятия принадлежит взрослому

Так, родители и педагоги учат детей действиям с предметами, направляют процесс развития ребенка, обращают его внимание на существенные характеристики предметов и явлений действительности. Много значить будут развернутые и полные ответы взрослого на вопросы ребенка о тех или иных предметах и явлениях

Внимание! Для развития восприятия ребенка нужно организовать его игру и практическую деятельность с предметами. В процессе игры дети учатся различать основные свойства предметов: цвет, вес, форму, величину

Для того чтобы ребенок мог изучить предмет, понять его предназначение, ему нужно ощупать его, попробовать совершать различные действия с ним. В ходе игры и практических действий создаются оптимальные условия для взаимодействия анализаторов, что приводит к формированию целостного представления о мире.

Огромным потенциалом для развития перцептивных навыков обладают художественные виды деятельности детей. В рисовании по образцу и в процессе лепки дети учатся чувствовать пропорции, передавать форму и размер предмета, различать оттенки палитры. Так, к старшему дошкольному возрасту восприятие ребенка становится управляемым и произвольным.

В период школьного обучения восприятие совершенствуется за счет многообразия учебных дисциплин и различных видов деятельности детей под руководством учителя. Для формирования перцептивных навыков учитель должен использовать наглядные пособия: во-первых, это стимулирует работу сразу нескольких анализаторов, во-вторых, способствует лучшему запоминанию информации. Большое значение имеет самостоятельная поисковая работа учащихся.

Таким образом, восприятие играет важную роль в жизни человека. Сформированные на высоком уровне перцептивные навыки обеспечивают успешность обучения, гармоничное развитие личности, способность к научному творчеству

Взрослым важно помнить, что сама собой эта способность не сформируется, необходимо с раннего возраста создавать условия для игры ребенка с разными предметами. Важно в раннем детстве дать возможность формироваться сенсорным эталонам и познавательному интересу

При соблюдении этих условий в период школьного обучения ребенок будет проявлять активность и самостоятельность в познании окружающего мира.

Краткое восприятие реальности

Избирательность Восприятия

(или селективность восприятия; англ. perceptual selectivity) — свойство восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля к.-л. объектов (или их частей) и признаков. И. в. осуществляется посредством механизмов внимания — непроизвольного и произвольного. Выделяемый и поэтому более отчетливо воспринимаемый объект выступает как «фигура», остальные объекты — как ее «фон».В своей непроизвольной форме И. в. определяется соотношением физических свойств раздражителей, воздействующих на анализатор. В первую очередь выделяются раздражители, обладающие наибольшей интенсивностью, резким отличием от др. по тем или иным признакам (напр., цвету — в зрении, фактуре — в осязании, тембру — в слухе и т. д.). Однако в условиях реальной деятельности решающую роль в И. в. играет выполняемая человеком задача, установка, готовность воспринимать те или иные предметы определенным образом. И. в. особенно отчетливо проявляется в таких специфических условиях, как восприятие двойственных (и многозначных) изображений, т. н. речевого коктейля (смешивание нескольких речевых потоков), объектов, сливающихся с фоном, и т. п. См. Дихо-тическое слушание, Маскировка зрительная, Селекция информации, Эффект Струппа.

Смотреть значение Избирательность Восприятия в других словарях

Избирательность — избирательности, мн. нет, ж. Неправ. вм. выборность. Установить избирательность высшей администрации (из газет). Толковый словарь Ушакова

Избирательность Ж. — 1. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: избирательный (1). 2. устар. Выборность. Толковый словарь Ефремовой

Константность Восприятия — (лат. constans, constantis неизменный. постоянный) относительная стабильность некоторых свойств образа предмета в сознании человека, проявляющаяся при изменении условий его восприятия. Большой медицинский словарь

Половая Избирательность, — мысли, чувства, идеалы, стремления, система ценностей, которые так или иначе участвуют в формировании интимной сферы жизни индивида. Основу любви составляют…….. Сексологическая энциклопедия

Конста́нтность Восприя́тия — (лат. constans, constantis неизменный, постоянный) относительная стабильность некоторых свойств образа предмета в сознании человека, проявляющаяся при изменении условий его восприятия. Медицинская энциклопедия

Способность Восприятия, Познавательная Способность — Философский смысл термина: Чувственное познание, восприятие, представление, понятие, идея (Цицерон). Философский смысл термина: Неполное представление (стоики, Сенека). Философский словарь

Феноменология Восприятия — («Phenomenologie de la perception». Paris, 1945) — основное произведение Мерло-Понти, в котором исследуются проблемы специфичности существования экзистенции (см. Экзистенция) и ее отношений…….. Философский словарь

Избирательность – это приобретаемая или вырабатываемая способность личности к направленному восприятию. Данное качество подразумевает контроль собственного мышления, внимания, восприятия и сознания в целом, благодаря чему психика способна выделить определенный объект или событие из ряда происходящих внешних изменений.

Избирательность свойство восприятия, позволяющее выделять главное, а второстепенные моменты оставлять на периферии в размытом фоне. Это важное качество личности для поддержания психического равновесия и общей успешности деятельности, поскольку психика довольно быстро истощается, когда перерабатывает много материала одновременно, появляется необходимость концентрации на главном и отстранении от менее насущных деталей. Именно избирательность позволяет человеку совершать выбор относительно своего местоположения и группы лиц для общения, употребляемой пищи и направления жизненного пути – категории совершенно разные по своей сути и масштабу влияния на дальнейший ход событий, однако все они осуществляются с использованием выбора.

Проблемы восприятия

Возникновение нарушений и ошибок восприятия во многом вызвано некоторыми ключевыми проблемами перцепции. А именно:

Способность человека к переработке информации не бесконечна. При формировании впечатления о человеке или ситуации, в мозг поступает огромный объем данных. Будучи не в состоянии переработать весь поток, мы просеиваем их, воспринимая только те, которые входят в сферу наших интересов и способствуют скорейшему достижению целей. Риск ложных умозаключений. Когда информация поступает в недостаточном количестве, мы делаем выводы о человеке или ситуации на основании ограниченных данных, домысливая несуществующие параметры

А когда мнение уже сформировано, мы не желаем принимать во внимание дополнительную информацию. Перцепция является системой с обратной связью

Не только мы составляем впечатление о людях, но и они о нас. Строя догадки по данному вопросу, мы можем делать неверные выводы, что приводит к недопониманию и конфликтным ситуациям. Намеренное искажение информации. Пытаясь произвести на окружающих наилучшее впечатление, человек дает о себе заведомо ложную информацию.

Об этой книге

Тогда как когнитивные психологи лишь наметили границы исследования, указав на определенные недостатки традиционной «рациональной» модели принятия решений, социопсихологи значительно обогатили эту область знания, раздвинув ее границы во многих направлениях. Оперируя наработками этого нового и оригинального соединения дисциплин, Скотт Плаус показывает, что социальная перспектива оценки и принятия решений может дать практические советы для избавления от множества бытовых проблем в повседневной жизни. Плаус не только дает доступный обзор исследовательской литературы, его книга предлагает значительное количество поясняющих примеров, новых терминов и интересных выводов.

Что, на мой взгляд, читатели найдут наиболее притягательным здесь, так это соединение высокой образованности и присущего Плаусу интереса к созданию эффективного комплекса рекомендаций по общению для наиболее широкой аудитории: от студентов до бизнесменов, врачей и национальных лидеров. В этой книге много педагогических находок, новых формул, обогащающих старые идеи, уникальных упражнений по критической оценке, делающих обучение увлекательным, в ней представлены также провокационные сопоставления несвязанных, казалось бы, ситуаций. Словом, редко встретишь первую книгу молодого ученого, предлагающую так много и для многих по столь насущным вопросам.

Филипп Зимбардо

Свойства восприятия

Свойства восприятия можно разделить на две группы:

  • Объем восприятия. Какое количество объектов в течение одной фиксации может воспринять человек;
  • Точность восприятия. Насколько возникший образ соответствует особенностям воспринимаемого объекта;
  • Полнота восприятия. Какова степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта;
  • Быстрота восприятия – это время, которое необходимо для адекватного восприятия предмета или явления.

Для второй группы характерны свойства, присущие всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия. Среди «сущностных» свойств восприятия выделяются:

  • Константность восприятия. Под ней понимается свойство воспринимать объекты и видеть их по величине, цвету, форме относительно постоянными в изменяющихся физических условиях восприятия. Большую роль константность восприятия играет при ориентировании человека в окружающем мире;
  • Осмысленность восприятия. Это свойство приписывать воспринимаемому объекту какой-то определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории и др. Осмысленность восприятия позволяет целенаправленно использовать предметы и достигается в процессе понимания их сущности. Сознательно воспринимать предмет означает мысленно его называть, т.е. относить к определенной группе, классу, определенному понятию;
  • Структурность восприятия. Восприятие человека имеет свойство объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры. Структурность связана с целостностью восприятия;
  • Целостность восприятия. Мысленная достройка воспринимаемых элементов объекта до целостного образа. Возникает целостная форма предмета на основе условных рефлексов, выработанных в течение жизни и хранящихся в опыте человека;
  • Предметность восприятия. Возможность отнесенности наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира. Способность отражать объекты реального мира в форме отдельных предметов. Это не врожденное свойство восприятия, его возникновение и совершенствование происходит в процессе онтогенеза;
  • Обобщенность восприятия. Отражение единичных объектов как особого проявления общего;
  • Избирательность восприятия. Из всего многообразия окружающей среды выделение одних объектов по сравнению с другими. Установки, интересы, потребности личности определяют избирательность восприятия. Избирательность раскрывает активность процесса восприятия как проявление содержательной стороны человеческой деятельности.

Избирательность восприятия

Мы уже видели: для того чтобы наши ощущения приобретали смысл, наше восприятие должно действовать избирательно. Но ка­ким образом происходит такой отбор? Воспринять что-либо — зна­чит, оценить это. Но из опыта нам известно, что внимание постоянно переключается. Что же определяет, какие именно стимулы будут при­влекать наше внимание?

При объяснении направленности внимания и избирательности вос­приятия психологи говорят о внутренних и внешних факторах.

Внешние факторы. В примере с кондиционером воздуха мы от­мечали, что звук работающего аппарата находится на краю нашего сознания до тех пор, пока он не исчезает, что тут же привлекает наше внимание. Наиболее важным оказывается стимул, который приводит к изменению в окружающей среде. Такое изменение может прини­мать различные формы. Одна из них — контраст (например, между звуком п тишиной). Мужчина ростом чуть выше 2 м привлечет к се­бе на улице большее внимание, чем на баскетбольной площадке. Бе­локожий ведущий теленовостей, одетый в просвечивающую африкан­скую рубашку, привлечет больше внимания, чем если бы на нем был темный пиджак в полоску. Большое пустое пространство в печатном рекламном объявлении по сравнению с его текстом будет оказывать тот же эффект.

Другой важный вид изменения — движение в окружающей среде. Люди автоматически реагируют на визуальное движение. Даже мла­денцы стараются следовать глазами за движениями, и движущиеся не­оновые сигналы, а не статичные будут привлекать внимание взрослых.

Постоянное повторение стимула также оказывается эффективным способом привлечь к себе наше внимание, — феномен, особенно ши­роко использующийся в рекламном деле. В ходе изучения психоло­гами так называемого эффекта «простого предъявления» обнаружи­лось, что повторение не только привлекает наше внимание, но и фор­мирует более позитивный аттитюд к данному стимулу . Из этого следует, что чем больше нам известно название бренда некоторого продукта, тем выше, при прочих равных условиях, мы будем его оце­нивать и тем больше шансов, что мы купим этот товар. Хотя эта связь и не является непреложным законом, она видна уже в том, что широко рекламируемые товары продаются лучше, если выбор в этой ситуа­ции не имеет для нас принципиального значения. Люди, оказываясь перед стеллажами, заполненными различными средствами для мы­тья посуды, скорее всего, возьмут первый из знакомых брендов, по­скольку все они, по существу, предназначены для одного и того же.

Этот принцип, по-видимому, действует и в других секторах экономики, о чем свидетельствует следующий пример из американской жизни:

Несколько лет назад страховая компания Northwest Mutual Life провела общенациональный опрос с целью выявить, насколько хорошо люди зна-1От ее название. Ее имя оказалось 34-м в списке страховых компаний. через две недели она снова провела подобное исследование. На этот раз ее имя оказалось на третьем месте. Что же способствовало такому голово­кружительному подъему от безвестности к славе? Две недели времени и один миллион долларов, затраченных на телевизионную рекламу . Размер также может оказаться важным внешним фактором. Вот почему газеты и журналы используют для заголовков шрифты раз­ного размера: чем важнее сообщение, тем крупнее шрифт.

Наконец, для привлечения нашего внимания используется интен­сивность стимула. Яркие цвета и громкие звуки широко применяют­ся в ходе общественных мероприятий — коммерческих, культурных или политических, — чтобы собрать массы людей и привлечь к себе внимание. Многие телевизионные рекламные ролики сразу заявля­ют о себе потоком ярких цветов или громких звуков; по этой же при­чине другие начинаются с неторопливых и черно-белых заставок.

Внутренние факторы. Упомянутые внешние факторы относятся к внешним стимулам. Однако воспринимающий их человек не будет нейтральным наблюдателем; различные люди по-разному реагируют на одни и те же ощущения. Женщина может надеть свитер, потому что в комнате становится слишком холодно, в то время как ее муж бросится открывать окна. Она может не услышать звонка будильни­ка, поднимающего на работу, но мгновенно проснется при первых зву­ках плача своего ребенка. Если же оба читают один и тот же журнал, то она будет просматривать материалы о женской одежде, а он — о мужской.

Оказавшись в одной и той же ситуации, мужчина и женщина при­вносят в нее разные интересы и мотивы. Их эмоциональное и физи­ческое состояние постоянно изменяется, и, если не произойдет так, что они будут одновременно испытывать одни те же чувства, то они будут реагировать по-разному. Но самый важный фактор в процессе восприятия — что именно люди ожидают услышать или увидеть в конкретной ситуации. У женщины существует перцептивная уста­новка на то, чтобы услышать плач своего ребенка. Она ожидает, что это произойдет. У мужчины же существует перцептивная установка на звон будильника, раздающегося по утрам в одно и тоже время, причем настолько сильная, что он просыпается за несколько секунд до звонка.

Смотреть что такое «Избирательность восприятия» в других словарях:

  • ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — (или селективность восприятия; англ. perceptual selectivity) свойство восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля к. л. объектов (или их частей) и признаков. И. в. осуществляется посредством механизмов внимания непроизвольного и… … Большая психологическая энциклопедия
  • ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — качество восприятия выделять «фигуру из фона», определяемое потребностями, направленностью или опытом личности (при апперцепции), волей или особенностями воспринимаемого объекта … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
  • ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — (селективность ) вы деление каких –либо объектов (или их частей ) ,находящихся в сенсорном поле поле восприятия. И . в. проявляется во внимании. Выделяемый и поэтому более отчетливо отражаемый объект выступает как «фигура «, остальные объекты как … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • избирательность восприятия (селективность) — выделение каких либо объектов (или их частей), находящихся в сенсорном поле – в зоне восприятия. И.в. проявляется во внимании. выделяемый и поэтому более отчетливо отражаемый объект выступает как фигура , остальные объекты – как ее фон … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В … Большая психологическая энциклопедия
  • Внимание — (старославян. имати брать) избирательность восприятия определённых аспектов действительности или сосредоточенность на определённой деятельности, которые индивид почему либо считает для себя более значимыми. * * * Психическая деятельность, в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ — относительно новая, претендующая на самостоятельность ветвь маркетинговых знаний, ключевая сфера маркетинговых исследований, характеризующая специфику поведения различных (как правило, целевых) групп потребителей,… … Маркетинг. Большой толковый словарь
  • Потребность — Потребность, нужда внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов. Ярким примером может служить жажда острое чувство потребности в… … Википедия
  • Потребности — Потребность – источник активности живых существ. Наиболее древние в эволюционном плане потребности являются генетическими программами, направленными на сохранение жизни, размножение и освоение окружающей среды. Чем больше полезных потребностей у… … Википедия
  • ФЛЕК — (Fleck) Людвик (1886, Львов 1961, Иерусалим) медик, социолог, историк науки и медицины в 20 30 е годы занимался исследовательской деятельностью в области бактериологии. В 1935 г. он опубликовал свою основную работу Возникновение и развитие… … Энциклопедия социологии

Избирательность восприятия заключается в преимущественном выделении одних объектов (или одних свойств, признаков, качеств предметов) по сравнению с другими.

Ее физиологическая основа — доминирование одного очага возбуждения в коре мозга при одновременном торможении (в силу отрицательной индукции) остальных участков коры.

Это явление хорошо иллюстрируется следующим примером: человек, впервые работающий с микроскопом, обычно закрывает один глаз, однако скоро убеждается, что в этом нет необходимости, так как при внимательном смотрении в микроскоп зрительные раздражения, идущие из другого глаза, заторможены, и поэтому, даже не закрывая другого глаза, можно увидеть только то, что находится в поле зрения в микроскопе.

Избирательность восприятия определяется как объективным и, так и субъективными причинами. К объективным причинам относятся особенности самих раздражителей (их сила, подвижность, контрастность), равно как и особенности тех внешних условий, в которых воспринимается предмет (его освещенность, удаление от нас и т. п.). Субъективные причины — это прежде всего отношение человека к воздействующим на него предметам, зависящее от их значения для него, от его потребностей и интересов, а также прошлый опыт человека и его психическое состояние в данный момент.

Исключительно важную роль в избирательности восприятий играет то, что они всегда включены в выполнение какой-либо деятельности (производственной, научной, учебной и т. п.) и всегда поэтому подчинены задачам этой деятельности. Один и тот же предмет может восприниматься по-разному, в зависимости от того, какую задачу человек ставит перед собой. При отсутствии же определенной задачи восприятие бывает очень неполным. Вот почему неясными оказываются образы таких предметов, с которыми приходится хотя бы и часто встречаться, но отчетливое восприятие которых не требуется задачами деятельности.

Нередко, например, человек не может ответить на вопрос о том, какие цифры — римские или арабские — на циферблате его часов, затрудняется припомнить окраску оперения хорошо знакомых ему птиц. И, наоборот, все это ясно воспринимается, если бывает нужно для выполняемой деятельности.

Зависимость восприятия от задач деятельности можно обнаружить и в лабораторных опытах. В одном из них группе студентов предлагалось вычертить определенную геометрическую фигуру, причем циркуль давался в собранном виде. Другой группе давался тот же циркуль, но в разобранном виде, и студенты должны были собрать его из готовых частей. После выполнения этих заданий циркуль убирался, и обеим группам, неожиданно для них, предлагалось возможно точнее изобразить циркуль, которым они только что пользовались. Оказалось, что все студенты первой группы, пользовавшиеся циркулем в собранном виде, изображали его неточно, без указания ряда важных деталей . Студенты же второй группы, собиравшие циркуль из отдельных деталей, изображали его правильно. Резкая разница в точности изображения одного и того же предмета определялась различием в задачах деятельности. В одном случае деятельность направлялась на вычерчивание фигуры, в другом — на сборку деталей циркуля.

Большое влияние на избирательность восприятия оказывает эмоциональное отношение к тому, что воспринимается. При безразличном отношении к предмету он или вовсе не замечается, или восприятие его носит поверхностный характер; при наличии же интереса или эмоционального отношения к предмету он легко становится объектом восприятия.

Избирательность восприятия может быть как временной, так и устойчивой. Временная избирательность определяется возникающими в данный момент потребностями, задачами и целями в настоящее время выполняемой деятельности, эмоциональным состоянием в данный момент. Устойчивая избирательность (в частности, профессиональная) складывается в результате многих лет деятельности человека в той или иной области. В последнем случае и возникают различия в восприятии одних и тех же предметов людьми разной профессии или разного возраста. Человек, не обладающий техническими знаниями, при осмотре машины заметит гораздо меньше деталей, чем инженер-конструктор. Взрослый иначе воспринимает картину, чем ребенок; он не только лучше понимает ее содержание и смысл, но и воспринимает в ней благодаря своим знаниям, опыту такие подробности, которые детьми не замечаются.

Существенную роль в восприятии играет, следовательно, прошлый опыт человека. Он оказывает сильнейшее влияние не только на то, что именно, но и на то, как воспринимает данный человек. Важное значение при этом имеет не только то, что уже прочно сложилось в течение более или менее длительного времени в предшествующем опыте, но и то, что носит временный характер и вызвано лишь непосредственно предшествующими восприятию фактами.

Значительное воздействие на восприятие оказывает так называемая установка, складывающаяся под влиянием непосредственно предшествующих восприятий и представляющая собой своеобразную готовность воспринимать вновь показываемый предмет определенным образом, зависящим от непосредственно предшествующих восприятий. Это явление широко изучено советским психологом Узнадзе и его сотрудниками и характеризует собой одну из существеннейших особенностей восприятия — зависимость восприятия от состояния воспринимающего субъекта, в свою очередь вызванного предшествующими воздействиями на него.

Примером образования установки могут служить следующие опыты, методика которых (равно как и многих сходных с ними) разработана Узнадзе. Испытуемому предлагают 15—20 раз подряд воспринимать два неравных объекта (например, два разных по объему шара, которые кладутся ему в руки, или два разных .кружка из бумаги, которые он воспринимает зрительно). После этого испытуемому предъявляются два равных объекта (два одинаковых шара, два одинаковых бумажных кружка), и он должен (так же, как и при показе неравных объектов) сказать, одинаковы ли они или нет, и если неодинаковы, то какой из них больше (или меньше). Оказывается, что в этих случаях объекты оцениваются обычно как неравные, причем наблюдаются двоякого рода ответы: одни испытуемые оценивают предметы в соответствии с предшествующим восприятием неравных объектов (т. е. меньшим считают тот объект, который находится по ту же сторону, какую занимал до этого действительно меньший предмет), другие же обнаруживают противоположную (контрастную) установку, оценивая как меньший тот предмет, который сейчас находится на месте большего предмета.

Опыты показали, что если указанная установка выработана в какой-либо одной области (например, зрительной), то она обнаруживается вслед за этим и в других областях (например, при осязании предметов). Влияние ее носит, следовательно, широкий характер, распространяясь на работу ряда анализаторов.

Физиологически такого рода установку можно рассматривать как один из случаев образования и функционирования динамического стереотипа, складывающегося под воздействием определенной системы раздражителей.

Ошибки при принятии решений

Отдельного внимания заслуживают ошибки восприятия ситуации при принятии решений. А именно:

  • Маятниковые решения. Это явление, при котором, осознав ошибочность своего решения, человек пытается вернуться в исходное состояние, считая, что из начальной позиции можно повлиять на ситуацию и исправить ее.
  • Дублирующие решения. Оказываясь в новых для себя условиях, человек старается адаптировать принимаемые решения к устоявшейся ситуации.
  • Противоречащие решения. В отличие от предыдущей ситуации, человек в новых условиях пытается принимать решения, полностью противоречащие ранее сложившемуся и устоявшемуся укладу.
  • Авантюрные решения. Из-за неполного восприятия действительности или переоценки собственных возможностей, человек принимает решение которое, скорее всего, не будет реализовано или потерпит крах.
  • Запоздалые решения. Опасаясь совершить ошибку, человек долго раздумывает, упуская правильное время для действий. Как результат, когда решение наконец-то принято, оно уже не может ни на что повлиять и не имеет никакого существенного значения.
  • Демотивирующие решения. Вместо того, чтобы поднимать дух окружающих и собственный настрой, человек занимает позицию, которая приводит всех в уныние.
  • Шаблонные решения. Человек постоянно действует по выработанной временем схеме, не анализируя ее эффективность.
  • Недооценка риска. Человек осознает угрозы и риски, но предпочитает думать, что с ним этого не случится.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]