Адекватная самооценка: что это такое и как ее достичь?


Адекватная самооценка – это соответствие собственного мнения о себе, реалистичной оценки возможностей и умений в контексте требований ситуации, реальной картины происходящего и ожиданий других людей. Случается два варианта перекоса: когда личность думает, что легко справится с планами и результат не соответствует, и когда прогнозирует провал, хотя легко может совершить необходимое. Уровень оценивания себя и его адекватность выявляется по исполнимости планов, как одному из главных критериев.

Адекватная самооценка личности является не только набором внутренних убеждений, но имеет подтверждения от специалистов в выбранной области. Т.е. человек может складывать, какой угодно образ себя и оценивать себя в соответствии с внутренними процессами, детскими установками, если это совпадает с мнением большинства авторитетов ситуации, то самооценку можно считать адекватной.

Факторы, влияющие на формирование самооценки

Неадекватная самооценка – это всегда плохо, она создает дискомфорт и проблемы и самому человеку, и его окружению. Но можно ли винить индивида в неправильном представлении о себе? Под влиянием чего формируется самооценка?

Социальные факторы

Основы самооценки закладываются в детстве, с того момента, когда малыш осознает свое «Я» и начинает сравнивать себя с другими детьми и взрослыми. Но в дошкольном, да и в младшем школьном возрасте дети еще не могут адекватно анализировать свои качества и свое поведение, поэтому оценочная сфера формируется полностью под влиянием взрослых. Помните, как у В. Маяковского: «Кроха сын пришел к отцу, и спросила кроха: — Что такое хорошо? И что такое плохо?»

Поэтому именно неправильные действия взрослых дают толчок формированию неадекватной самооценки. Вот некоторые из них:

  • несправедливые или чрезмерные наказания;
  • необоснованная и слишком частая похвала;
  • постоянное сравнение ребенка с другими детьми, чтобы показать его слабости, неумения, непослушание;
  • положение «царька» в семье или любимчика в школе;
  • подчеркивание и акцентирование внимания ребенка на его неудачах и промахах.

Детские психологи считают, что в целом похвала и поощрение приносят больше пользы, а постоянные выговоры и наказания – вреда. Дело в том, что отрицательные эмоции мы переживаем более сильно, чем положительные. И неприятные ощущения дольше хранятся в памяти и сильнее влияют на наше поведение. Так сложилось в процессе эволюции.

Мнение окружающих людей оказывает большое влияние на формирование самооценки и взрослого человека, особенно если речь идет о социально значимых людях, мнение которых для нас важно

Личностные факторы

На формирование самооценки влияют и индивидуальные особенности человека, своеобразие эмоций, темперамента, характера.

Люди с чувствительной психикой в большей степени переживают из-за своих неудач и из-за оценок окружающих, чем менее эмоциональные.

  • Человек, у которого преобладают черты меланхолика, склонен расстраиваться даже из-за незначительного случайного замечания и помнить его долго.
  • Флегматик, возможно, даже не обратит внимания на замечание.
  • Замкнутые, нелюдимые интроверты из-за оценок окружающих переживают меньше, чем общительные экстраверты. С другой стороны, экстраверты из-за их склонности к демонстративному поведению часто страдают от завышенной самооценки. Но и избегающие людей, предпочитающие одиночество люди нередко считают себя выше других, презирают окружающих, недостойных общения с ними.

То есть индивидуальные особенности личности, безусловно, влияют на формирование самооценки, но вектор ее задает прежде всего социальная среда. Есть и еще один важный фактор, связанный с оценкой человеком собственного «Я».

Уровень притязаний

Мы все стремимся к чему-то в жизни, ставим перед собой цели. И цели эти разные: кто-то хочет заработать на новую квартиру, кто-то создать собственную процветающую фирму, а для кого-то поездка к морю – предел мечтаний. Степень сложности, трудности цели или задачи, которую определяет для себя человек, и есть уровень его притязаний.

Так же как и самооценка, уровень притязаний может быть адекватным или неадекватным. Адекватным является такой, где цели соответствуют возможностям человека. Если выпускник школы со слабенькими знаниями и низкими оценками по ЕГЭ решит подавать документы в престижный столичный вуз, то у него явно неадекватный, завышенный уровень притязаний. А когда хороший ученик отказывается поступать в высшее учебное заведение, потому что боится провалиться, то уровень притязаний у него слишком низкий. И то, и другое плохо.

Формируется уровень притязаний под влиянием успехов и неудач, которые сопровождают человека на жизненном пути, и, в свою очередь, влияет на формирование самооценки. Ведь спортсмен, постоянно ставя себе планку, через которую он не сможет перепрыгнуть, очень быстро разочаруется в своих силах и в возможности добиться успеха. Да и заниженный уровень притязаний не способствует развитию самоуважения и веры в себя.

Но психологи все же считают, что низкий уровень хуже высокого и плохо влияет на формирование личности и ее положение в обществе. Он делает человека социально пассивным неудачником, не стремящимся к успеху.

Эффективные методы повышения самооценки

Самый главный шаг на пути к самосовершенствованию – осознать наличие проблемы. Часто человек маскирует ее за другими чувствами и сознательно избегает решения вопроса. Как только придет осознание, можно смело переходить к следующим методам повышения уверенности в себе:

  1. Заведите дневник достижений. Этот шаг не требует каких-либо серьезных денежных и временных затрат. Все просто: в конце каждого дня выделяйте 10-15 минут, чтобы записать свои маленькие и большие победы, которые случились с вами сегодня. Может быть, вы прочли книгу или, наконец, встали на час раньше обычного времени? Всегда можно найти повод для похвалы. Это поможет ежедневно формировать позитивное мышление и фокусировать свой взгляд на личных успехах. Важно перечитывать свои записи ежедневно.
  2. Смените окружение. Оцените тех, с кем вы чаще всего общаетесь. Если в вашем кругу есть негативно настроенные люди, откажитесь от взаимодействия с ними. Чаще находитесь в обществе позитивных и успешных людей, уверенных в себе и положительно настроенных по отношению к вам.
  3. Займитесь спортом. Лучший способ отвлечься, очистить мысли от негатива — физические упражнения. К тому же если заниженная самооценка связана с внешними данными, спорт поможет привести себя в форму. Кстати, во время занятий спортом наш организм вырабатывает гормон счастья — дофамин.
  4. Откажитесь от самокритики и самокопания. Не получится повысить самооценку, если постоянно себя ругать за что-либо или все время высказывать недовольства по поводу своей внешности и способностей. Чаще хвалите себя и думайте о хорошем.
  5. Избегайте сравнений. Каждый из вас — уникальная личность со своим индивидуальным набором качеств, достоинств и недостатков. Помните, что всегда найдутся те, кто достиг больших результатов, чем вы. В этом случае стоит брать с них пример, а не заниматься самобичеванием. А еще лучше – сравнивайте себя сегодняшнего с собой вчерашним, и отслеживайте свой рост, фиксируя достижения в дневнике, о котором мы говорили выше.
  6. Слушайте и проговаривайте аффирмации. Аффирмация — позитивное суждение, создающее правильный психологический настрой. Это наши утверждения и убеждения, мысли, чувства и желания, которые мы хотим иметь прямо сейчас. Важно формулировать аффирмации в настоящем времени. Например: «Я имею престижную и высокооплачиваемую работу», «Я красивая и здоровая», «Я счастливый человек».
  7. Выходите из зоны комфорта. Да, об этом методе слышат многие, но решается на это не каждый, ведь так уютно и безопасно находиться в своем «панцире». Посмотрите своей проблеме в лицо. Чувствуете неуверенность, когда находитесь в новой компании? Чаще посещайте людные места, мероприятия и первыми начинайте беседу. Отличным помощником для вас послужит наша онлайн-программа «Лучшие техники коммуникации», где вы научитесь эффективнее взаимодействовать с людьми благодаря интересным коммуникативным техникам. Стоит только сделать шаг, и вы поймете, что все не так страшно, как казалось на первый взгляд.
  8. Посетите тренинги. Существует много различных обучающих мероприятий, направленных на повышение самооценки, обретения уверенности в себе, что остается только выбрать подходящее именно вам. Если пока не готовы пройти тренинг, посмотрите фильм или прочитайте книгу на актуальную тему.
  9. Простите самого себя. Неуверенность часто является следствием чувства вины перед самим собой. Никто из нас не застрахован от ошибок, и здесь важно уметь их себе прощать. Напишите себе записку и расскажите в ней о своих чувствах, эмоциях, мыслях, проблемах, неудачах и обязательно письменно простите себе все то, за что ощущаете себя виноватыми.
  10. Медитируйте. Медитация помогает полностью расслабиться физически и отпустить мысли. Существует много разных техник, направленных на избавление от обиды на самого себя и достижение умиротворенности.

Уверенность в себе — это не врожденное качество, а сформированное в процессе жизни. Ваша главная задача на пути к здоровой самооценке – полюбить себя, научиться верить в собственные силы, что возможно только через ежедневную работу над собой и своими мыслями.

Занимайтесь любимым делом, не отказывайте себе в маленьких и больших радостях, всегда думайте о хорошем и тогда все получится!

Желаем удачи!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Формирование самосознания
  • Как повысить самооценку: практика из области НЛП
  • Три маски патологического нарциссизма
  • Психологический портрет
  • Преодоление синдрома самозванца
  • Полное руководство по уверенности в себе
  • Самокритика
  • Любовь к себе и принятие себя: о фундаменте счастливой жизни
  • Формирование правильной самооценки
  • Условия формирования характера

Ключевые слова:1Коммуникации, 1Психорегуляция

Расшифровка ваших результатов

Тест Будасси на самооценку хорош тем, что дает детальную расшифровку. Вы не просто узнаете, что она низкая (к примеру). Но и получаете подробные рекомендации. Вот расшифровка:

  • R от -1 до +1 – это значит, что представление у вас о вашем реальном «я» и идеале крайне нечеткое, а связь между этими двумя показателями крайне слабая, возможно, вам присуща тревожность;
  • R от +0,38 до +1 – связь положительная и достаточно устойчивая, а самооценка у вас – верная, возможно, чуть завышенная;
  • От +0,9 до +1 – завышенная, и достаточно неадекватная;
  • От -0,09 до -0,32 – оптимальная, но низкая;
  • От -0,38 до -1 – связь между «я» идеальным и «я» в реальности отрицательная, представления не совпадают с реальностью, самооценка – неадекватная, явно заниженная.

Самооценка – всегда субъективна, об этом вы обязаны помнить. Ее адекватность – это то, насколько ваши представления о себе соответствуют реальной картине. Неадекватно заниженная либо завышенная самооценка – яркий повод пересмотреть свое отношение к себе.

Определение Я-концепции

Я-концепция-это устойчивое представление человека о самом себе, образ собственного «Я». Обычно рассматривается как наше индивидуальное восприятие нашего поведения, способностей и уникальных характеристик — ментальная картина того, кем вы являетесь как личность. К примеру, убеждения «Я хороший друг» или «Я хороший человек», являются частью общей самооценки.

Я-концепция более гибка, когда люди моложе и все еще проходят процесс самопознания и формирования идентичности. По мере того, как люди взрослеют, они начинают лучше понимать, кто они и что для них важно, и самооценка становится более детальной и организованной.

По тому, что выделяли разные психологи, можно понять, что является важным в самооценке личности. И многие из этих позиций вы можете увидеть в современных тестах на самооценку. А можете найти тест какую-то конкретную область, чтобы оценить именно ее.

Согласно книге Ричарда Криспа и Рианнон Тернер, считающимися основными исследователями социальной психологии, «Я» человека состоит из 3 частей:

  • Индивидуальное «я» состоит из атрибутов и личностных характеристик которые отличают нас от других людей. Примеры включают интроверсию или экстраверсию.
  • Относительное Я определяется нашими отношениями с другими значимыми людьми. К примеру, братьев и сестер, друзей, супругов каких-то авторитетов.
  • «Коллективное Я» отражает нашу принадлежность к социальным группам и взаимодействие с ними. К примеру, школьного класса, русских, татар, рабочих, коммунистов, инженеров, любителей рок-музыки, патриотического кружка, сообщества геев.

Как и многие другие темы психологии, ряд теоретиков предложили различные способы мышления о Я-концепции.

Согласно теории, известной как теория социальной идентичности , самооценка состоит из двух ключевых частей: личной идентичности и социальной идентичности.

Личная идентичность включает черты и другие характеристики, которые делают каждого человека уникальным. Социальная идентичность относится к тому, как мы идентифицируем себя с коллективом, таким как сообщество, религия или политическое движение.

Психолог д-р Брюс А. Брэкен, долгое время занимающийся самооценкой взрослых и детей в 1992 году предположил, что существует шесть конкретных областей, связанных с самооценкой:

  • Социальные: способность взаимодействовать с другими
  • Компетентность: способность удовлетворить базовые потребности
  • Аффект: осознание эмоциональных состояний
  • Физическое состояние: ощущение внешнего вида, здоровья, физического состояния и внешнего вида.
  • Академический: успех или неудача в школе
  • Семья: насколько хорошо человек функционирует в семье.

Психолог-гуманист Карл Роджерс, много лет интересовавшийся самоактуализацией, развитием и пониманием себя человеком, считал, что все, что нужно для роста и развития заложенного в человеке природного потенциала — только создать соответствующие условия. А сама самооценка состоит из трех частей:

  • Представление о себе или как вы себя видите. Представление о себе, включая физические данные, качества личности и социальные роли. Оно не обязательно должно совпадать с реальностью, некоторые люди могут завышать представление о себе, а другие могут воспринимать или преувеличивать недостатки и слабости.
  • Самоуважение или насколько вы себя цените. В том числе то, как мы сравниваем себя с другими и как другие реагируют на нас. При положительной реакции у нас больше шансов развить положительную самооценку. Когда мы сравниваем себя с другими и обнаруживаем, что нам что-то не хватает, это может отрицательно сказаться на нашей самооценке.
  • Идеальное Я или каким бы вы хотели быть. Во многих случаях то, как мы видим себя, и то, как мы хотели бы себя видеть, не совсем совпадают.

Конгруэнтность и неконгруэнтность

Наши представления о себе не всегда полностью соответствуют реальности. Вернее, чаще не совпадают. Люди представлю себя совсем по-другому. Карла Роджерс назвал степень соответствия самооценки человека реальности конгруэнтностью. Если не соответствует-неконгруэнтностью. К примеру, некоторые ученики могут думать, что они хорошо учатся, но их оценки могут говорить о другом.

Роджерс говорит, что корни несоответствия уходят корнями в детство. Когда родители ставят условия для своей привязанности к своим детям (выражая любовь только в том случае, если дети «зарабатывают ее» определенным поведением и оправдывают ожидания родителей), дети начинают искажать воспоминания о переживаниях, из-за которых они чувствуют себя недостойными своих родителей. Дети, которые испытывают любовь, не чувствуют необходимости постоянно искажать свои воспоминания, чтобы поверить, что другие люди будут любить и принимать их такими, какие они есть.

Адекватная самооценка

Самооценка бывает адекватной или нет. Адекватность – это соответствие требованиям ситуации и ожиданиям людей. Если люди верят, что человек может с задачами справиться, а он не верит в свои силы, говорится о заниженной самооценке. Если человек заявляет о планах нереалистичных, говорят о его завышенной самооценке. Самый главный критерий адекватности самооценки – исполнимость планов человека.

Адекватность частной и конкретно-ситуативной самооценки

Конкретно-ситуативная самооценка может быть достаточно объективно оценена как адекватная либо, например, заниженная: если опыт показывает, что человек на самом деле справляется с задачами, на которые внутренне долго не мог решиться – значит, у него самооценка объективно заниженная. Как правило, адекватность самооценки подтверждается не только практикой (результаты которой можно по-разному интерпретировать), но и мнением авторитетов: специалистов в той области, где человек заявляет о своих притязаниях. Адекватность конкретно-ситуативной самооценки обычно выравнивается с опытом. См.→

Как оценить адекватность личностной самооценки?

Адекватная личностная самооценка – соответствующая реальным результатам и фактам, ожиданиям референтной группы людей, не завышенная и не заниженная оценка своих возможностей, своих ограничений и своего места среди людей (шире – своего места в жизни). Самооценка незрелой личности обычно зависит от оценок окружающих, которые сами не всегда бывают адекватными. Чем личность более зрелая, тем более адекватна ее личностная самооценка. И наоборот, чем более адекватна самооценка личности, тем более это говорит о ее зрелости. См.→

Неадекватная самооценка как рабочая задача и как психотерапевтическая проблема

Неадекватную самооценку бывает нужно менять (например, делать более адекватной), но к этому конкретный человек может отнестись и как к рабочей задаче, и как к личностной, психотерапевтической проблеме. Задачу он будет решать (определил контекст, конкретизировал цель, сформировал пункты плана, начал работать), проблему чаще люди переживают. И обращаются к психологам и психотерапевтам.

Конкретно-ситуативная самооценка чаще ставится как рабочая задача, личностная самооценка чаще переживается как личностная, психотерапевтическая проблема. Смотри Перевод проблемы в задачу

Зачем нужно разбираться, адекватная самооценка или нет?

Определение адекватности самооценки дает возможность:

  • давать рекомендации по повышению или понижению амбиций и уровня притязаний,
  • говорить в целом о большей или меньшей личностной адекватности человека.

Не способны принимать подарки и знаки внимания

Женщина с заниженной оценкой способностей не считает себя достойной любви, не допускает мысли, что противоположный пол может испытывать к ней искренние чувства. Поэтому она ощущает себя «не в своей тарелке», когда ей преподносят цветы, подарки или пытаются с ней познакомиться.

Прежде чем диагностировать у себя депрессию и заниженную самооценку, убедитесь, что вы не окружены идиотами. (Зигмунд Фрейд)

Комплименты произносятся, чтобы похвалить женщину, акцентировать внимание на ее достоинствах. Но с неуверенной в себе дамой иначе. Она примет их за лесть, обман или издевательство. Благодарности за приятные слова от нее ждать не придется. Представительница прекрасной половины человечества сделает вид, что пропустила ваши слова мимо ушей или переведет тему разговора.

Что влияет на формирование самооценки

Самооценка закладывается у человека с раннего детства.

  • Имеет значение как родители показывают свою любовь к ребенку
    . Если любовь безусловна, не зависит от хорошего поведения, такой ребенок вырастает с нормальной или высокой самооценкой. Когда он понимает, что его будут любить только за что-то (убрал игрушки, получил отличную отметку, вынес мусор), то во взрослом возрасте человек будет полагать, что его нельзя любить просто так, а хорошее отношение нужно заслужить.
  • Большую роль играет отношение родителей к успехам и провалам малыша
    . Положительную роль в формировании самооценки имеют такие оценочные суждения родителей как: «Ты справишься с этим», «Такой смышленый малыш обязательно это сделает».

Соответственно, высказывания в духе: «Тебя не спрашивают», «Много ты понимаешь», «Ну вот, как всегда, ты безрукий» на долгие годы закладывают у человека установку о том, что он «плохой», ни на что не годный, глупый, неумеха и т.д.

Самооценка может упасть уже в зрелом возрасте. К примеру, человек старается построить карьеру, много работает, повышает квалификацию, а служебного роста не происходит. Личность начинает сомневаться в своих способностях. Если самооценка изначально была нормальная, причина неудачи будет найдена. Невысокая самооценка может упасть еще ниже.

Женщин часто намеренно обесценивают мужчины, с которыми они состоят в близких отношениях. Закомплексованный партнер специально унижает жену или подругу, чтобы иметь возможность навязывать ей свою волю. Женщина начинает недоумевать и анализировать, что с ней не так. Если родителями привиты уважение и любовь к себе, то с токсичным партнером девушка расстанется, если нет — будет страдать и доказывать свою нужность неподходящему мужчине.

Изучение самооценки личности

Специалисты утверждают, что изучение самооценивая личности выполняет три основных функции:

  1. развивающая функция: данная функция есть толчок к развитию личности;
  2. защитная функция: данная функция обеспечивает и независимость личности, и относительную стабильность;
  3. регуляторная функция: данная функция разрешает проблемы личностного выбора.

Психологи утверждают, что необходимо каждому человеку заглядывать в себя. Это связано с тем, что внутри индивида кроются решения большинства трудностей. Если человек «покопается в себе», то это привет к тому, что он может избавиться от мусора, который там присутствует. При всем при этом те веще, которые являются нужными, а так же полезными для человека, выдвигаются на первый план. А вещи, в которых не нуждается индивид, прячутся по – дальше.

Самооценка личности способна сформировать самосознание индивида. Человек в процессе собственного оценивания, подключает и оценивание своих свойств, качеств, возможностей. Данное осуществляется через анализ, самоотчет, самонаблюдение, сопоставления себя с иными людьми. С такими людьми, с которыми он пребывает в непосредственном контакте.

Самооценивание – это не есть простейшее удовлетворение любопытства. Здоровое чувство самолюбия, стремление к успеху, самосовершенствование – все это и есть движущие мотивы. Это связано с тем, что человеческая жизнь является, своего рода, затяжной борьбой с самим собой.

При помощи самооценивания личности можно и просмотреть реальное «Я», и связать его с собственным прошлым и будущим. Самооценка личности дает возможность человеку просмотреть собственные корни как слабых сторон, так и сильных сторон, а так же увериться в их объективности, научиться обретать адекватные модели для собственного поведения в ежедневных ситуациях. Тот индивид, который смог познать себя, автоматически превращается в абсолютного иного индивида.

В структуре самооценивания личности имеется несколько элементов:

  1. эмоциональный элемент;
  2. когнитивный элемент.

Когнитивный элемент подразумевает под собой абсолютно все, что индивид узнал о самом себе из совершенно разных источников информации.

Эмоциональный элемент подразумевает под собой свое отношение к совершенно разным сторонам личности. Сюда можно отнести следующее:

  1. привычки;
  2. характер;
  3. черты;
  4. поведение.

Как формируется самооценка?

Ее основы закладываются еще в детстве. После младенческого возраста ребенок начинает осознавать суть сравнений, в его системе понятий появляется самооценка. Родителям стоит быть осторожнее с высказываниями в адрес сына или дочери. Фразы вроде «Алина учится лучше по всем предметам» или «а вот Дима к своим четырнадцати уже второй язык учит» не мотивируют детей.

Скорее подобные выражения заставляют их ненавидеть и Алину, и Диму, а иногда и родителей, которые наносят удар по самооценке. Ребенок/подросток не должен думать, что ему нужно заслуживать любовь близких или пытаться перегнать ровесников в надуманной гонке. Ему необходимы в первую очередь поддержка и вера. Напротив, захваливание тоже не приводит к формированию адекватной оценки.

Взрослые, внушающие ребенку, что он самый талантливый, а остальные ему в подметки не годятся, оказывают медвежью услугу. Воспитанные на похвале, даже вышедшие из пубертатного периода, не способны к самокритике. Это мешает им развиваться, искоренять собственные недостатки. Некоторые из тех, кто в свое время получил «передозировку» комплиментов и лести, в зрелом возрасте становятся забитыми, нелюдимыми. Такая модель поведения – результат сочетания родительских действий и суровой реальности. Понимание того, что в собственной уникальности он не уникален, приводит человека к депрессии и другим психическим расстройствам.

Кроме этого, на самооценку влияет и ряд других факторов, среди которых окружение (одноклассники, однокурсники, коллеги по работе, родственники), материальное положение, образование. Многие комплексы родом еще из школы. Жертвы травли долго справляются со страхами, до конца жизни подвержены фобиям. Сильно бьет по самооценке сравнение собственного материального положения с доходами более успешных. Но оценка себя не статична; она меняется в течение жизни, уровень зависит в том числе от усилий ее обладателя.


Хотите узнать свой генетический потенциал на уровне биохимии и
получите инструкцию индивидуального развития
.Примите участие в проверке уникальной методикиДизайн Человека

. Только 2 дня для читателей wikigrowth.ru участие бесплатно.Получить сейчас

Недовольство собой и своей внешностью

Самооценка – результат сравнения.

В своем внешнем виде россияне недовольны:

  • 75% фигурой;
  • 44% целлюлитом;
  • 40% растительностью на теле;
  • 17% определенной частью тела (нос, уши, подбородок и прочее).

Считают, что нет необходимости в услугах пластического хирурга 72% опрошенных женщин.

Если не полюбить себя, какой ты есть сейчас, всегда найдется повод для огорчения: соседка стройнее, у коллеги ноги длиннее, у сестры кожа без морщин и так до бесконечности. Итог – расшатанная нервная система у женщины и ее партнера, так как ему придется выслушивать постоянно этот бред.

Недовольство внешностью у большинства женщин возникает в детстве, подростковом возрасте или после родов, когда физиология женщины подвергается резким изменениям. С возрастом оно усиливается.

По данным социологических опросов, 7 из 10 женщин в России недовольны своей внешностью. Лишь 7% дам уверены в своей красоте. В комплиментах, то есть в поддержании самооценки, нуждаются 60% респондентов.

Поднятие самооценки за счет корректировки внешности считают эффективным большинство женщин. Для достижения цели на помощь приходят современные препараты и процедуры косметологии, фитнес, диеты, пластическая хирургия.

Коррекция самооценки

Возможность изменения своей самооценки в сторону более адекватной волнует многих людей. Особенно это характерно для зрелых и уже казалось бы состоявшихся личностей, когда человек осознает, что неправильная оценка своих сил и возможностей мешает ему достигнуть успеха и плохо влияет на отношения с окружающими.

Самооценка поддается коррекции даже самостоятельно, хоть в особо запущенных случаях требуется помощь психотерапевта или психолога-консультанта. Но проще повысить самооценку, чем снизить неадекватно завышенную. Точнее, есть условия, при которых самооценка понижается, но чаще всего они неприятные и даже травмирующие для человека.

Если же индивид осознал, что у него неадекватно завышенная самооценка, значит, смог посмотреть на себя критически, а следовательно, не такая эта самооценка у него и завышенная. В любом случае он уже на правильном пути.

Существует множество советов, касающихся повышения самооценки. Но сначала стоит разобраться, в какой сфере вы себя недооцениваете. Что вас больше в себе не устраивает или чего вам не хватает для повышения самоуважения? Выпишете на отдельном листе в столбик основные области, в которых реализовывается человек:

  • отношения с людьми;
  • профессиональная деятельность (или выбор профессии);
  • внешность;
  • уровень знаний, интеллект;
  • увлечения;
  • семья.

Можете сами добавить что-то важное для вас. А теперь оцените свою успешность в этих сферах по 10-балльной шкале. Если оценки будут несколько выше 5 баллов, то у вас самооценка в пределах нормы, но можно ее повысить

Если оценки будут несколько выше 5 баллов, то у вас самооценка в пределах нормы, но можно ее повысить

А если существенно ниже 5, то на эту область следует обратить особое внимание

Подумайте, почему вы считаете, что в данной области вы неуспешны? А что вам не хватает, чтобы почувствовать себя более уверенным, начать уважать себя и даже восхищаться? Выпишите на отдельном листе то, чего вам не хватает. И начинайте работать, устраняя эти недостатки.

Как видите, ничего сложного. А если вы хотели бы «волшебную таблетку» или готовый рецепт, так их нет. Люди-то все разные, проблемы у нас тоже разные. Но можно дать несколько общих советов для повышения самооценки:

Перестаньте сравнивать себя с другими. Помните, каждый человек уникален, не лучше или хуже, а просто другой. И ваше преимущество в том, что вы отличаетесь от других. Посмотрите вокруг и постарайтесь увидеть все самое хорошее и светлое. Остановитесь, закрепите у себя в голове это ощущение и постарайтесь больше не допускать негативных мыслей – они притягивают неудачи. Начиная любое дело, ориентируйтесь на успех, поражение приходит к тому, кто его ждет. Улыбайтесь. Улыбка – мощнейший инструмент, настраивающий наше состояние на позитив

Но не менее важно, что она и окружающих людей настраивает на более высокую оценку нас. Напишите на бумажке все свои достоинства и почаще перечитывайте их, особенно когда почувствуете неуверенность и страх неудачи

Будьте более открыты. Не стесняйтесь обращаться к людям за помощью и поддержкой.

Связь низкой самооценки и неуверенности в себе

Для начала перечислю основные признаки низкой самооценки:

  1. Чрезмерная чувствительность к критике
  2. Зависимость от мнения окружающих
  3. Пассивность
  4. Нерешительность, страх ошибиться
  5. Тревожность
  6. Чрезмерная ревность
  7. Зависть, когда ты сравниваешь себя с другими людьми не в свою пользу
  8. Излишняя критика самого себя
  9. «Мания величия» — оборотная сторона низкой самооценки (или нарциссизм, о котором я писала в этой статье).

Человек, имеющий хотя бы несколько из вышеперечисленных признаков, не бывает уверенным в себе. Как следствие — редко добивается успехов в карьере, личной жизни и даже повседневных мелочах.

Поэтому связь низкой самооценки и неуверенности в себе будет предельно простой: человек уверен, что у него ничего не получится. То есть заниженная самооценка — прямая причина неуверенности. Человек считает себя недостаточно образованным для успешной карьеры, недостаточно обаятельным для отношений с противоположным полом, недостаточно талантливым для занятий творчеством. Для каждой сферы жизни неуверенный персонаж найдет свое «недостаточно».

Поэтому для того, чтобы стать уверенной в себе личностью, надо начинать с поднятия самооценки. Ниже я расскажу о том, как это сделать.

Её формирование

Источники её формирования у индивида, отличаются у каждого человека. Тем не менее из всех них, можно выделить несколько. На тему источников её формирования было написано множество работ известных учёных, и каждый учёный добавляет что-то своё, при этом не меняя основных.

На протяжении столетий, в которых существовала наука психология, источники формирования менялись, и вот такую структуру мы можем увидеть сейчас:

  • Сопоставление себя идеального и себя реального.
  • Мнение общества об этом индивиде.
  • Самостоятельная оценка собственных достижений.
  • Сравнение себя с кумиром или индивидом, который олицетворяет совершенство для данной личности.

Таким образом, можно судить о том, что она у индивида, в отличие от системы ценностей, начинает формироваться и видоизменяться с течением времени. Но начинается этот процесс с самого раннего возраста, примерно с 3-ёх лет, когда ребёнок начинает активно изучать окружающий мир и своё место в нём.

Первое переосмысливание собственной значимости обычно начинается во время переходного возраста и продолжается в течение всего его срока.

Особенности фрустрации


Фрустрация — это травмирующие состояние психики, которое возникает у человека в том случае, когда он не может что-то сделать либо думает, что не сможет достичь собственных желаний и целей.

При этом очень часто причиной такого состояния становится слишком высокая, либо наоборот, низкая самооценка, а также завышенные притязания. В этом случае можно решить проблему, лишь полностью избавившись от своих комплексов, вернув себе уверенность в своих силах и трезвый взгляд на окружающие вещи.

В жизни современного человека присутствует постоянная борьба: за место под солнцем, за свою семью, а также нормальное отношение, успех на работе — такие факторы можно перечислять очень долго. Правильно расставив все свои приоритеты в жизни и цели, избавившись от трудностей с собственной самооценкой, можно получить новую положительную черту характера — самоуважение.

Частный и общий уровень

Также можно различить частный и общий показатель развития самооценки у личности. Частичные притязания относятся к достижению своей цели в области деятельности (музыка, спорт, кино) либо в человеческом отношении (потребность занять нужное место в семейных, дружеских либо производственных взаимоотношениях, а также в коллективе). В основе данного притязания находится собственная самооценка в определённой сфере.

Притязания также могут быть общими, они будут относиться сразу к множеству области жизни человека и, прежде всего, к тем, в которых участвуют его нравственные и интеллектуальные проявления. Такой показатель будет очень тесно связываться с показателем самооценки человека, и будет сформирован под влиянием субъективного переживания в успех либо неуспех своей цели.

Определение

Самооценка женщины – это способность объективно оценивать собственные способности, личные качества, социальный статус и себя как личность. Отношением к собственной персоне определяются взаимоотношения в социуме, положение женщины в семье и на работе.

Уровень самооценки обеспечивает сложность целей и задач, достичь которые пытается женщина в жизни. Одна стремится занять руководящую должность, зная, что ей это по силам. Другая 20 лет довольствуется работой клерка, не помышляя о большем. Одна выходит замуж за принца, другая живет с алкоголиком и драчуном, неспособным обеспечить семью, боясь остаться в одиночестве.

Самооценка – одно из базовых понятий психологии. С оцениванием своих способностей мы сталкиваемся чаще, чем кажется. Догоняем ли мы отъезжающий от остановки автобус, пишем реферат в ВУЗе или готовим новое блюдо к приходу гостей, сначала мы оцениваем свои возможности – скорость передвижения, способность раскрыть тему реферата или умение готовить.

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.

Самоанализ в повседневной жизни – инструмент контроля, измерения модели поведения. Неадекватное сопоставление образа «Я», находящегося в мыслях человека, с действительностью приводит к заниженной или завышенной самооценке, к невротическому расщеплению личности, но не в клиническом смысле.
Современный человек представляет собой «набор самопрезентаций», то есть он хочет понравиться окружающим и выставляет напоказ те черты характера (часто ему не присущие), которые, по его мнению, должны выгодно выделять его из толпы. Со временем он начинает верить в придуманный образ, соответствовать ему, отрываясь от действительности. Когда перед ним ставят реальные цели и задачи, он оказывается неспособным их выполнить или решить. Самооценка падает.

Понятие «самооценка деятельности» обозначает разностороннюю оценку предприятия сотрудниками с целью выявить слабые стороны в производственном, финансовом или межличностном плане.

Функции самооценки

Описание и содержание функций самооценки личности, как базового понятия в психологии приведены в таблице.

ФункцииОписание
СтимулирующаяМотивирует человека на поступки, которые могут повысить самооценку.
Пост прогнознаяБлокирует поступки, которые могут сказаться на самооценке.
РегулирующаяОбеспечивает принятие личностью задач и выбора решений.
ЭмоциональнаяПозволяет человеку удовлетворять потребности и получать удовольствие от жизни.
ЗащитнаяФормирует стабильность личности.
КонтролирующаяОбеспечивает самоконтроль в ходе выполнения человеком задач, осуществления действий.
РазвивающаяМотивирует к саморазвитию, совершенствованию.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]